Сущность, формы, функции исторического знания.

ТЬМА СОСТАВЛЯЛА 10 ТЫСЕЧ ЧЕЛОВЕК.

Великий князь московский с 1462 – по 1505 год . Александр невский – князь новгородский, великий князь киевский , великий князь Владимирский. Дмитрий Донской – Князь московский ,Владимирский. Победитель в Кулаковской битве им были одержаны победы над золотой ордой. К последнему морю – поход монгола - татар в Европу. Ярлык на Руси –Орхонская грамота на княжение. Баскак – Представитель хана, задача которых была поддерживать порядок, послушание князей, и их подданных. Откупщик– собирал дань. Иго – это гнёт, тяжесть. Злой город – так прозвали они взятый наконец Козелск.

Иван колита -расширял Москву.

Избранное рада – было органном власти который исполнял приказы царя.

Избранная тысяча –лучшие войны .

Опричнина – это политика Ивана -4 которая хар-тся высокой жестокостью и террором в результате которого и -4 получил прозвище грозный.

1565 год-закон о опричнине.

В 1603 году- началось восстание хлопка.

В октябре 1604 году –отряд Лжедмитрия 1 переправился через Днепр и вошел в пограничные уезды России.

20 июня 1605 года – Дмитрий вступает в Москву где 2 июня тоже вспыхнуло восстание.

17 мая 1606года –вспыхнуло восстание против истинного царя конце октября 1606 года обе повстанческие армии начало осаду Москвы.

1607 году- осаждённые капитулировали.

Февраль 1609 года–Василий Шуйский заключил договор со шведским королём.

В марте 1611- вспыхнуло восстание против поляков.

30 июня 1611- вновь создавались приказы.

Осенью 1618 года –поход в Россию оказался неудачей.

27 февраля 1617 года - по столбовскому договору установлен мир между Россией и Швецией.

Старики Аввакума стали называться старо обряды.

Крепостное право –наиболее пожилая форма зависимости крестьян от помещиков. Власть которых распространялась на личность.

Крепость – это не воля то есть человек не свободен.

19 февраля 1861 года– отменено крепостное право.

1497 –судебник Ивана 3 (введён юрьев день)

1581– указ Ивана 4 о заповедных летах. (запрещён переход крестьян в юрьев день)

1597– указФ-Ивановича о урочных летах. (установлен 5- и летний срок поиска беглых крестьян.)

1641 –указ М Федоровича. (срок поиска увеличился сначала до 9 лет а потом до 15 )

1649 год –поиск крестьян без срочный, крестьяне закрепощаются потомственно.

1715-1718 изготовление крестьянами полотна.

27 апреля 1722 года –указ об изготовлении цехов.

23 марта 1714– указ о единонаследии.

24 января 1722 - табель о рангах.

1699 -на смену боярской думе пришла ближняя канцелярия.

1708 – 1710 год - Петр разделил страну на 8 губерний (московскую киевскую, смоленскую, казанскую, азовскую , архангелогородскую, сибирскую ,а потоп добавили ещё и воронежскую.

 

 

В ходе изучения истории формируется историческое знание, которое является одной из важных сторон общественного сознания. Под историческим знанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом и его социальных групп в отдельности о своем прошлом и всего человечества. Под сущностью исторического знания понимается выявление на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерностей развития общества.

Каждая национальная и социальная общность обладает определенным кругом исторических представлений о своем происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества. Благодаря этому данная общность людей осознает себя как народ на основе знаний своего места в мировом историческом процессе.

Важнейшие формы исторического знания:

Знания, основанные на непосредственном жизненном опыте, когда человек на протяжении своей жизни, наблюдает какие-то события или даже является их участником. Как правило, эти знания бессистемны, не связанные с ходом исторического процесса. Чаще всего они выступают в расплывчатых, эмоционально окрашенных воспоминаниях, зачастую неполных, неточных, субъективных.

Следующая форма (ступень) исторического знания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое знание также еще не является систематизированным. Исторические представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении. Но отличаются яркостью, большой эмоциональностью, впечатлительностью.

Третий уровень исторического знания формируется на уроках истории в школе, где учащиеся впервые получают представления о прошлом в систематизированном виде. К сожалению, для большинства людей изучение истории завершается на школьном уровне. Возможно пополнение знаний на любительском уровне, однако такого рода интерес проявляется не так часто, да и популярных книг по отечественной истории немного.

Четвертая форма - научное знание, которое формируется на основе всестороннего теоретического осмысления прошлого, выявления тенденций исторического развития, обобщения исторического опыта, выявления исторических закономерностей. Оно проявляется в более-менее четком представлении о природе и движущих силах развития человеческого общества, в понимании смысла истории, моделей исторического развития, его периодизаци. На этом уровне предпринимаются попытки объяснить человеческое прошлое во всей противоречивости и сложности. Формирование исторического знания на теоретическом уровне помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в диалектическом развитии, в изменении, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен. Носителем этого уровня исторического знания является историческая наука.

Таким образом, историческое знание как элемент общественного сознания нужно воспринимать системно, во всех его формах и уровнях.

Исторические знания становятся научными (т.е. отражающими действительность) при строгом соблюдении следующих основных принципов:

Принцип объективности. Он предусматривает в первую очередь опору на исторические факты в их объективном изложении без искажений, с научной проверкой достоверности факта и учетом степени этой достоверности. Принцип объективности требует также рассмотрения всей суммы фактов, относящихся к данному явлению, без какого-либо исключения. К этому принципу нужно отнести также и признание объективного характера закономерностей общественного развития

Принцип историзма. Предусматривает изучение общественных явлений в их развитии: как явление зародилось, какие этапы развития оно проходило и чем стало в данный исторический момент. Другим требованием принципа историзма является изучение общественного явления не изолированно, а в связи с другими, тоже меняющимися во времени, учитывая взаимовлияние и взаимозависимость явлений. Третьим требованием принципа историзма является оценка факта, личности, исходя из конкретных исторических условий того времени, а не абстрактных вневременных (или современных) позиций. Главное при этом определить, что нового это явление (или личность) принесло в общественное развитие, и как оно повлияло на последующий его ход. Принцип историзма позволяет мысленно вживаться в историческое время, понять мотивы поступков и характер деятельности исторических личностей в конкретной исторической ситуации и адекватно оценить их вклад в историю.

Принцип социального подхода к исследованию исторического процесса. Исследование общественной жизни предусматривает изучение социальной структуры общества, противоречивых социально-классовых интересов и всей суммы социально-политических отношений: в экономической области, в политической борьбе, в противоречиях социальной психологии и традиций. Социальный анализ позволяет понять сущность общественных процессов и мотивы действий субъектов истории. К функциям исторического познания относятся:

1. Познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути и в объективно-истинном отражении исторических явлений и процессов.

2. Практически-политическая: на основе теоретического осмысления исторических фактов, выявления закономерностей развития общества помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.

3. Мировоззренческая: история способствует выработке научного мировоззрения, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе.

4. Воспитательная: формирует гражданские качества: патриотизм и интернационализм, позволяет познать моральные и нравственные ценности,! выработанные человечеством, понять такие категории как честь, долг перед J обществом, видеть пороки общества и людей.

5. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями. видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому.