Скульптура эпохи Архаики

Quot;Церковь Троицы в Никитниках".выстроенный ярославскими купцами в Китай-городе

 

Скульптура эпохи Архаики.

Школы (Критская, Ионийская, Аргосская, Аттическая).

Функциональное назначение статуй куросов, особенности канона исполнения.

Фронтонная группа храма Артемиды на о. Корфу.

Скульптурное убранство древнего храма Афины на Акрополе при Пейсистрате.

Сокровищница Сифнийцев в Дельфах.

Авторы архаических статуй. (По книге И. Бордмана).

 

Использованная литература:

1. Boardman J. Greek Sculpture. The Archaic Period. London, 1978 (Реферат книги);

2. Искусство Эгейского мира и Древней Греции / Ю.Д. Колпинский. – М.: Искусство, 1970.

 

Переодизация:

XI-IX вв. Гомеровский период

IX-VIII вв. Геометрический период

VII-VI вв. Архаика

490-450 гг. Ранняя классика. Пифагор Регийский, Критий и Несиот, Мирон

450-410 гг. Высокая классика. Эпоха Перикла. Фидий и Поликлет

404-325 гг. Поздняя классика. Скопас, Пракситель, Лиссипп, Леохар

Кон. IV – до I в. до н.э. Эллинизм

 

СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ АРХАИКИ

В начальном периоде архаики процесс сложения нового изобразительного искусства шел медленно. Ни скульптура, ни живопись геометрического стиля не накопили значительного художественного опыта. Поэтому скульптура и монументальная живопись, но существу, находились в состоянии становления.

В 7 в. до н. э. продолжали существовать еще очень древние формы скульптуры. Древние эллины продолжали, например, поклоняться дельфийскому фетишу — большому камню в священной ограде Дельф, обозначавшему пуп земли. Объектом поклонения служили и сохранившиеся кое-где до 5 в. до н. э. каменные или деревянные идолы — ксоаны. Примером влияния поздних ксоанов на монументальную культовую пластику может служить группа памятников 7 в. до н. э., в частности известная статуя из святилища Артемиды Делосской. Все же скульптуры такого типа свидетельствуют о появлении интереса к передаче пластической весомости объемов.

Пуп земли - камень-фетиш (байтил) находился около дельфийского храма Аполлона и назывался Омфал

 

ШКОЛЫ (КРИТСКАЯ, ИОНИЙСКАЯ, АРГОССКАЯ, АТТИЧЕСКАЯ)

Критская школа: принципы деревянной скульптуры – призматический блок, сходство с идолом-ксоаном; четырехфасадная форма, плотно прижатые руки.

Ионийская школа: не конструкция, а обработка поверхности, излюбленная тема – одетая женская фигура с «орнаментальными» складками тонкой ткани.

Аргосская (Дорийская) школа: основная тема – архаический Аполлон-курос, приземистые прямоугольные пропорции, шарнирные движения, подчеркнутый стык форм. Египетское влияние: выдвинутая нога, опущенные руки. Греческая особенность: совершенно обнаженная, свободно стоящая фигура. Функция куросов: наиболее часто встречаются в качестве надгробий (идеал зрелой молодости как символ вечности), могли быть вотивными статуями (посвящаться божеству).

Аттическая школа: совмещение конструктивизма дорийской и «живописной» декоративности ионийской школ. В древности надгробными памятниками служили колоссальные амфоры, близкие по размерам человеческому росту (Дипилонская амфора геометрического стиля). Позднее в архаическую эпоху над погребениями чаще можно видеть образы куросов.

Архаическая улыбка — особенный тип улыбки, использовавшийся скульпторами греческой архаики, в особенности во второй четверти VI в. до н. э., возможно, для того, чтобы продемонстрировать, что предмет изображения — живой. Эта улыбка плоская, и выглядящая достаточно ненатурально, хотя при этом она является признаком эволюции скульптурного искусства к реализму и его поисков.

Б. Р. Виппер: «Почти у всех архаических статуй лицо озаряет улыбка, совершенно не зависящая от ситуации, которую изображает статуя, а иногда и наперекор всякой логике блуждающая на лице смертельно раненного, глубоко огорченного или озлобленного. Происходит это вследствие некоторого несоответствия между содержанием, которое стремится воплотить художник, и средствами выражения, которыми он располагает. Художник ставит своей задачей индивидуализировать образ, оживить, одухотворить его, но метод обработки лица как плоскости, находящейся под прямым углом к двум другим плоскостям головы, приводит к тому, что черты лица (рот, вырез глаз, брови) закругляются не в глубину, а вверх, и это придает лицам греческих архаических статуй выражение улыбки или удивления».

 

Критская школа Ионийская школа Аргосская (Дорийская) школа Аттическая школа
Артемида Делосская, посвященная Артемиде Никандрой. Наксос. VII в. до н.э. Гера с о. Самос, 560 г. до н.э. Полимед Аргосский, Клеобис и Битон Аттический курос Курос из Анависоса

 

 

КУРОСЫ

Функциональное назначение статуй куросов, особенности канона исполнения

Куросов иногда называют архаическими «Аполлонами», но они не были культовыми статуями и не изображали конкретное божество. Чаще всего, это были приношения в храм мужского божества, заменяющие кровавые жертвы. Большинство из них происходят из святилищ Аполлона, очень редко – Посейдона (святилище на мысе Сунион). Встречаются даже, но крайне редко куросы из женских святилищ Афины и Геры. Известно назначение куросов как надгробных памятников, которые вытеснили древнейшие антропоморфные глыбы, устанавливаемые на могилах раньше. Изваяния не имели портретного сходства с умершим, но они должны были напомнить родственникам и друзьям о красоте молодости. Именно поэтому возрастные характеристики куросов колеблются весьма незначительно, представляя во всех случаях отрочество или зрелую юность.

Внешний вид подобных статуй сложился еще в VII в. Прямая постановка в пространстве, прижатые к телу и слегка согнутые в локтях руки со сжатыми кулаками, левая нога выдвинута вперед с тем, чтобы передать динамику шага. Куросы изображались обнаженными, если не считать пояса – которые по виду напоминает критские женские пояса – ожерелья и ремешка на голове. В некоторых редких случаях изображалась обувь. Бронзовые воины имели шлем и пояс. Конечно, куросы не были воинами, только пояс позволяет вспомнить о традициях критской борьбы с захватом за пояс, и в этой связи гипотетически приписать куросам спортивно-атлетический статус.

Детали фигуры моделированы достаточно убедительно, но нереалистично. Статуя предполагает строго фронта.