Безопасность среды жизнедеятельности

I категории — св. 50 до 100 включ.;

I категории — св. 10 000 до 20 000 включ.;

Градостроительные условия

Общие положения

4.1.1Планировку и застройку населенных пунктов следует осуществлять на основе [4], [5], других государственных и региональных программ градостроительного развития, а также проектов общего, детального и специального градостроительного планирования, с учетом требований [1] и действующих ТНПА.

4.1.2 Следует учитывать типологические характеристики поселений, вели­чину, их роль в системе расселе­ния и административно-территориальном устройстве республики, а также социально-экономические, природные и исторические особенности. Населенные пункты республики в соответ­ствии с законодательными актами подразделяются на города, поселки городского типа и сельские населенные пункты (в том числе агрогородки).

Города и поселки городского типа в зависимости от численности населения (чел.) подразделяются на

города:

крупнейшие (г. Минск) — св. 500 000;

крупные — от 250 000 до 500 000 включ.;

большие — “ 100 000 “ 250 000 “ ;

средние:

I категории — св. 50 000 до 100 000 включ.;

II категории — “ 20 000 “ 50 000 “ ;

малые города и поселки городского типа

(малые городские поселения):

II категории — “ 5000 “ 10 000 “ ;

III категории — “ 5000 “.

Сельские населенные пункты (в том числе агрогородки) в зависимости от численности населения (чел.) подразделяются на следующие типы:

крупные — св. 1000;

большие — “ 500 до 1000 включ.

средние:

I категории — св. 200 до 500 включ.;

II категории — “ 100 “ 200 “ ;

малые:

II категории — “ 50 “.

4.1.3Перспективную численность населения поселений всех типов следует прогнозировать на основе демогра­фических данных, естественного и механического прироста (сокращения) населения, учета тенденций маятнико­вых миграций, а также оценки социально-экономических, территориальных и ресурсных перспектив развития.

4.1.4Планировка и застройка поселений должны осуществляться как элементы целостной территориальной организации республики, области, административного района, учитывая взаимосвязанный характер их развития на основе приоритетных требований к формированию безопасной среды жизнедеятельности населения, охране окружающей среды, сбалансированному природопользованию, обеспечивающих возможность их устойчивого развития и учитывающих их величину, админист­ративный статус и особые экологические условия.

4.1.5 В планировочной структуре населенных пунктов следует выделять следующие структурно-планировочные элементы жилой, общественной, смешанной и производственно-деловой застройки:

— квартал (группа кварта­лов);

— микрорайон (группа микрорайонов);

— район (формируемый преимущественно в г. Минске, крупных и больших городах);

— архитектурные ансамбли и градостроительные комплексы.

В составе ландшафтно-рекреационных территорий следует выделять планировочные элементы в соответствии с требованиями раздела 9.

Характер функционального использования, количество структурно-планировочных элементов, их параметры и границы следует определять в задании на проектирование.

4.1.6В целях организации благоприятной среды жизнедеятельности необходимо осуществлять функциональное зонирование территории. В соответствии со статьей 50 [1] территории населенных пунктов следует подразделять на жилые, общественные, производственные, ландшафтно-рекреа­ционные, транспортной и инженерной инфраструктур, сельскохозяйственного и специального назначения и др.

4.1.7Развитие населенных пунктов и функциональное использование конкретных территорий определяются утвержденными в установленном порядке генеральными планами. Застройка поселений осуществляется на основе градостроительной документации детального планирования конкретных структурно-планировочных элементов — район, микрорайон, квартал, градостроительный комплекс — территорий предполагаемой инвестиционной деятельности.

4.1.8Использование территорий населенных пунктов следует осуществлять на основе социально-экономической, экологической и градостроительной оценки эффективности их использования
с учетом системы налогообложения. Система налогообложения действительна для всех форм распорядительства недвижимостью (установление ограничений, смена землепользователей, купля-продажа, сдача в аренду, приватизация) на основе требований СНБ 3.01.02.

4.2.1При планировке и застройке населенных пунктов следует учитывать требования организации безопасной среды жизнедеятельности. Факторы безопасности регулируются международными документами и включают критерии экономической безопасности, демографической безопасности, экологической безопасности, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, организацию достойного уровня жизни и безопасной среды населенных пунктов.

4.2.2Состояние уровня жизни оценивается по международным требованиям следующими показателями:

— фактическая и ожидаемая продолжительность жизни, состояние здоровья населения;

— объем валового внутреннего продукта, приходящегося на душу населения;

— уровень благосостояния населения;

— уровень и доступность образования;

— уровень занятости;

— обеспеченность жильем и системой гарантированного социального обслуживания.

4.2.3При планировке и застройке поселений приоритетным является соблюдение требований экологической безопасности и охраны окружающей среды, охраны здоровья и жизни людей, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по ГОСТ 22.3.03 и в соответствии с требованиями СНБ 4.01.02. При соблюдении требований в области обеспечения экологической безопасности следует учитывать как безопасность самого человека, так и состояние природных ресурсов: атмосферный воздух, земля (включая недра и почву), воды (поверхностные и подземные), растительность и животный мир, климат.

4.2.4 Следует учитывать границы зон возможной опасности в соответствии с требованиями ТКП 112 и границы зон действия поражающих факторов при максимальных по последствиям авариях на потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях. Режим использования указанных территорий определяется нормативными правовыми и техническими нормативными правовыми
актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны.

4.2.5 Территория поселения должна рассматриваться как объект экологических опасных воздействий инфраструктуры (транс­порта, промышленности, теплоэнергетики, коммунального хозяйства
и пр.) на человека, а также как источник негативных воздействий на прилегающие территории и природные комплексы.

Градостроительные требования по функциональному использованию территории поселения
и пригородной зоны, а также размещение отдельных структурно-планировочных элементов и отдельных объектов должны учитывать:

— степень возможного воздействия на окружающую среду;

— соответствие планируемой деятельности требованиям [6];

— достаточность и обоснованность разрабатываемых в градостроительных проектах мероприя­тий по охране окружающей среды.

4.2.6Экологическая оценка окружающей среды и мероприятия по за­щите населения от вредного воздействия, принятые в градостроительном проекте, должны осуществляться в соответствии с требованиями раздела 13.

4.2.7 Все виды архитектурной и градостроительной деятельности на территориях, объявленных
в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия (в том числе и зонами радиоактивного загрязнения), осуществляются в соответствии с действующим зако­нодательством и действующими ТНПА.

4.2.8Разработка проектной документации всех уровней градостроительного проектирования для поселений, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должна осуществляться с учетом обязатель­ного экологического обоснования и оценки необходимости проведения мероприятий по снижению дозовых нагрузок облучения населения до нормативно допустимого уровня.

4.2.9При формировании безопасной среды жизнедеятельности в населенных пунктах всех типов должны предусматриваться мероприятия по организации благоприятной безбарьерной среды и до­ступности основных объектов жилого, общественного и рекреационного назначения для граждан
с ограниченными физическими возможностями с учетом требований разделов 6 – 9.