Всемирной истории.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Структура, содержание и образовательные возможности учебного курса.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Целевая аудитория курса - студенты, обучающиеся по специальности «Дизайн». Курс предназначен для изучения указанной дисциплины под руководством преподавателя.
История занимает одно из центральных мест в системе гуманитарных и социальных наук и имеет ключевое значение для междисциплинарных исследований и образовательных курсов. В условиях перехода ведущих мировых стран к информационному обществу роль и значение усвоения исторического опыта человечества в целом и своего народа и государства в особенности заметно возрастают.
В социально-гуманитарной составляющей подготовки специалиста с высшим образованием изучение истории, преследуя, прежде всего просветительские, а также гуманитарные, гуманистические цели, способствует его профессиональному становлению и гражданскому воспитанию. История позволяет будущему специалисту составить представление об основных этапах развития российского общества, его культуре, науке и технике, а также его месте в мировом сообществе. Изучение истории страны имеет особое значение для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.
История обеспечивает тесную взаимосвязь с другими гуманитарными социальными науками (философией, социологией, психологией, политологией, педагогикой, правоведением, экономикой и др.), а также позволяет решить задачу взаимодействия социально-гуманитарных дисциплин с физикой, биологией, экологией и другими дисциплинами естественнонаучного профиля.
Учебный курс предоставляет возможность самостоятельной проверки уровня освоения материала за счет ответов на предлагаемые вопросы и тестовые задания по теме лекции. Особенностью данного учебно-методического комплекса является предоставляемая возможность более углубленного изучения материала путем подготовки рефератов или выполнения творческих заданий, предлагаемым как по теме каждой лекции, так и по курсу в целом.
Цель и задачи курса. Цель преподавания курса – дать в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения представление об основных этапах и содержании Отечественной истории с древнейших времен до наших дней во всем ее многообразии, ведущих тенденциях развития и их конкретной специфике проявления.
Достижение выдвинутой цели требует решения ряда познавательных и педагогических задач, среди которых важнейшими выступают:
· формирование у студента целостного представления об отечественной истории как составной части истории мировой цивилизации;
· выработка сознания вклада каждого народа, общества и цивилизации в общемировой исторический процесс и культуру, реального представления о месте и роли Отечества в истории современного мирового сообщества;
· развитие знаний и понимания основных тенденций развития российской цивилизации в прошлом и настоящем;
· закрепление в сознании студентов представления о России как исторически сложившемся многонациональном государстве, необходимости бережного и уважительного отношения к истории и культуре каждого народа.
При изучении данной дисциплины предусматриваются:
· лекционные занятия в соответствии с приведенной ниже сеткой часов;
· семинарские занятия в форме разбора изученного материала и решения новых задач;
· самостоятельная работа студентов с необходимой литературой;
· выполнение контрольных и реферативных работ по конкретным темам;
· консультация и экзамен.
Требования к знаниям и умениям студентов.
Студент, прослушавший курс отечественной истории, должен знать основные методы и источники изучения истории; иметь научное представление об основных этапах отечественной истории; знать основные исторические факты, даты, события и имена выдающихся исторических деятелей; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому; овладеть навыками самообразования и самостоятельной работы с источниками и литературой.
Для успешной сдачи экзамена студент должен знать:
· основные исторические подходы к изучению событий прошлого;
· периодизацию истории Росси и сущностные характеристики этапов ее развития;
· развитие российской государственности: основные типы государственно-политических образований;
· основные социальные движения и революции в истории России;
· процессы реформирования в России на различных этапах развития общества;
· основные политические и идеологические течения в разные периоды истории и их лидеров;
· специфику национального вопроса в России;
· основные направления внешней политики России в разные периоды истории;
· основные этапы развития культуры в контексте мировой культуры и цивилизации.
Для успешной сдачи экзамена студент должен продемонстрировать следующие умения:
· соотносить исторические события, процессы с эпохой на основе знания научной периодизации истории;
· анализировать и обобщать, сравнивать, оценивать, объяснять исторические факты на основе разностороннего изучения источников и применения исторических знаний;
· объяснять отдельные закономерности исторического развития;
· находить аргументы для опровержения фальсификаций истории и современности;
· работать с различными источниками исторических знаний: учебной литературой, документами, общественно-политической литературой, с периодической печатью;
· составлять конспект, тезисы, готовить реферат и доклад, самостоятельно подбирая литературу.
Методические рекомендации студентам. Для успешного овладения знаниями по дисциплине «Отечественная история» студент должен вести постоянную самостоятельную работу на лекциях, при подготовке к семинарам, контрольным работам и т.д.
В ходе лекционного занятия студентам рекомендуется записывать материал, излагаемый преподавателем, используя и развивая при этом навыки и умения кратко, последовательно и логично фиксировать основные положения и выводы. В ходе записи лекции студент должен научиться пользоваться категориальным, графическим и др. аппаратами терминологии, присущей исторической науке. Впоследствии, работа над конспектом лекции позволит студентам воспроизвести в памяти ее содержание, развить историческое мышление.
Перед каждым практическим (индивидуальным) занятием студент должен прочитывать темы лекционного курса, соответствующие текущему занятию, а также во время самостоятельной подготовки должен сформировать вопросы, направленные на улучшение восприятия материала. Желательно, чтобы студент на занятия носил исторические атласы. Студент должен выполнять задания, задаваемые преподавателем для самостоятельного изучения.
При выполнении контрольной работы студенты должны дать конкретные, логичные ответы по теме, с выводами, обобщением и собственным отношением к проблеме. Для написания доклада, реферата студентам рекомендуется, прежде всего, составить план, список основных источников и литературы (список должен включать не менее 8-10 работ). Работая с источниками и литературой по теме, нужно систематизировать полученные данные, сделать выводы и обобщения.
Тема 1. История России – неотъемлемая часть
Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятия и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.