Либеральное земское движение.

Политический террор.

Проблема политического терроризма в России очень актуальна для нашего
времени. Многие люди уверенны, что такой способ политической борьбы -
порождение современного мира, в котором неожиданно обострились
идеологические и этнические противоречия, а само осуществление
террористического акта стало технически несложным. Но человек, занимающийся
историей, знает, что нашей стране терроризм уже существовал по крайней мере
полтора столетия назад. В самые неблагополучные и политически неустойчивые
годы фанатики самых разных политических движений прибегали к нему как для
дестабилизации общества, так и для политической мести и самоутверждения.
Данная работа посвящена проблеме революционного террора 60-80-х годов
XIX века. Данный исторический период имеет очень важное значение для
дальнейшей истории России и всего остального мира, так как он ознаменовал
собой начало смены типов государственности, смены экономической формации и
смены самого типа мышления. Феодальные пережитки, прежняя самодержавная
политика высших слоев общества, массовое недовольство подавляющей части
населения - крестьянства -все это указывало на необходимость реформ в
стране. Эти реформы произошли: прежде всего отмена крепостного права 19
февраля 1861 года, а также реформы армейская, земская, судебная и
образовательная. Но все эти изменения были явно недостаточными.
Недовольство ими высказывали и крестьяне, и буржуазия, и пролетариат, и
интеллигенция. Естественной реакцией на такую внутреннюю политику стали
выступления недовольных слоев населения, то есть самых активных его частей,
вначале мирные и спокойные. Но дворянство вполне устраивала сложившаяся в
стране обстановка, в условиях которой оно могло воспользоваться благами как
феодализма, так и капитализма. Последовали репрессии. Крестьянские
выступления были жестоко подавлены, земские власти были ослаблены - над
ними был усилен контроль центра. Ужесточилась борьба с диссидентами, то
есть фактически со всей интеллигенцией.
Но такими мерами царское правительство не смогло достичь своей цели -
спокойствия в обществе и возможности постепенного продолжения реформ.
Слишком уж сильны были противоречия между сословиями. Оппозиционная
интеллигенция понимала это и, обозленная «белым» террором, выбрала самый
жестокий и опасный путь борьбы на благо всего народа - революцию,
предворять которую должен был революционный террор, нужный для
дестабилизации обстановки в стране. В конечном итоге основная цель
радикальных демократов была достигнута, революция свершилась. Но произошло
это позже, и тогдашние деятели подполья отношения к ней уже не имели.

Земское либеральное движение – одно из направлений общественного движения второй половины XIX – начала XX вв. В основу земской либеральной программы легли размышления либеральной оппозиции 1850х-1860х гг. о сочетании политической централизации с административной децентрализацией, признании необходимости гласности, ослаблении цензуры и др. [1]

Корни формирования земской оппозиции связаны, во-первых, с либеральными убеждениями части дворянства, а, во-вторых с притеснениями со стороны правительства. Например, в 1866 г. было установлено предельное обложение земскими сборами торгово-промышленных заведений, в 1867 г. последовал запрет губернским земствам поддерживать контакты друг с другом, вводилась цензура земских отчетов и журналов. Эти меры вряд ли адекватны ситуации, так как земства пока стояли вне политики. Наконец, чрезвычайные меры против революционных народников в конце 1870х – начале 1880х гг., особое судопроизводство по политическим делам не соответствовали размаху действий народников, что побудило земство развернуть легальную борьбу с произволом властей. В западной литературе распространено мнение о недовольстве дворянства государственной экономической политикой, отдававшей предпочтение индустриализации, как побудительном мотиве оформления земской оппозиции [2] .

Н.М. Пирумова выделила признаки для включения земских гласных в состав земской оппозиции: участие в полулегальных и нелегальных либеральных организациях, земских съездах или съездах различных обществ, работа в Вольном экономическом обществе или Комитете грамотности, выступления в прессе или на губернских и уездных земских собраниях [3] . На основании этих критериев подсчитано, что к земскому либеральному движению можно отнести всего около 300 гласных, а участие в нем земских служащих, так называемого «третьего элемента» - скорее исключение, чем правило.

Программные требования земского либерализма как самостоятельного направления общественного движения были сформулированы в конце 1870х гг., когда в земских адресах монарху прозвучала просьба о конституции. Одно из самых радикальных выступлений земских деятелей конца 1870х гг. – записка И.И. Петрункевича «Очередные задачи земства» (1879), где выражались требования свободы слова и печати, а также созыва Учредительного собрания. Распространенной идеей становился созыв представительного органа при монархе, что мыслилось как «увенчание здания» земских учреждений.

Экономические требования земского либерализма заключались в снижении выкупных платежей, отмене паспортной системы и круговой поруки для крестьян, отмене подушной подати, введении прогрессивного подоходного налога, организации переселений и мелкого поземельного кредита для крестьян как способов решения проблемы малоземелья. Земские либеральные круги представляли бесспорную оппозицию индустриальной политике С.Ю.Витте.

В 1890х гг. земцы проявили повышенный интерес к проблеме введения всеобщего начального обучения. На земском съезде 1902 г. этот вопрос был тесно увязан с интересами развития сельского хозяйства и ростом благосостояния сельского населения.

На рубеже 1890х-1900х гг. также активно обсуждалось возможное введение мелкой земской единицы. Эта новая административная единица, или волостное земство, по заключению агрономического съезда февраля 1901 г., должна носить обязательный характер, быть всесословной, иметь определенную территорию, право самообложения, иметь выборные исполнительные органы, не должна обладать полицейскими и судебными функциями [4] .

Главными легальными формами земского либерального движения стали адреса и ходатайства, обращенные к верховной власти. Они имели агитационное и организационное значения, поскольку таким путем пропагандировались идеи и вырабатывались единые требования земского либерализма. Для обсуждения волнующих их вопросов земцы активно использовали съезды, заседания, комитеты различных общественных организаций, профессиональных объединений интеллигенции и научных обществ: обществ естествоиспытателей и врачей, юристов, Вольного экономического общества и др.

Нелегальные формы земской деятельности - общеземские съезды, политические встречи представителей земств с неземской интеллигенцией. Первые такие собрания были организованы в 1878 г., а первый земский съезд относится к 1879 г. В 1899-1905 гг. действовал полулегальный кружок «Беседа», объединявший 27 человек из 10 губерний. С 1902 г. земские либеральные деятели участвовали в издании журнала «Освобождение».

В начале XX века в земском либеральном движении отчетливо выделяются два течения: более умеренное под руководством Д.Н.Шипова и течение земцев–конституционалистов, в 1903 г. оформившееся в нелегальный «Союз». Эти две группы стали базой для создания в 1905 г. партий октябристов и кадетов. После разрешения легальной деятельности политических партий в России в октябре 1905 г. земское либеральное движение как единое целое перестает существовать, поскольку центр тяжести в оппозиционной политической борьбе перемещается в создаваемые партии.