Охарактеризуйте уголовное право (виды преступлений и наказаний) по «Законам Хаммурапи».
Вариант 6
Зачётно-экзаменационные вопросы
к учебной дисциплине «История»[1]
1. Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения.
2. Антропогенез и периодизация древнейшей истории. Переход от первобытности к цивилизации.
3. Становление цивилизаций Древнего Востока. Восточные государства-деспотии.
4. Античная цивилизация. Древняя Греция. Древний Рим.
5. Средневековье как этап всемирной истории. Проблемы периодизации средневековой истории.
6. Становление цивилизации в Восточной Европе. Формирование древнерусской государственности. Принятие христианства.
7. Политическая раздробленность. Монгольские завоевания, нашествие Чингисхана на Русь, зависимость Руси от Золотой Орды.
8. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление Московского государства.
9. Значение Великих географических открытий во всемирно-историческом процессе.
10. Понятие «Новое время». Проблемы периодизации истории Нового времени.
11. Правление Ивана IV. Опричнина и ее последствия.
12. Смутное время. Начало правления династии Романовых.
13. Преобразования Петра I. Северная война 1700-1721 гг. и ее итоги.
14. Эпоха дворцовых переворотов. Правление Екатерины II. Правление Павла I.
15. Правление Александра I. Отечественная война 1812 г. Выступление декабристов.
16. Внутренняя и внешняя политика России в период правления Николая I.
17. Правление Александра II и его реформы.
18. Экономическое и общественно-политическое развитие в период правления Александра III.
19. Международные отношения в начале XX века. Русско-японская война.
20. Революция 1905 г. Общественно-политическое развитие России.
21. Аграрная реформа Столыпина.
22. Первая мировая война: причины войны, ход, итоги.
23. Россия в 1917 г.: Февральская революция, политический кризис, октябрьская революция 1917 г.
24. Советская Россия и Советский Союз в 1918-1941 гг.: гражданская война, образование СССР, внутренняя и внешняя политика
25. Вторая мировая война. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
26. Советский Союз в 50-80-е гг. XX в: Советский Союз в послевоенное время, XX съезд КПСС и развенчание культа личности Сталина, эпоха «застоя» и нарастание кризисных явлений.
27. Перестройка и распад СССР: кризис советской системы, «Перестройка» и её результаты, распад СССР и его последствия.
28. Россия в 90-е гг. XX в. – первом десятилетии XXI в.: внутренняя и внешняя политика.
[1] При сдаче зачёта студент отвечает на один вопрос. При сдаче экзамена – на два. Как альтернатива сдачи зачёта преподавателем может быть предусмотрено тестирование по указанным темам.
Самый знаменитый из древних правовых кодексов – кодекс законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Судебник Хаммурапи затрагивает самые различные вопросы права.
Наказания по кодексу Хаммурапи были различны для каждого рода преступлений и социального статуса гражданина.
В «Законах Хаммурапи» отсутствует строгая грань между уголовным преступлением и гражданским правонарушением. Под преступлением здесь понимается, как правило, действие, причинившее тот или иной материальный ущерб – будь то кража или нанесение телесного увечья. Соответственно наказание выступает часто в форме возмещения причиненного материального ущерба.
Уголовное право по законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах: а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; б) наказуемо то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным.
Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Из содержания кодификации можно выделить три вида преступлений:
– против личности;
– имущественные;
– против семьи.
К преступлениям против личности законы относят неосторожное убийство. Об умышленном убийстве ничего не говорится. Подробно рассматриваются различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечается причинение побоев.
Среди имущественных преступлений законы называют кражу скота, рабов. Отличными от кражи преступлениями считаются грабеж, укрывательство рабов.
Преступлениями, подрывающими устои семьи, законы считают прелюбодеяние (неверность жены, и только жены) и кровосмешение. Также преступными являлись действия, подрывающие отцовскую власть. Целью наказаний, предусмотренных Законами Хаммурапи, являлось возмездие, что определяло их виды. Основными видами наказаний являлись:
– смертная казнь в различных вариантах - сожжение, утопление, посажение на кол;
– членовредительские наказания – отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т. п.;
– штрафы;
– изгнание
Уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего. Совершенное рабом преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного. Преступление в отношении мушкенумов наказывалось в меньшей степени, нежели по отношению к общинникам. Вместе с тем оскорбление человека «большего по положению» влекло наказание и более тяжкое по форме, и к тому же позорящее. За одно и то же преступление авилуму, мушкену и рабу назначались различные наказания. Таким образом, право носило ярко выраженный классовый характер. Были случаи, когда за преступление отвечала целиком община (например, если на ее землях произошло ограбление или убийство, а конкретный преступник не найден или община его не выдает).
Нарушить установленный порядок можно было разными путями. Наиболее тяжкими были: преступления против праведного поведения: лжесвидетельство, бездоказательное обвинение по адресу другого, нарушение установленных традицией ограничений в образе жизни; и преступления против семейного долга, совершенные подвластными: участие в убийстве мужа, прелюбодеяние женщины, недозволенные родственные сексуальные связи, нарушение сыновнего или дочернего долга и т. п. Тяжким преступлением была кража разных видов: наибольшая ответственность наступала за воровство «достояния бога или дворца», т. е. храмового или царского имущества, в случае незначительной ценности украденного ответственность понижалась. Особо квалифицировалась кража со взломом либо кража, сопровождавшаяся убийством. Менее тяжкими считались членовредительство или посягательства на личность подвластных лиц и нарушения профессиональных обязанностей: плохо проведенная операция глаза, некачественно выстроенный дом, который, обвалившись, погубил человека, и т. п. В квалификации преступлений весьма значителен был элемент религиозно-нравственный, преступление было грехом. А особенность вавилонского религиозного мировоззрения обуславливала то, что только в незначительных случаях грех может быть искуплен, в остальных преступник должен быть извержен из общества.
Этой основной идее подчинялась и система наказаний. Тяжкие преступления предписывалось безусловно карать смертью. За некоторые (видимо, оцененные как особо злостные действия) казнь квалифицировалась: бросить в огонь, утопить в реке, посадить на кол. В ряде случаев практиковалось изгнание из общины. За преступления, совершенные рабами или подвластными (сыном, усыновленными), в большинстве случаев полагались членовредительные наказания: могли отрезать ухо, язык, вырвать глаз, сломать кость, выбить зуб; непочтительному сыну, ударившему отца, предписывалось отрезать пальцы, кормилице, подменившей ребенка, – отрезать грудь.
При определении наказания руководствовались «принципом талиона» – «мера за меру», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Талион применялся в большинстве случаев правонарушений: преступивший закон возмещал тот самый ущерб, который он нанес или только собирался нанести потерпевшему (при лжесвидетельстве и ложном доносе, когда ему полагалось понести то наказание, которое грозило бы несправедливо обвиненному). «Если кто сломает кость человека, то должно сломать его кость». Талион мог быть прямым и опосредованным: так, если неудачливый строитель дома погубил сына заказчика, то предписывалось взамен убить его сына. Талион был значительным правовым новшеством, введенным Хаммурапи, – так достигалась цель индивидуализации наказания и разрушения древней общинной круговой поруки, выплаты коллективных штрафов всем родом. Наконец, применялись и уголовные штрафы, которые не очень разнились от возмещений за простое причинение ущерба и только были значительнее по размеру. Штрафы налагались, как правило, за разного рода оскорбления, побои, преступления в отношении женщин.
Судебный приговор или постановление считались актами общественного значения. Уличенного в подлогах судью ждали большой штраф и лишение судейского звания. Суд считался царским делом и должен был быть справедливым. Хотя возбуждение дела, доказывание на суде было всецело частной инициативой. Доказательствами служили собственная присяга (иногда ее было достаточно) и, главное, свидетели. В особых случаях для «очищения» от обвинения прибегали к особому испытанию – ордалиям: бросали связанного в реку, и если священная вода очищала обвиненного, он считался невиновным и в уголовном смысле; если обвиненный тонул, дело считалось законченным.
Клятва богами по тем представлениям неминуемо навлекала на ложно поклявшегося кару богов. Поэтому принесение такой клятвы считалось достаточным основанием для оправдания, а отказ – доказательством справедливости обвинения. Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т. е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиняемый, будь его вина доказана.
В перечне мер наказания главной объявлялась смертная казнь, которая предусматривалась по 30 составам преступлений. Она могла быть простая и квалифицированная: утопление, сожжение, повешение, посажение на кол. Допускается замена телесного наказания уплатой штрафа. В перечне наказаний по Законам Хаммурапи много наказаний членовредительских, превращавших осужденного в инвалида.
Уголовное право Законов Хаммурапи отличается, подобно другим древневосточным кодексам, значительной суровостью.
Прямолинейное применение принципа «равным за равное» исключает установление субъективной стороны действия, умысла, неосторожности, случайности.
«Если, – говорится в Законах, – строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно и дом обвалится и причинит смерть домохозяину, должно строителя убить» (§229). Статья предполагает установление халатности строителя и осуждение на основе талиона. «Если же он причинит смерть сыну домохозяина – должно убить сына строителя». Как видно, закон допускает применение смертной казни к лицу, которое никакого отношения к совершенному преступлению могло и не иметь.
Своеобразным выражением талиона в Законах Хаммурапи служило правило, согласно которому всякий ложный обвинитель (клеветник) должен был нести ответственность в той мере, которая грозила обвиненному: кто неосновательно обвинил другого в убийстве, должен умереть сам. Когда по характеру преступления применение принципа «равным за равное» в точном значении было невозможно, прибегали к фикции: непослушному рабу отрезали ухо; сыну, оскорбившему отца, отрезали язык; врачу, сделавшему неудачную операцию, отрезали пальцы и т. д. Это называют обыкновенно талионом символическим.
«Если человек украдет либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо ладью, то, если это божье или это дворцовое, он может отдать это в 30-кратном размере, а если это принадлежит мушкенуму, – он может возместить в 30-кратном размере; если же вору нечем отдать, то его должно убить» (§8).
Законы Хаммурапи не знают различия между исполнителем преступления и его соучастниками (укрывателями, подстрекателями). Не различаются и стадии развития умышленного преступления, то есть приготовление, покушение. Вместе с тем Законам Хаммурапи не чуждо представление о смягчении наказания. Штрафом, а не смертью наказывается, например, убийство в драке, если будет доказано, что убийца не имел намерения убить. Здесь зародыш столь существенного для современного уголовного права различения умышленного и неумышленного преступления.