Междисциплинарные связи модуля с базовыми и профильными предметами гуманитарного и социально- экономического цикла.

Краткое содержание модуля.

Характеристика названия модуля.

VI-XVII вв.).

Российская государственность в контексте мирового развития

Модуль-1

 

Название данного модуля отражает наиболее существенное содержание первой части предмета История, которым является процесс формирования российского социума.Такой методологический подход к определению предметной сущности лекционного курса диктуется тем, что учебный процесс, заключённый в тесные академические рамки, не может охватить всей совокупности исторической жизни народа. Поэтому основное внимание должно обращаться на наиболее ключевую проблему отечественной истории, которая при сравнении с историческим прошлым других стран позволяет более точно определить место и роль нашей страны в мировой истории. В рамках обозначенного нами основного содержания модуля ею является проблема образования и становления государства российского. Дидактически она распадается на две части. В первой рассматривается образование древнерусского государства, Делается это в тесной связи с особенностями становления западноевропейской государственности. Во второй речь идёт об образовании русского централизованного государства и также в контексте с международными отношениями того времени. Здесь же рассматриваются вопросы, связанные с кризисом аграрного общества и необходимостью его модернизации. Однако данная проблема является содержанием уже следующего модуля.

 

Добиваясь краткого изложения учебного материала, нельзя нарушать целостность и единство исторического процесса, проходившего в IX-XVII вв. Необходимо чётко обозначить наиболее общие его параметры, содержащие основные элементы политического и социально-экономического развития. Схематически это выглядит следующим образом.

 

 

Сравнительно-историческое изучение государств Древнего мира, Античности и Средневековой Европы.
Основные параметры Структурные элементы
  История как наука.   Предмет исторической науки; специальные и вспомогательные исторические дисциплины; сущность, формы и функции исторического сознания; теория и методология исторической науки; историография и исторические источники.
Особенности становления государственности в мире и России.     Теории происхождения государства; специфика государственности (цивилизаций) Древнего Востока и Античности; Европейские формы государственности в раннее Средневековье; догосударственный период развития восточных славян варяжский фактор государственного объединения славянских родоплеменных союзов; особенности социально-политического и экономического строя Древнерусского государства; политический распад Киевской Руси.
Европейское Средневековье и русские земли в XIII-XV вв.   Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и Азии; дискуссии о феодализме как явлении всемирной истории; специфика становления западноевропейской и русской цивилизаций. роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Монголо-татарское нашествие на Русь и его последствия; Русские земли в борьбе с натиском Литвы и Золотой Орды; основные этапы и условия объединения русских земель вокруг Москвы.
Россия в контексте развития европейской цивилизации в XVI-XVII вв.     Европа в период позднего феодализма; первые буржуазные революции в Европе; европейский абсолютизм; формирование политических и экономических основ автократической власти в Московской Руси; закрепощение крестьян; смутное время; церковный раскол; характерные черты средневековой русской цивилизации.  
   

Основные структурные параметры русской государственности наглядно показывают, что её становление и развитие происходило отнюдь не линейно, как в Западной Европе, а циклично. В течение первого цикла (VI-XII вв.) шёл процесс перехода от первобытно-общинного строя к аграрному, а в ходе второго (XIII-XVII вв.) развитие аграрного общества осуществлялось уже на собственной основе, но в то же время инверсионно, то есть возвратно-поступательно.

Характерно, что оба цикла начинались с кризисов, вызванных геополитическими катастрофами в виде гунно-аварского и монголо-татарского нашествий. Последствия их затем долго преодолевались в процессе политического объединения страны и образования государств, служивших мощными катализаторами формирования феодальных аграрных отношений. Причём, если в Киевской Руси государственный феодализм являлся общественно-экономическим укладом, из которого впоследствии выросли ростки феодализма, обещавшего в будущем выйти на уровень западноевропейского развития, то установившийся в Московской Руси жёсткий режим государственного феодализма привёл к глубоким деструктивным изменениям в отношениях поземельной собственности и установлению общественного строя, схожего с аграрными порядками в древних восточных деспотиях. Поэтому уже в XVII в. российский аграрный традиционализм столкнулся с такими кризисными явлениями, как «Смута», самодержавие, личное, поземельное, и трудовое закрепощение крестьян, церковный раскол, народные восстания и стрелецкие бунты, в результате которых постепенно назревала необходимость его модернизации.

Содержащийся в модуле проблемный материал способен вызывать глубокий интерес и потребность в его изучении, Он обеспечивает согласование всех видов учебных занятий, реализацию методических принципов развивающего обучения, действенный контроль знаний студентов, возможность индивидуальных консультаций и установление личных рейтингов обучаемых. Это создаёт условия для появления у студентов таких специфических компетенций, как

· умение задавать в конкретной политической ситуации проблемные вопросы типа: «Почему именно так, а не иначе?» и др. и грамотно отвечать на них;

· владеть «историческим языком», специальной терминологией. Применять исторические термины и понятия в общественно-политической жизни;

· умение проводить хронологические параллели, увязывать воедино события из отечественной и всемирной истории;

· умение использовать исторические знания или найти недостающую историческую информацию в соответствующих источниках для решения той или иной практической задачи;

· умение делать выводы и формулировать решение проблем на основе собранной исторической информации.

 

Модульный способ изучения истории предполагает преемственные связи со всеми другими предметами цикла общественных наук. Вузовская социогуманитарная образовательная программа реализуется при помощи системного подбора дисциплин, отвечающих интересам как личности, так и общества. Студенты должны получать достаточно полное представление о философии, экономической теории, социологии, политологии, культурологии. Однако знание этих дисциплин должно опираться на прочную историческую основу, так как без собранного и обобщённого историками фактического материала их изучение становится априорным. Особое значение здесь имеют понятийно-категориальный аппарат, проблемы, тенденции и закономерности исторического развития. В то же время в самих исторических фактах, событиях и явлениях важно находить философские, экономические, социологические, политологические и культурологические аспекты развития. Только при этом условии «История» становится по-настоящему междисциплинарной наукой, способной глубоко и всесторонне объяснять происходившие во времени и пространстве политико-экономические и социокультурные процессы жизнедеятельности людей. Наглядно это можно показать в виде следующей таблице.