Основные этапы в истории Др Египта. Общественный и государственный строй.

Список использованной литературы

Решите задачу: Стадо овец, принадлежащих А., паслось на лугу. Во время грозы стадо убежало в лес, где их нашел Г. и перегнал тайком к себе. Вскоре 3 овцы принесли приплод. Через 3 месяца А. узнал, что овцы находятся в доме Г. и предъявил ему виндикационный иск. А. признал иск частично, согласившись вернуть овец, но отказался передать ягнят. Какое решение будет принято по делу согласно Институциям Гая?

Решите задачу: Франкский крестьянин-общинник Руадперт, имущество которого (постройка, скот и пр.) оценивалось в 20 солидов, убил свободного человека. Какое наказание он должен понести по Салической правде? Какие меры может принять виновный, чтобы избежать более тяжелого наказания?

 

В соответствии с § 1 статьи ХLI Салической правды человек, лишивший жизни свободного человека, присуждается к уплате 8000 ден., что составляет 200 сол. Но заплатить виру родственникам полностью Руадперт не сможет.

Поэтому согласно статье LVIII «О горсти земли» – если кто лишит жизни человека и, отдавши все имущество, не будет в состоянии уплатить следуемое по закону, он должен представить 12 соприсяжников, (которые поклянутся в том), что ни на земле, ни под землею он не имеет имущества более того, что уже отдал. И потом он должен войти в свой дом, собрать в горсть из четырех углов земли, стать на пороге, обратившись лицом внутрь дома, и эту землю левой рукой бросать чрез свои плечи на того, кого он считает своим ближайшим родственником. Если отец и братья уже платили, тогда он должен той же землей бросать на своих, т.е. на троих ближайших родственников по матери и по отцу. Потом, в (одной) рубашке, без пояса, без обуви, с колом в руке, он должен прыгнуть через плетень, и эти три (родственника по матери) должны уплатить половину того, сколько не хватает для уплаты следуемой по закону виры. То же должны проделать и три остальные, которые приходятся родственниками по отцу. Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону. Если же и этот не будет иметь, чем заплатить все, тогда взявший на поруки убийцу должен представить его в судебное заседание, и так потом в течение четырех заседаний должен брать его на поруки. Если же никто не поручится в уплате виры, т.е. в возмещении того, что он не заплатил, тогда он должен уплатить виру своею жизнью.

 

 

 

Согласно книга 4. Об исках: По институции Гая рассматривается 2 вида исков: вещные и личные. В статье 2 книги 4 говорится: «Личным будет тот иск, который мы заявляем против того, кто ответственен или по договору, или по деликту, то есть личный иск бывает тогда, когда мы формируем исковое заявление таким образом, что ответчик должен или передать, или сделать, или предоставить что-либо…». В следующей статье говорится о вещных исках: «Вещный иск имеет место тогда, когда мы заявляем или утверждаем, что телесная вещь – наша, или начинаем спор о том, что мы имеем какое-либо право,…то есть право требовать от соседа, чтобы он никоим образом не мешал виду…». Вещные иски называются еще виндикациями, а личные иски, в которых мы выражаем требование дать что-либо или сделать что-либо, называют кондикциями. Другими словами виндикационный иск предоставлялся собственником вещи, которая в силу каких-либо причин была им утеряна и оказывалась у третьего лица. Виндикационный иск по существу представлял собой спор о праве собственности, в котором настоящий собственник должен был доказать свой титул на спорную вещь. При наличии таких доказательств вещь возвращалась собственнику вне зависимости от того, как она попала последнему владельцу. Если этот владелец чужой вещи был добросовестным, т.е. не знал о незаконности обладания ею, он должен был вернуть собственнику вещь и все плоды, полученные от нее с момента возбуждения виндикационного иска. Недобросовестный владелец сверх того присуждался к возмещению всех плодов, полученных от вещи за время владения ею. За преступления, которые были совершены сыновьями или рабами установлен специальный ноксальный (noxa – вред,ущерб) иск, по которому отцу или господину предоставляется выбор: или принять на себя последствия совершенного преступления в виде вознаграждения или же выдать виновного.

Следовательно, Г. должен вернуть овец и приплод А.

 

 


 

Всемирная история государства и права. / Под редакцией А.В. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 2001. 403 с.

Гай. Институции / Пер. с латинского Ф. Дыдынского / Под. ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова. – М.: Юристъ, 1997. – 368 с.

Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. ХLI М.: Норма: ИНФРА-М, 2000. – 730 с.

Желудков А.В, Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. – М.: ПРИОР, 2003. – 371 с.

Институции Гая // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / сост. В.Н. Садиков; под ред. З.М. Черниловского. М.: Высшая школа, 1998. – 438 с.

История государства и права зарубежных стран. Учебник. / Под редакцией К.И. Батыра. – М.: Проспект, 2004. – 489 с.

История государства и права зарубежных стран: [учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция»] / М.Н.Прудников. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ-ДИАНА, 2008. – 543с.

История государства и права зарубежных стран. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. Часть 1. / Под общей редакцией О.А. Жидкова, Н.А. Крашенниковой. – М.: Норма-Инфра-М, 2001. – 382 с.

Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: Изд. Русский гуманитарный университет; 2002. – 463 с.

Новицкий И.Б., Перетерский И.С. Римское частное право. – М.: Юристъ, 2001. – 316 с.

 

 

 

Государство Древнего Египтасложилось в се- веро-восточной части Африки, в долине, располо- женной по нижнему течению реки Нил. В первой половине IV тысячелетия до н. э.в египетском обществе начинают происходить диф- ференцированные процессы.Постепенно в связи с интенсивным развитием ирригационного земледе- лия происходит социальное расслоение, из общей массы выделяется управленческая верхушка во главе с первосвященниками-жрецами. Ко второй половине IV тысячелетия до н. э.происходит постепенное складывание первых го- сударственных образований,получивших назва- ние ォномыサ.Такие протогосударственные объеди- нения возникали в процессе сосредоточения вокруг храмов сельских общин с целью совместного веде- ния ирригационных работ. География расположения номов, растянувшихся вдоль единой водной магист- рали, способствовала их объединению под эгидой наиболее сильного нома во главе с номархом. Так, в Верхнем (Южном) Египте появляется новый поли- тический институт единовластного монарха- царя со всеми атрибутами деспотической власти над остальными номами. Цари Верхнего Египта к концу IV тысячелетия до н. э. завоевывают весь Египет. Такая ранняя централизация Древнеегипетского государства была предопределена материальными предпосылками общества, а именно - характером ведения хозяйства. Хозяйственная ЖИЗНЬ была свя- зана с постоянной зависимостью населения от пе- риодических разливов Нила, а необходимость пре- одоления их последствий требовала жесткой централизованной системы управления. В исторической науке историю Древнего Египта принято разделять на четыре основных периода.1. Период Раннего царства (с 3100 по 800 г. до н. э.)-Иначе этот период называют эпохой царствования первых трех династий египетских фараонов, 2. Период Древнего, или Старого, царства, кото- рый качался около 2800 г. до н. э. и закон- чился в 2250 г. до н. э.Этот период включает в себя время царствования III и IV династий. 3. Период Среднего царства (около 2250-1700 гг. до н.э.)> эпоха царствования XI-XH династий еги- петских фараонов. 4. Период Нового царства (около 1575—1087 гг. до н. э.).время царствования XVIII—XXдинастий фараонов. Периоды между Древним, Средним и Новым цар- ствами были отмечены постепенным спадом в хо- зяйственной и политической жизни Египта. Египет Нового царства явился прообразом первой в мировой истории империи. Это было огромное разноплеменное государство, которое было созда- но путем завоеваний соседних территорий. В per зультате военных походов египетских фараонов Но- вого царства в состав Египетского государства вошли Нубия, Ливия, Палестина, Сирия и другие богатые природными ресурсами области. Но к концу эпохи Нового царства Египет приходит в упадок из-за оскудения политического и экономи- ческого могущества правящей династии. Со време- нем некогда столь сильный в экономическом и во- енном плане конгломерат номов сам становится добычей завоевателей. Первыми его территорию начали завоевывать персы, затем - римские вой- ска. В результате военных предприятий последних Египет в 30 г. до н. э. был включен в состав Рим- ской империи, т. е. Египет развился от протогосу- дарства до империи с Африкой и частью Азии.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТАВ период Нового царстваначали происходить из- менения в государственном строе государства. В это время для Египта было характерно создание сложно- гои весьма разветвленного аппарата государ- ственного управления.Государство становится бо- лее строго централизованным,так как прежние относительно самостоятельные правители номов теря- ют последнюю долю своей самостоятельности, пол- ностью подчинившись единому правителю - фараону. В этот период странабыла разделена на два больших округа- северный и южный. Главой каж- дого из этих округов являлся особый наместник фараона.Все управление номами переходит в руки царских ставленников-чиновников. Институт власти фараонасложился в Египте еще в период объединения Верхнего и Нижнего Египта под властью самого первого фараона Мина (Менеса) в IV тысячелетии до н.э. Люди всегда считали са- мого фараона сыном Бога на земле и всегда придавали сакральный характер его власти. Религия в значитель- ной мере своими священными законами и предписания- ми помогла утвердиться государственному институту власти фараона со всеми ее атрибутами. Фараон счи- тался верховным собственником на землю, которую он жаловал своим чиновникам и управленцам, храмам и лично жрецам. В древнеегипетской практике почти всегда жалование землей сопровождалось наделением титулом и определенной властью. Институт фараонской власти был наследственным. Однако, как известно, часто в истории Древнего Егип- та одна династия сменялась другой, что было связа- но с династическими кризисами в царском доме. Но личная власть фараона не была столь совершен- на и непререкаема. Даже при всем спектре полно- мочий фараона успешное достижение политической стабильности в Египетском государстве зависело от того, насколько он сможет умело балансировать меж- ду выгодами господствующего класса общества, в основном представленного военной и жреческой элитой, и своими собственными интересами. С дру- гой стороны, находившийся у власти фараон был обя- зан постоянно соблюдать некий кодекс, или набор религиозно-этических норми предписаний. Ина- че этот кодекс можно совершенно точно обозначить как кодекс справедливости, носящий древнеегипет- ское название ォмаатサ.После объединения Египта под эгидой фараона Менеса и создания централизованного государства начинается быстрый рост бюрократического аппа- рата, вместе с чем значительно возвышается роль чиновников и фараоновских наместников в государ- ственной системе управления. С достижением наибольшего могущества власти фараона в эпоху Нового царства начинает окончатель- но утверждаться основанная на военной силе и мощи бюрократического аппарата всеимперская власть единогодля всей территории государства центра.Сохранился обширный пласт письменных памятни- ков, дающих обширную информацию о системе функ- ционирования института власти и в целом о государ- ственной, социальной и религиозной структурах общества Древнего Египта. В их числе можно назвать ォКнигу мертвыхサ, ォРечение Ипувераサ, ォПроро- чество Нефертитиサи др. Все эти произведения позволяют воссоздать относительно целостную карти- ну египетского общества, и все они были составлены и письменно зафиксированы в эпоху Нового царства.

 

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕВся древнеегипетская система управлениябыла подчинена строгой иерархии.Главным помощником фараона изначально был джати. Термин ォджатиサпер- вое время обозначал главного жреца города, управ- ляющего царским двором и хозяйством, но со време- нем полномочия джати были значительно расширены. Постепенно он становится главным управляющим все- ми делами государства. Обычно эта должность возла- галась на одного из самых близких родственников фараона или пост джати занимал кто-либо из наибо- лее титулованных сановников-вельмож, чьи семьи были приближены к трону. По прошествии времени этот термин был заменен на арабское слово ォвизирьサ.В письменных источниках сохранились сведения о должностных обязанностях визиря: издавать за- коны, повышать в чинах, устанавливать погранич- ные знаки (размежевывать владения), вершить суд, осуществлять высшие полицейские функции. Визирь являлся и председателем шести судебных палат. Вторым главным сановником государства являл- ся главный казначей.В его обязанности входило управление всем материальным движимым и недви- жимым имуществом, он осуществлял надзор за строгим соблюдением всех экономических указов фараона, контроль за налоговым сбором и т. д. Следующими равносильными по статусу и рангу были ォначальник работサи сановник, управляю- щий ォдомом оружияサ.Должность первого предпо- лагала наблюдение за оросительной и ирригационной системами. В обязанности управляющего ォдомом ору- жияサ, или главы военного ведомства, входило комп- \Улектование и обеспечение армии фараона. Характерной чертойдля практики управле- ниябыл сбор всевозможных советов и совеща- ний для управления определенными сферами деятельности в государстве и для разрешения наиболее спорных вопросов в политической, эко- номической и социальной сферах жизнедеятель- ности общества. Для чиновничьего аппаратауправления цар- скими писцами составлялись специальные инструк- ции, содержащие правила обращения с секретны- ми документами, правила приложения печатей. Кроме того, эти инструкции содержали в себе уста- новки по наказанию и перечисляли степени ответ- ственности за разглашение государственной тайны, определяли сроки прохождения жалоб в специаль- ные судебные инстанции. Вся полнота власти в египетских провинциях была сосредоточена в руках номарха и находящегося под его управлением аппарата чиновников. Еще в период Древнего царства номпредставлял собой объединение небольших сельских общин или сельских поселений, во главе которых стояли об- щинные старосты и советы (джаджаты). Первоначально полицейские функциив госу- дарстве были возложены на армию, но постепенно к началу Нового царства начинает создаваться спе- циальный аппарат управления, который был постав- лен во главе созданных полицейских отрядов. В ос- новном эти отряды выполняли охранно-сторожевые функции в государстве. Спецификой государственного устройстваЕгипетского государства было то, что во все перио- ды не существовало четкого разграничения между судебными органами и самим административным аппаратом управления.