Возникновение Афинского гос-ва. Путь Афин от аристократии к демократии – реформы Клисфена и Солона.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ КАК ГОСУДАРСТВА. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (АНТИЧНЫЙ ПОЛИС)Во II тыс. до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. На протяжении истории Древнего мира Эллада представляла собой множество городов-полисов.Конечно, с течением исторического времени один доминирующий полис сменял другой, но Древняя Греция никогда не была единым государством.Характерным отличием древнегреческого (и вооб- ще античного) рабовладения был его частный харак- тер. Рабы принадлежали их конкретному владельцу и никогда - государству в целом. Земельные ре- сурсы также находились в частной собственности. В Греции были все благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способ- ствовало быстрому становлению рыночного хозяй- ства и росту частной собственности. Природные условия повлияли на организацию го- сударственной власти в Греции. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, оказались существенным препятствием для полити- ческого объединения страны и делали невозможным и ненужным централизованное управление. Каждый полис имел свои естественные границы, которые в случае начала боевых действий имели стратеги- ческое значение. Так, естественные барьеры предопределили воз- никновение многочисленных, сравнительно неболь- ших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государствполисов.Насе- ление полиса включало от нескольких сотен до двух тысяч человек. Сначала это была родовая община, но со временем она становилась соседской. Географическая и политическая замкнутость поли- са при дальнейшем разделении труда делала его за- висимым от общегреческой и международной мор- ской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего - греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с други- ми полисами, с колониями, с восточными странами и т. д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создава- ли открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию. Несмотря на то что в каждом городе были свои правители, все греческие полисы считали себя эллинами и имели общий пантеон олимпийских богов. Античный полиспредставлял собой закрытое микрогосударство, выросшее на основе одной или нескольких соседских общин. СМ Простой народ уступил бразды правления прак- т" " тически во всех античных полисах родовой аристок- ратии - крупным земельным собственникам. Дальнейший процесс демократизации политиче- ской жизни в античных городах-государствах сопро- вождался обострением борьбы между аристократи- ей и народом (демосом). К VI-V вв. дон. э. на первый план среди несколь- ких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афиныи Спарта.Под знаком соперничества в политической сфере этих двух по- лисов разворачивалась вся последующая история Древней Греции. Для Афин была характерна частная собственность на землю и частное рабовладение. В Спарте земля находилась в государственной соб- ственности и рабы-илоты принадлежали не конкрет- ному частному лицу, а всему государству-полису. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ В АФИНАХ Афиныбыли главным городом Аттики - обчисти, расположенной на юге Балканского полуострова. Население Аттики постепенно соединялось вокруг Афин. Эта область была богата природными ископае- мыми. Земледелием можно было заниматься лишь на небольших и немногочисленных долинах. Государства еще нет. Племенем управляют народ- ное собрание, совет старейшин, вождь-базилевс. Американский историк Л. Г. Морган назвал этот строй военной демократией.Главным источником силы и богатства этого по- лиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью быстро превра- тился в экономический, торговый и культурный центр. У Афин был самый мощный в Элладе флот, активно вели торговлю с колониями, перепродава- ли полученные товары другим полисам. Афины - небольшое государство. Это то, что приня- то называть ォполисомサ - городом-государством.Граждане полиса представляли собой общину, основан- ную на совместном праве пользования и распоряжения землей, совместном управлении общими делами. Важным этапом в длительном процессе образова- ния государства в Афинах были реформы, связывае- мые по традиции с именем легендарного героя Те- сея. Приписываемые ему реформы - результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н. э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В ре- зультате синойкизма в Афинах был создан совет,управлявший делами всех четырех племен. Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизациичерез острую борьбу с родовой знатью. Знатные образовали сословие эвпатридов(ォблагородныхサ), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов,ремесленни- ки - демиургов.Замещение всех важных должно- стей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание (ареонлаг),никем не выбираемое и никем не контролируемое. Ареопаг осуществлял высший суд, наблюдал за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоявший из 9 старейшин - архонтов.Они избираются ареопа- гом сроком на год. Начиная с VI в. до н. э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включались общинники. Некоторые из них стали заниматься ре- меслом. Относительно высокий уровень производи- тельных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIIIVIвв. до н. э., и особенно благоприят- ные природные условия самой Аттики способство- вали появлению значительного ремесленного и тор- гового населения. Мелкие собственники в решающий момент могли объединиться и сообща отстоять свои интересы, не подчиняясь давлению аристократов. На рубеже VIIVIвв. до н. э. перед полисом стояла серьезная проб- лема, которая реально угрожала его дальнейшему существованию. Свободные общинники не всегда справлялись с трудами крестьянина и часто попа- дали в долговую кабалу к аристократам. Если не получалось отработать долг, то крестьянин стано- вился рабом. Из пут долгового рабства выбраться было практически невозможно. Новый хозяин мог продать своего земляка куда угодно, получив за него деньги. В перспективе наиболее слабой части по- лиса угрожала перспектива быть проданными. По- лис пожирал своих граждан. СОЛОН Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные. Политическая реформа Солонаустанавливала имущественный ценз и была направлена на уничто- жение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богат- ства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством. Солон закрепил деление граждан на четыре разрядапо имущественному признаку. Самые бо- гатые были причислены к первому разряду. Просто богатые - ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и каз- начеями могли становиться лишь представители первого разряда. Третий разряд составили гражда- не среднего достатка. Все прочие - феты - были зачислены в один четвертый и последний разряд. По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должност- ных лиц и проверяло их работу. В Собрании каж- дый имел право высказаться и каждый вопрос тща- тельно обсуждался. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя -суд присяжных. Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. В народном собрании участ- вовали все разряды свободного населения. В 509г. дон. э. аристократ Клисфениниции- рует реформы, которыми были ликвидированы старые племена.Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделе- ние. Аттика была разделена на 10 территориальных фил,каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории (тритии) - городскую, прибрежную и земледельческую. Клисфену принадлежит изобретение остракизма(изгнание из государства как мера превентивного наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане). В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в ру- ках горожан-ремесленников, купцов. Землевладель- ческая ォравнинаサ была оттеснена на второй план. Помимо этого, страна была поделена на наимень- шие районы - емы. Их было около ста. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот - по 50 человек от каждой новой филы.