Племенные союзы усуней и канглы.
Усуни. Племена усуней, которые наследовали земли саков-тиграхауда, пришли в Семиречье из глубин Центральной Азии. Во II в. до н.э. усуни подчинили сакские племена и основали владение во главе предводителем, носившим титул «гуньмо» (кунь-баг — князь над князьями).В китайских источниках оно называлось «Усуньское государство».Основная территория усуней располагалась в Илийской долине. Западная граница с кангюем проходила по Чу и Таласу. На Востоке усуни имели общую границу с Хунну, а на юге их владение соприкасалось с Ферганой (Даванью).Столица усуней — Чигучен («Город красной долины») находилась на берегу Иссык-Куля.Посол Китайского императора У-ди, князь Чжан-Цянь, в 138 г.. отправленный на запад, пишет о том, что владение Усунь насчитывало 630000 человек и могло выставить 188000 воинов.Исследователи считают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам.На территории Семиречья раскопаны десятки курганов усуней, исследованы их поселения. Могильники усуней располагались в предгорьях, в горных долинах, на берегах рек. Как правило, они представляют собой цепочки курганов, которые располагались по течению рек.Большинство курганов имеет диаметр 6-10 м. и высоту до 0,5-1.5 м. Они состоят из земельных, каменных либо каменно-земляных насыпей. В усуньских могильниках встречаются и громадные по сравнению с общей массой курганы диаметром 50 - 80 м и высотой 8 - 12 м. В могилах таких курганов, даже ограбленых, археологи находят большое число украшений из золота - бляшек от одежды,золотые серьги, бронзовые зеркала, деревянные шкатулки.Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. В то же время доказательством оседлости и занятия земледелием усуней являются поселения с их стационарными жилищами.Питались усуни мясной и молочной пищей, из собранного зерна выпекали хлеб.Одежда знатных была из шелка и тонких шерстяных тканей, кожи, овчин.Усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, золота. Они умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи и кинжалы, наконечники стрел.Усунское общество не было однородным, в нем имелись богатые люди - племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовая масса скотоводов и земледельцев. Известно. что богатые усуни содержали до 5000 лошадей.По археологическому материалу прослежено, что роль земледелия увеличивалась от раннего периода истории усуней к позднему.Таким образом, хозяйство усундй было комплексным — ското-водческо-земледельческим. Усуни разводили лошадей, овец, коз, коров, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали овцы и лошади. Лошади были разных пород, в том числе и высокопородные скакуны. На золотых бляшках из усуньского кургана Тенлик изображен всадник на крупном высоком жеребце.Частная собственность распространяется не только на скот, но и на землю. Источники свидетельствуют о развитой системе должностей у верхушки общества. Наряду со свободными общинниками в обществе усуней имелись рабы, которые, в основном, состояли из военнопленных.Таким образом, письменные источники и археологический материал свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности.первые Кангюи (канглы) упоминаются в письменных источниках II в, до н.э. Согласно их сведениям, Кангюи можно локализовать на юге Казахстана, с центром на Средней Сырдарье.Согласно сведениям китайского посла народонаселение кангюев состоит из 120000 семейств, 600000 душ; строевого войска 120000 человек. Из этих же источников известны эпизоды внешней политики Кангюя, когда он в 46—36 гг. до н. э. поддержал северных гуннов во главе с Чжичи.Общей тенденцией политики Кангюя на протяжении всего периода его существования было стремление сохранить под своим контролем участки Шелкового пути - от Ферганы до Приаралъя, шедшего по Сырдарье.По мнению ряда исследователей, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие ученые полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу северо-иранских скотоводческих племен, которые лишь в середине I тыс. н.э. под влиянием тюркских племен стали изменять свой этнический облик и язык. Они также считают, что кангюйцы были потомками ираноязычных саков.Археологические исследования последних лет позволяют представить и внешний облик каигюйцев. Он дошел до нас в виде гравированных изображений на костяных пластинах, некогда нашивавшихся на кожаную основу. На одной из них показаны сцена сражения конных и пеших витязей, на другой -конная охота. Все участники баталий и охоты принадлежат в единому этническому типу. У всех вытянутые, заостренные к макушке, головы с невысоким лбом. Волосы зачесаны вверх, у висков убраны назад за уши. Глаза ромбовидные, носы крупные с небольшой горбинкой, энергичные подбородки. На воинах надеты защитные доспехи из нашитых пластин. На головах округлые шлемы, шеи прикрыты бронированными воротниками. Оружие представлено длинными копьями с ланцетовидными наконечниками: сложносоставной лук, стрелы с трехграничным наконечником, длинный трехчастный колчан с широким отделением для лука и двумя узкими для стрел.В районах, где когда-то господствовали кангюйцы, археологи выявили большую группу памятников и отнесли их к археологическим культурам. Первая была распространена в Ташкентском оазисе, вторая — в районах среднего течения Сырдарьи в предгорьях Каратау до Таласа.Кангюйцы умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Из кости изготавливались накладки для сложносоставных луков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты.Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. Найдена, например, бляшка из золотой фольги с вставкой из красного камня, оконтуренного ложной зернью. Бусы делали из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла.На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке пола и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок и хумов для хранения зерна. Обработка почвы производилась каменными мотыгами, находки которых обычны на поселениях. Использовались и костяные земледельческие орудия.Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Разводили лошадей, овец, коз, крупный рогатый скот. В жизни поселенцев большую роль играла охота. Было развито рыболовство. Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов дикорастущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташки.Таким образом, на рубеже н.э., в первой половине I тыс. н.э.. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное и могущественное государственное объединение -Кангюи. которое играло важную роль вистории Востока. Кангюй был связан политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом и Кушанской империей.
8.Тюркский,Западно-тюркский,Тюргешский каганаты,Из китайских летописей известно, что в 552 г. н.э. вождь племенной группы, называемой тюрками, ранее обитавшей к югу от Алтайских гор, поднял восстание против своего сюзерена. Великого хана (кагана) жуаньжуаней,который правил на территории современной Монголии. Вождь тюрок одержал победу, вынудил хана совершить самоубийство, захватил его землю и присвоил титул. Этот завоеватель, ставший Бумын -каганом, умер вскоре после одержанной им победы. Его потомкам суждено было контролировать огромную территорию от границ Северного Китая до бассейна Иртыша.вплоть до начала 740-х гг. Младший брат Бумынь-кагана расширил свои владения на западе Центральной Азии до границ Сасанидской Персии, но созданный им Западный тюркский каганат распался в 630 г.Во II-V вв. до н.э. происходит Великое переселение народов. Это явление в значительной мере изменило этническую и политическую карту Казахстана. В середине VI в. на арену истории выходят тюрко-язычные племена кочевников. Многочисленные тюрко-язычные племена расселились от Северной Монголии до Восточной Европы, а на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи.Но столь обширные территории не могли продолжительное время существовать в рамках зарождавшейся государственности. Империя, созданная силой, не могла долго удержаться. Вдобавок к этому происходит усиление военной и экономической мощи Китая под властью династии Суй: происходят междоусобные войны внутри тюрков: начинается страшный голод в степи. В 582-603 гг. происходит распад Тюркского каганата на Восточно-тюркский и Западно-тюркский каганаты.В 603 г. из состава Тюркского каганата выделился Западно-Тюркский каганат. Он занял территорию от Восточного Туркестана до Амударьи, от Поволжья до северокавказских степей.Ядром каганата стали "десять племен" (он ок будун), занимавшие земли от гор Каратау до Джунгарии. Они делились на две группы: дулу и нушиби. В состав каганата входили племена усуней, канглы и тюргешей. Столицей стал Суяб, а летней резиденцией - Минг Булак. Центр государства находился в Семиречье. Правителем был каган. Высшие титулы (ябгу, шад, эльтебер) принадлежали представителям каганского рода. Судебные функции принадлежали буюрукам и тарханам. Основное население состояло из простых общинников - кара-будун. Племена делились на аристократические и вассальные.Вершины могущества каганат достиг во время правления Джегуй-кагана (610-618 гг. ) и его брата Тон-джабгу-кагана (618-630 гг.). Целью завоевательных походов каганата был захват рабов. Наместники кагана - тудуны контролировали сбор податей. В каганате шел процесс образования классов и формирования раннефеодальных общественных отношений.Шестнадцатилетняя межплеменная война (640-657 гг. ) привела к ослаблению каганата и вторжению в Семиречье войск Танской империи (Китая). Борьба тюрков против танской экспансии в начале VIII в. привела к возвышению тюргешей.ТЮРГЕШСКИЙ КАГАНАТ (700 – 756 ГГ.).Будучи многочисленным племенем, входившим в состав левого крыла каганата VI в., тюргеши занимали большую территорию в Чу-Илийском междуречье и контролировали большую часть караванных путей в Семиречье. Тюргешское влияние постепенно увеличивать, росло число подвластных им племен. Еще до поражения Хусэло, Учлик учредил на своих землях 20 тутукств по 7 тыс. человек в каждом. Собственную ставку, прежде находившуюся на северо-западе от Чу, он перенес в Суяб, назвав ее Большой ставкой; в городе Кунгут находилась его Малая ставка. Кунгут и племя с тем же названием размещались в долине р. Или. Западнотюркские земли на востоке граничили с Восточно-тюркским каганатом, на западе – с согдийскими княжествами; на востоке простирались непосредственно до округов Турфан и Бешбалык.Обе группировки находились в крайне натянутых отношениях между собой. В ходе борьбы за гегемонию илийские тюргеши пошли на военный союз с восточными тюрками, возглавляемыми Капаган-каганом. Одним из эпизодов борьбы между ними является сражение при р. Болучу на расстоянии ночного перехода от Иртыша.Сары-тюргешам было нанесено жестокое поражение, в результате которого гегемония перешла соперникам кара-тюргешам, перенесшим свою ставку в Талас. На каганский престол ими был посажен Сулук (Сулу), представитель кара-тюргешского племени чапыш.Конфликт перерос в борьбу между правящими группировками кара-тюргешей и сары-тюргешей. Со смертью Сулук-кагана в 738 г. эта борьба приняла крайне острые формы. Складывалась система деления каганата на кара-тюргешей и сары-тюргешей со ставками на Таласе и в Суябе. Однако с 40-х гг. VIII в. этот принцип фактически уже не соблюдался. Разобщенные племена лишь при помощи внешних сил смогли в 751 г. дать отпор китайскому нашествию. В 756 г. каганат пал под натиском тюркоязычного племени карлуков.
9.КАРЛУКСКИЙ,КИМАКСКИЙ,ОГУЗСКИЙ КАГАНаТЫ.Со второй половины VIII в. на территории Казахстана усилился процесс феодализации, произошли существенные политические сдвиги, возникли новые раннефеодальные государственные объединения. Шире и теснее стали контакты местного населения Казахстана с Кыргызским каганатом на северо-востоке, государством уйгуров — на востоке и Хазарским каганатом – на западе. Племена Западного Казахстана все чаще вступали в экономические и политические связи с населением Волжско-Камской Булгарии и Руси, откуда купцы уже в IX в. прибывали по Волге к северо-восточным и восточным берегам Каспийского моря.Наследниками тюргешей стали карлуки, знать которых, переселившись с основной массой кочевых племен с земель, прилегающих к западному Алтаю, захватила власть в Семиречье.Первоначальным местом расселения карлукских племен были области между Западным Алтаем и Тарбагатаем. Небольшая группа карлуков обитала также в районе Хангая.В состав карлуков входили три крупных родовых объединения — моула, ташили, чжисы. Название первого племени моула восстанавливается как булак. Племя булак упоминается и арабоязычным автором ал-Марвази как часть карлуков. А Махмуд Кашгарский говорит о тюркской народности булак или алка-булак, уведенной в плен кыпчаками, но потом освободившейся из плена. Некоторая группа племени булак входила в объединение ягма, смешанное с токуз-гузами.В начале второй половины VIII в. карлуки переселились в Семиречье, подчинив тюргешей. Здесь же произошли консолидация и формирование политического объединения карлукских племен. В изначальное трехродовое ядро карлуков, по-видимому, вошел этнический субстрат Семиречья и Южного Казахстана — племена, находившиеся под политической гегемонией Западно-тюркского и Тюргешского каганатов.В карлукскую конфедерацию входили различные кочевые и полукочевые тюркоязычные племена: тухси, чигили и азкиши, ха-ладжи, чаруки, аргу, барсханы. Кроме того, в ее составе находились отдельные группы огузов, оставшиеся на территории Семиречья после переселения основной их массы в бассейн среднего и нижнего течения Сырдарьи, а также часть уйгуров и семиреченские согдийцы, подвергшиеся тюркизации. Позднее часть карлуков, ассимилированная оседлым населением юга Казахстана и Средней Азии и принявшая ислам, стала называться туркменами, так же как и группа огузов.Карлуки относились к европеоидному антропологическому типу с незначительной примесью монголоидных черт.Карлукские племена в VIII—X вв. на обширной территории Казахстана расселялись от Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи. Они обитали между озерами Балхаш и Иссык-Куль, вокруг оз. Иссык-Куль, в долинах рек Или, Чу, Таласа, в отрогах Тянь-Шаня. Одна из групп карлуков в начале IX в. обосновалась в пределах Отрара (Фараба).Реальная угроза Карлукскому каганату пришла из Восточного Туркестана – от тюрок-язычников Кашгара. В 940 г. ими был взят Баласагун. К этому времени относится падение державы карлуков и установление господства Караханидов в Чуйской долине, в результате чего часть карлуков ушла в северное Семиречье, где образовала небольшое владение с центром в городе Каялыке. Его правители находились в номинальном подчинении от Караханидов.ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (IХ-начало XI вв. )В середине VIII в. в результате борьбы с карлуками за тюргешсксе наследие огузы покинули Семиречье и ушли в предгорья Каратау и долину реки Чу. В конце IX в. в союзе с хазарами они нанесли поражение печенегам и овладели междуречьем Урала и Волги. Длительная борьба с племенами печенегов способствовала консолидации огузского союза племен в 1Х-Х вв. В его состав вошли жители долины Сырдарьи и арало-каспийских степей: халаджи, джагра, чаруки, карлуки, имуры, буюндуры, каи. По свидетельству Махмуда Кашгари (XI в.) первоначально союз племен огузов состоял из 24 племен и делился на две группы - бузуков и учуков. Бузуки относились к привилегированным племенам.Первые упоминания о государстве огузов встречаются в арабских сочинениях IХ-начала X веков. Одно из ранних известий содержится в трудах аль-Якуби (IX в.) и в географических сочинииях Ибн аль-Факиха (X в.).В X в. степи Хазарии, Северного Прикаспия, Центральные, Заунгузские, Юго-Восточные Каракумы и Приаральские Кзылкумы назывались Огузской степью.В X в. столицей огузского государства стал город Янгикент. Глава государства носил титул джабгу. В государстве шел процесс разложения родоплеменных отношений, развивались патриархально-феодальные отношения, существовала система регулярных налоговых сборов. Власть правителей передавалась по наследству. Главный предводитель огузского войска носил титул "сюбаши". Заместителями джабгу были кюль-эркины. В государстве развивалась частная собственность. Основой имущественного неравенства являлась собственность на скот. Главным хозяйственным занятием населения было скотоводство. Кочевники, лишенные скота, переходили к оседлому образу жизни. Огузы были язычниками и поклонялись шаманам.В 965 г. огузы в союзе с Киевской Русью разгромили Хазарский каганат, а через 20 лет - Волжскую Булгарию. В Х-XI вв. произошло восстание племен, недовольных высокими налогами. В середине X в. Сельджукские вожди возглавили восстание против огузских правителей Янгикента и захватили Дженд. При последнем джабгу огузов Шахмалике государство усилилось и захватило в 1041 г. Хорезм. Держава огузов пала под ударами кыпчакских племен.КИМАКСКИЙ КАГАНАТ (IХ-начало XI в.)Кимаки (по китайским источникам яньмо) в начале VII в. жили в Монголии. Легенда о происхождении кимаков описана в труде персидского историка Гардези (X в.). Он считает, что кимаки были связаны этнополитическими и культурными связями с татарскими племенами. В середине VII в. они откочевали в районы Алтайских гор и в Прииртышье. Обособление племен произошло после распада Западно-Тюркского каганата в 656 г. Во второй половине VIII-начале IX вв. кимаки передвигаются на территорию Казахстана. В федерацию кимаков входят племена эймур, имак, кыпчак, татар, байяндур, ланиказ и аджлар. Самым крупным было племя кыпчаков. В период VIII-XI вв. кимаки расселились на обширной территории от Алтая и Иртыша на востоке до южноуральских гор и Итиля (Волги) на западе. В X веке рубежи кимакского государства стабилизировались, кимаки укрепились на территории от среднего Иртыша до Джунгарии.Первое упоминание о государственном образовании кимаков содержится в арабоязычных историко-географических сочинениях аль-Яку-би (IX в. ). Глава кимакских племен носил титул байгу (ябгу). С образованием государственности он стал носить титул каган. Власть кагана передавалась по наследству. В каганате формировалась удельно-племенная система, развивались патриархально-феодальные отношения, существовало социальное расслоение, собирались налоги. В начале XI в. Кимакский каганат пал по причине междоусобиц и миграции кочевых племен.Хозяйство карлуков, огузов и кимаковГлавным занятием было скотоводство с преобладанием коневодства. Огузы разводили крупных двугорбых верблюдов. Кимаки охотились на пушных зверей, т. к. пушнина была одним из предметов торговли с другими странами. Полуоседлое население занималось земледелием. Часть племен, живших на Сырдарье и Иртыше, занималась рыбной ловлей.
10.Арабское завоевание южного Казахстана и начало распространения ислама.Ко времени начала завоевания большая часть территории Средней Азии и Казахстана находилась под властью Западного каганата. Многими среднеазиатскими владениями управляли династии тюркского или смешанною происхождения. Между ираноязычным и тюркоязычным населением происходило тесное сближение. Расширялись хозяйственные контакты, росли экономические связи. Эти факторы сыграли важную роль в организации совместного отпора арабским завоевателям. В 714 г. Арабский полководец Кутейба захватил Шаш (Чач) и совершил поход в Испиджаб. Он понимал, какую угрозу арабскому владычеству в Маверанахре представляет союз Тюргешского каганата со среднеазиатскими государствами.Тюргеши в период своего возвышения стали грозной силой, оспаривавшей у арабов господство над Мавераннахром. Народные восстания при военной поддержке тюргешеи привели к почти полному изгнанию арабов из Мавераннахра. Каган тюргешеи Сулук действовал против арабов смело и решительно, за что получил у рабов прозвище «Абу Музахим» (Бодливый). В 737 г. Он предпринял поход против арабов и дошел до Тахаристана, где объединился с карлукским джагбу. После возвращения в Семиречье каган был убит, и в стране тюргешеи начались междоусобицы. В 748 г. Китайцы временно захватили и разрушили Суяб, а на следующий год был казнен владетель Шаша. Сын казненного обратился за помощью к арабам. В 751 г. у города Атлаха, около Тараза, развернулось грандиозное сражение между арабами и китайцами. В решительный момент в тылу у китайцев восстали карлуки и перешли на сторону арабов, и китайское войско было наголову разбито.В 766 г. после захвата власти в Семиречье борьбу против арабов возглавил карлукский джагбу.Вторая половина VIII в. полна бурных исторических событий, восстаний и мятежей. В 806 г. в Согде вспыхнул мятеж, в котором приняли участие «владетель Шаша с его тюрками», карлуки. Подавив мятеж, арабы организовали поход на карлукский город Кулан (современная станция Луговая).Арабское господство коснулось лишь части территории Южного Казахстана, вошедшей в состав халифата. А на большей территории юга Казахстана и Семиречья заметные последствия арабского завоевания проявлялись только Х-ХII вв. Арабское завоевание не было только внешним фактором, оно наложило свою печать на социально-экономическую, политическую и культурную жизнь подвластных халифату территорий, на этнические и языковые процессы в ней.Покоренное население подверглось разорению и насилию, теряло землю и скот, подпадало разорению и насилию арабской аристократии и местной знати. Победы арабов способствовали распаду Западно-тюркского и Тюргешского каганатов. Вместе с тем внешняя опасность способствовала консолидации тюркских племен: карлуков, огузов.Одним из важнейших изменений в общественной жизни явилось распространение новой государственной религии — ислама, арабского языка и письменности.Несмотря на существование различий в уровне общественной жизни, традициях и исторических судьбах народов, втянутых в орбиту ислама, в результате сложного длительного процесса взаимовлияния, утвердилась мусульманская культура.Отрар, Тараз, Шаш, Бухара, Самарканд и другие города, принявшие ислам, стали крупнейшими центрами культуры. Мусульманство - одна из наиболее распространенных религии мира, возникших в период формирования и утверждения у арабского народа классовых отношении в 7в. н.э. в Худжазе. Основателем ислама считается пророк Мухамед (570 - 632). В результате арабских завоеваний возникла обширная мусульманская империя - Халифат. Главные принципы ислама сконцентрированы в Коране. Коран - единственный источник мусульманского вероучения. Ислам оказал значительное влияние на искусство мусульманских стран. В области архитектуры это сказалось на появлении и широком распространении новых типов зданий: мечетей, минаретов, медресе и др.
11.Экономика и культура Казахстана в 6-12вв.В экономике племён, проживавших на территории Казахстана в средние века с VI по XII вв. можно отметить сочетание разных укладов: скотоводческого и земледельческого хозяйства, строительство городов, в связи с чем отмечалось развитие ремесел, торговли. Культура этого периода отличалась большим разнообразием. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях – результат адаптации обществ с производящей экономикой в определённых экологических нишах. Кочевничество можно определить как особый род производящего хозяйства, где преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочёвки. В V-XII вв. на территории Казахстана оформляются несколько хозяйственных зон, отличающихся направлением кочевания, природно-климатическими условиями. Южные районы Казахстана и Жетысу издавна были местом распространения оседло-земледельческой культуры. Развитое земледелие было у усуней и кангаров. Традиции оседлого хозяйства продолжали развиваться и у народов, населявших Казахстан в V-XIII вв.В IX-X вв. часть тюркских племён переходит к оседлости и земледелию, приобщается к городской культуре. Получило развитие зерновое хозяйство. Земледельцы сеяли такие культуры, как просо, пшеницу и ячмень. В оседло- земледельческих районах развивались садоводство, виноградарство, огородничество, бахчеводство.Климатические условия позволяли развивать только лишь поливное земледелие. В этих условиях главную роль в хозяйстве играли ирригационные, оросительные сети. При этом использовались каналы, прорытые в предшествующие времена.XI-XII вв. – время расцвета земледельческой культуры Центрального Казахстана. Оазисы существовали в бассейнах Торгая, Жыланчика, Кенгира, Нуры, Сарысу. Ирригационные системы обнаружены на реке Жезды, в долине реки Коктас.В целом, оседло – земледельческая культура была тесно связана с кочевой. Земледельцы часто занимались отгонно-пастбищным скотоводством, кочевники – земледелием на зимних кочевьях. Естественный обмен продуктами хозяйственной деятельности ещё более укреплял эту связь. Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились ещё в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры: Среднее течение Сырдарьи – один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арысь находился округ Испиджаб – столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыси и Сырдарьи – округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана. Нижнее течение Сырдарьи – города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников. Юго-западное Жетысу – регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу – Суяб и Баласагун. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шёлковом пути. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимекских городов, в том числе столицы каганата – Хакан и Хакан-Кимак. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в VIII-XII вв. В долине Нуры находился город Аксикент, на берегах Сарысу – города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая – Канглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук. Основой религии древних тюрок было тенгрианство, поклонение Небу (Тенгри). Наряду с Тенгри тюрки поклонялись божествам Иер-Су (Земля- Вода) и Умай (покровительница домашнего очага). В то же время в средневековом Казахстане спокойно и мирно сосуществовали различные религиозные общины, о чём сообщает в своей книге Г. Рубрук. Так, например, казахстанскими археологами были открыты в Илийской долине средневековые храмы буддистов, манихеев, христиан (несториан) и мечети мусульман. Распространение ислама началось во второй половине IX века, государственной же религией он был признан в 960 г. В середине первого тысячелетия нашей эры тюркоязычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. Интерес к проблеме происхождения древнетюркской руники обострился в связи с открытием на серебряной чаше из Иссыкского кургана (50 км к востоку от Алматы, раскопки К.А. Акишева) надписи VI-IV вв. до н.э. К.А.Акишев рассматривает иссыкскую надпись как свидетельство существования письменности у саков в середине первого тысячелетия до н.э.Письмо на серебряной чаше состоит из 26 знаков, из них разных – не более 16. Направление письма – справа налево. Казахстанский учёный А.С.Аманжолов предложил искать прототипы рунических знаков в иссыкском письме. Таким образом, тюркская руническая письменность восходит к VI-IV вв. до н.э., то есть к сакскому периоду.Памятники древнетюркской письменности – исключительно ценный источник по языку, истории, этногенезу, географии. Они являются ценными свидетельствами высокого уровня языковой культуры и государственности далёких предков казахского народа.Древнетюркское руническое письмо вышло из употребления в основном после XI в. Исламизация привела к его вытеснению и сложению новой тюркской письменности на основе арабской графики.
12.Государство Караханидов:политическая история,хозяйство и общественный строй.В 40-е X произошло падение державы карлуков и вознкновение государства караханидов. Родоначальником династии принято считать Сатук Богра-хана, объявившего себя каганом в 942 г. Это государство тюркских племен занимало территорию Семиречья, ее центр располагался в Чуйской долине, а ставка - в Баласагуне. Со временем их владения расширились от Амударьи и Сырдарьи до Кашгара. Затем они распались на две части - восточную, включающую Семиречье и Восточный Туркестан с центром в Баласагуне, и западную – Мавераннахр с центром сначала в Таразе, а потом в Самарканде. Это связано с именем кагана Сатук Богра-хана, который в 955 г. объявил об этом, а в 960 г. во внутренних областях государства караханидов ислам приняли 200000 шатров (арабское имя Сатук Богра-хана - Абд-ал-Керим). В результате междоусобной борьбы в первой половине XI в. государство караханидов приходит в упадок и попадает под власть киданей, которые образовали свое государство в Семиречье.В отличие от политического устройства кочевых обществ на территории Казахстана, военное управление у караханидов было отделено от административного. Государственно-административная структура складывалась но иерархическому принципу. Важнейшим социально-политическим институтом в государстве караханидов была военно-ленная система. Ханы жаловали своим родственникам и приближенным права на получение с населения района, области или города налогов, до того взимавшихся в пользу государства. Такое пожалование получило название «икта», а его держателя называли мукта или иктадар. Это дало возможность караханидскому правителю получать в свое распоряжение доходы как от кочевого хозяйства, так и от земледельческого, а также с населения, занимающегося ремеслом. Еще одна особенность Караханидского государства - это вакуфные земли, то есть участки, завещанные знатными и богатыми землевладельцами или военачальниками, кочевниками в пользу религиозных учреждений, и с этих земель не брали налог. Важнейшей особенностью общественно-политической жизни караханидов является принятие ислама в качестве государственной религии. Распространилась такая форма эксплуатации крестьянства, как издольщина. Суть издольщины состояла в следующем: земля, находившаяся в собственности государства или наследственных землевладельцев, сдавалась крестьянам в аренду. Издольщик, или как их называли музарги, обязывался отдать большую часть урожая в виде налога государству и собственнику земли, либо распорядителю вакфа.Главным занятием населения было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. С 11-12вв. в Семиречье и Юж. К. часть тюркских племен переходило к земледелию и преобщалось к городской культуре.
13.Улусы найманов,кереев,жалаиров.Местами их расселения были центральные и западные районы Монголии. Системой правления племен являлась ханская власть. Власть осуществлялась по улусной системе Ханство состояло из нескольких улусов. Ханская ставка считалась высшим органом власти. Повседневными внутренними делами в улусах управляли люди, носящие титул шерби, назначаемые ханом. Еще в XII веке система управления войсками подразделялась на десятки, сотни, тысячи и тумены (десятитысячные отряды). Хан назначал командующих тысячами и туменами.Найманы.По письменным источникам VIII века, союз восьми племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими горами. Слово «найман» по-монгольски означает «восемь». Государство найманов становится известным во второй половине ХII века Столицей был город Балыктына берегу реки Орхон. Государство достигло расцвета при хане Наркеше Даяне. При правлении Инанч-бильге найманы окончательно избавились от вторжений каракитаев. Объединив все восемь племен, хан создал единое Государство найманов. Опасаясь усиления Чингисхана, кыргызы, меркиты, найманы в 1201году созвали курултай. Чингисхан в 1204году разгромил найманов и они во главе с ханом Кучлуком переселились в Жетысу.Кереи (кереиты).Название «кереи» происходит от названия реки Керулен. Они пользовались древнетюркской письменностью. В Монгольском государстве писарями в основном были кереи. По свидетельству исторического памятника «Тайная история монголов» (ХIII в.), в конце XI и начале XII веков между Керейским и Монгольским ханствами существовали добрососедские отношения. Ставкой Керенского ханства была местность Битобе,где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор. В XI веке в состав Керейского ханства входило восемь районов - аймаков.Керейское государство достигло наивысшего расцвета в X-XII веках во времена правления Маркус хана и его сына Куршакуз хана. В столкновении с Чингисханом Торыхан потерпел поражение. Часть раздробленных племен кереев присоединилась к другим племенам, а другая переселилась на восток Казахстана. Персидский историк Рашид ад-Дин писал: «Жившие в IХ-ХIII веках на территорииМонголии кереи - сильно развитый народ. Они ослабли под воздействием Чингисхана У них была очень высокая культура, они пользовались древнетюркской письменностью». Жалаиры. В монгольских письменных источниках говорится, что племя жал аиров состояло из десяти родов. В монгольских летописях жал аир Жамука фигурирует то, как ближайший друг Чингисхана, то, как лазутчик, то, как его непримиримый враг. Письменные источники свидетельствуют, что Жамука в 1201году, объединив многие псемена, объявил себя гурханом. Чингисхан заключил союз с ханом кереев Торы и нанес поражение Жамуке. В «Тюркской летописи» историка хана Абулгази о жал аирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. Они влились в состав монгольских племен и преданно служили Чингисхану. В монгольской «Золотой летописи» жал аир Мукылай упоминается как крупный военачальник монголов. Основным местом расселения жалаиров являлось Жетысу.
14.Кыпчакские ханства:политическая история, хозяйство и общественный строй.Государство кыпчаков образовалось в начале XI в. на территории от Иртыша до Волги. Кипчаки стали преемниками кимаков. Государством правил джабгу, который с конца IX в. принял титул кагана. В первой половине 11 в. государство называлось Дешт-и-Кыпчак, ставка находилась в городе Сыгнаке. Кыпчакское общество, сохраняя и воспроизводя многие институты патриархального уклада, вступило в этап утверждения и развития раннефеодальных отношении. Основой имущественного неравенства у кыпчаков была частная собственность на скот и землю. Соц. слои: ханы, беки, рядовые общинники, рабы.Кыпчаки никогда не имели единого государства, то есть они были лишь этнокультурной общностью, объединенной общим названием, языком и культурой, но без единго хана всех кыпчаков. Были просто отдельные ханы на некоторой территории. Кыпчакская конфедерация складывалась из множества родов и племен, а не являлась простой суммой кровнородственных союзов. В основе кипчакского объединения лежали хозяйственно-территориальные связи, а не кровнородственные, то есть у кыпчаков зарождались феодальные отношения. На Руси их называли половцами, в Европе – куманами, на Востоке - кыпчаками. Кыпчаки стали заметным компонентом этногенеза казахов, ногайцев, крымских, сибирских, поволжских татар, башкир, каракалпаков, узбеков, карачаевцев, балкарцев, кумыков, туркмен и других тюркских пародов. Они вошли в состав турецкого, болгарского, китайского, индийскою и арабского народов.Основной хозяйственной деятельностью кыпчаков было экстенсивное скотоводство. Они были кочевниками. Плано Карпини свидетельствует: «они (кыпчаки) очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, лошадьми. Вьючного скота у них огромное количество, какого, по-нашему мнению, нет ни у кого в целом мире». Однако, кыпчаки не были «чистыми» кочевниками, значительная их часть вела полукочевой образ жизни, а часть, которая не имела возможности кочевать, оставалась на зимовке и занималась земледелием. Сеяли в основном просо, а также пшеницу и ячмень. Подспорьем в хозяйстве кыпчаков была охота и отчасти рыболовство. На базе скотоводческого сырья базировались домашние промыслы, ремесло. Добыча железа, меди составляло характерную черту хозяйства кыпчаков.Со второй половины 11в. по 12в. наблюдается относительная стабилизация и политическое единство кыпчакских ханов. Власть кыпчакских ханов передавалось по наследству от отца к сыну. Династийным родом считались ель-борили, из числа которых выходили ханы. В ханской ставке, называвшейся ордой, находился аппарат управления хана. В военно-административном отношении Кыпч. ханство делилось на 2 крыла: правое - со ставкой на р.Урал на месте г.Сарайчик н левое - в г. Сыгнаке. Более мощным было правое крыло. Центр ханства нах-ся в Тургайских степях. Кыпчакское ханство было социально и сословно неравным. Основой имущественного неравенства была частная собственность на скот. Посягание на скот строго каралось по устоявшимся нормам обычного права (торе). Скот отмечался родоплеменными метками (тамгами). Право распоряжения пастбищами принадлежало кыпчакским ханам и племенной знати. Самую бесправную группу составляли рабы, которые пополнялись за счет военнопленных.
15. Наука и культура Казахстана в 10 – 12 вв.:аль-Фараби, Ю.Баласагуни, М.Кашгари, А.Ясауи.Устное творчество. На основе древних сказаний развивалось в VI-XII вв. устное творчество, отражавшее чаяния народа, его стремление к свободе, ненависть к чужеземным завоевателям. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки. Вместе с тем, в устном народном творчестве VI-XII вв. уже зарождались древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, зафиксированные в орхонских памятниках. Элементы ее уже видны в текстах надгробных стелл Кюльтегина, Бильге-Кагана, Тоньюкока, повествующих о событиях V-VII вв. Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркском языке – «Коркыт ата» и «Огуз наме». Литература. С принятием ислама (X в.) начинается новая фаза в развитии тюркской культуры и литературы: тюрки превращаются в ведущую силу в мусульманском мире. Поэтому неудивительно, что тюркский язык, наряду с арабским и персидским, становится одним из основных языков мусульманского мира. Именно в это время были созданы такие уникальные памятники, как «Кудадгу билиг» («Благодатное знание») Юсуфа Баласагуни (XI в.) - первое крупное поэтическое произведение на тюркском языке; «Диван лугат ат - тюрк» (Свод тюркских слов») Махмуда Кашгари (XI в.); «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости») Ахмеда Яссави (XII в.) и др. Все эти произведения составляют общетюркскую культурную традицию, ибо они написаны на языке, понятном каждому тюрку того времени. «Кудатгу Билик» Юсуф Баласагуни (1018-1086). Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма «Кудатгу Билик» (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хасхаджибом из Баласагуна в 1068-69 гг. для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана. Юсуф побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, научился многим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки. Материал для своей книги автор собирал более 30 лет. Общий объем произведения – 13 тысяч двустиший. В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Жетысу, бассейном озера Иссык-Куль и Кашагарией, действующие лица – исторические деятели. Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание – единственный источник для благополучия, как правителей, так и народа. Религиозная литература. Значительное место в культурной жизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмед Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. Яссави родился в Испиджабе (Сайрам) в конце XI вв. Большую часть жизни провел в г. Ясы (Туркестан). С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV - начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов «Диван-и- хикмет » (Книга о премудрости). «Диван-и-хикмет» - сборник стихов религиозно – мистического содержания. Яссави прекрасным поэтическим языком выражает своё неприятия зла, жадности, жестокости. Сборник представляет интерес как древнейший литературный памятник, важный для изучения языка и этнографии племен того времени. Младшим современником, учеником и единомышленником Яссави был Сулейман Бакыргани (1104 – 1186 гг.), известный так же как Хаким Ата. Книга Сулеймана Бакыргани, написанная под влиянием «Диван-и-хикмет», называется «Заму назир китабы» (Книга о конце света Развитие науки. Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широкое распространение получают научные знания. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многих ученых – уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Насыр аль – Фараби. Аль – Фараби (870 – 950 гг.). Абу Насыр ибн Мухаммед Тархан ибн Узлаг аль – Фараби родился в 870 г. в г. Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Аль – Фараби был ученым – энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Творческое наследие аль – Фараби очень богато. Считается, что он является автором от 80 до 160 трудов. Его перу принадлежит множество трактатов по философии и логике, математике и медицине,астрономии и социологии, юриспруденции и физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, аль – Фараби при жизни удостоился почетного звания «Второй учитель» (после самого Аристотеля). «Диван лугат ат – тюрк» (Сборник тюркских слов) Махмуда Кашгари (1029 – 1101). Знаменитая книга Махмуда Кашгари «Диван Лугат ат – тюрк » представляет собой тюркскую энциклопедию в полном смысле этого слова. В ней собран и обобщен обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Великий ученый сгруппировал в книге 6800 тюркских слов (110 названий земель и рек, 40 народностей и племен), дал пояснение на арабском языке. В книге приведены 242 стихосложения , 262 пословицы и поговорки. Удивительно, что вошедшие в «Диван» 875 слов и 60 пословиц и поговорок, без каких либо изменений вошли в казахский язык. Кроме этого уникального труда Махмуд Кашгари оставил также «Словарь тюркских наречий».
16.Образование Монгольского государства и завоев-я пол-ка Чингизхана.В конце ХП-начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203 г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217 г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ.В 1206 г. Темучин был провозглашен всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана. Образование монгольского государства содействовало консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос и к прекращению междусобных войн.Завоевание Жетысу. Государство кара-киданей в Жетысу и Южном Казахстане претерпевало время политического кризиса. Города Мавераннахра постепенно освобождались от власти гур-хана. Карлыкские и караханидские правители стали переходить в подданство Хорезма. В 1207 г. кара-кидани потеряли Бухару, затем и Тараз. Кроме того, обострились отношения гурхана с правителями Койлыка и Алмалыка.Попав в затруднительное положение, гурхан Чжилугу обратился за помощью к Кучлук хану найманскому.Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Казахстан и Среднюю Азию. Особенно его привлекали цветущие города Южного Казахстана и Жетысу. Осуществить свой план он решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими хан найманов Кучлук, которого Чингисхан считал своим врагом. С целью завоевания Жетысу и разгрома Кучлука Чингисхан послал войско во главе с одним из военачальников - Жебенойоном.В 1218г. отряды Жебе совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка выступили против Кучлука. При этом монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал. Жители Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык -"хороший город". Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма и Мавераннахра.Война в сентябре 1219г. началась с осады Отрара. Разделив свое войско на несколько частей, Чингисхан оставил одну часть для осады города, другую, во главе со своим старшим сыном Жоши, отправил вниз по Сыр-дарье, сам же направился к Бухаре.Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрара срыты.В начале 1221 г. монгольские отряды подступили к столице Хорезма - городу Ургенчу, который был взят после пятимесячной осады. Хорезмшах бежал в Иран, для его преследования Чингисхан отправил крупный отрад под командованием Жебе и Субедея. Узнав о смерти Мухаммеда, монголы через Кавказ направились в Дашт-и-Кыпчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кыпчакских племен. Кыпчаки и объединенное войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в мае 1223 г. Из-за несогласованности действий и разногласий между князьями союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад, на соединение с основными силами.Завершение завоевания. Образование улусов.Таким образом, в результате военных действий 1219-1241гг. территории Дешт-и-Кипчака и Мавераннахра вошли в состав империи Чингисхана и были поделены между его сыновьями.Старшему сыну Жоши он отдал земли Сарыарки и дальше на запад, к югу - до Каспийского и Аральского морей. Из среднеазиатских владений в его улус вошли районы низовий Амударьи - северный Хорезм. Ставка находилась в долине Ертиса. Второму сыну Чингисхана - Шагатаю достались Мавераннахр, Жетысу, его ставка была в долине Или. Третьему сыну Угедею Чингис хан выделил Западную Монголию и Тарбагатай, его ставка располагалась вблизи нынешнего Чугучака. Тули наследовал отцовский улус - собственно Монголию.
17.Золотая Орда: хозяйство и о бщественный строй.Преемник Джучи - Бату предпринял завоевательные походы в Западный Дешт-и-Кыпчак, земли волжских булгар и на русские княжества, в Польшу, Венгрию, Чехию и дальше.В результате в 1236-1242 годах под его властью оказались земли до низовьев Дуная, включая Крым. На всей этой огромной территории от верховьев Оби и Иртыша до низовьев Волги и Амударьи Бату-ханом было основано государство Золотая Орда, со столицей в Сарай-Бату (близ Астрахани), а позднее в Сарай-Берке (близ Волгограда).Улуг Улус - первое централизованное древнеказахское государство занимает особое место в истории Казахстана. Это государство получило в восточных источниках название Ак Орды, в русских летописях - Золотой Орды. Название «Золотая Орда» стало применяться лишь с конца XVI века.Во времена правления Озбек хана (1312-1342гг.) и его сына Жанибека (1342-1357 гг. Улуг Улус достиг своего наивысшего расцвета. Озбек вторично провозгласил государственной религией ислам, достроил Сарай-Берке, получивший новое название -Сарай Ал-Жедид.В административном отношении весь Улуг Улус был разделен на правое и левое крыло. Правое крыло охватывало территорию Западного Казахстана, Поволжья, Северной Кавказа, донские, днепровские степи, Крым. Центр его находился в низовьях Едиля и управлялось правое крыло непосредственно ханами Улуг Улуса из потомков Бату. Ставка их называлась Ак Ордой. Левое крыло занимало земли Центрального Казахстана и долину Сырдарьи. Правили здесь ханы - потомки Орда Ежена, брата Бату, ставка которых, Кок Орда, находилась в низовьях Сырдарьи. Столицей левого крыла был Сыгнак. Кроме левого и правого крыла в стране были улусы - Крым, Сарай, Дешт - и - Кыпчак, Хорезм, Булгар.На территории Казахстана монголы ввели в действие правовые нормы - «Джасак или «Яса» Чингис-хана. В них определялись права и привилегии кочевой знати. Вместе тем среди кыпчакской знати постепенно стало распространяться мусульманское право шариат.В середине XIV в. Чагатайское государство распалось на две части: Восточную и Западную. Восточная часть получила название Могулистан, а Западная — Мавераннахр. Непрочные, огромные монгольские улусы-государства со временем дробились на феодальные владения.Золотая Орда была многоэтническим государством. Она включала в себя множество племен и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития и обладавших своеобразной культурой и обычаями. Основную массу кочевников составляли тюркские племена, главным образом кыпчаки, а также карлуки, канглы, найманы и др. В оседлых областях жили булгары, мордва, русские, греки, черкесы и др. Монголов в Орде проживало меньшинство. В конце XIII в. и в XIV в. монголы фактически тюркизировались, население Золотой Орды стало называться этнонимом «татары». История Золотой Орды второй половины XIII – начала XIV в. заполнена беспрерывными войнами с русскими княжествами, с Хулагуидами Ирана. Бурно развивалась Золотая Орда в период правления Берке хана (1257-1266 гг.). Берке добился полной независимости от монгольской империи. При Менгу Тимуре (1266-1280 гг.) Золотая Орда окончательно обособилась от центра Монгольской империи, именно он стал первым чеканить монеты от своего имени, поддержал Хайду в его борьбе с великим ханом за укрепление власти Чагатаидов в Средней Азии и Жетысу. Он заключил с Византией мирный договор, способствующий установлению торговых отношений Золотой Орды с городами Средиземноморья. Хан Тохты (1290-1312 гг.) оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа, укрепил политические отношения с египетским Мамлюкским государством. Расцвета Золотая Орда достигла в период правления Узбек хана (1312- 1342 гг.) и его сына Жанибека (1342-1357 гг.). При них развивались города, возводились мечети и другие общественные сооружения, открывались медресе. В период правления Узбек хана ислам был объявлен государственной религией. Главным языком в Золотой Орде был кыпчакский. Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство считалось собственностью ханского рода Джучидов. Ханская власть передавалась по наследству. Государство состояло из улусов, которые, в свою очередь, подразделялись на более мелкие владения. Огромная территория Золотой Орды вызывала сложность в ее управлении. Поэтому ханы вынуждены были содержать огромный чиновничий аппарат. Гражданскую власть на уровне государства и улусов осуществляли везиры. В более мелких владениях правили малики. Переписывали население, набирали людей для военной службы, контролировали сбор налогов даруги. Военное руководство осуществляли беки. Военный надзор осуществляли баскаки. Для решения важных государственных дел в Золотой Орде созывался курултай. Междоусобицы усиливаются в Золотой Орде во второй половине XIV в. С 1357 г. по 1380 г. в борьбе за власть погибло 20 ханов. В 1380 г. ханМамай со своей дружиной проиграл Куликовское сражение. Джучид Тохтамыш, воспользовавшись поражением Мамая, захватил власть в Золотой Орде, которую удерживал в течение 15 лет. Пытаясь военными победами удержать власть, он вторгается в Мавераннахр, Кавказ, совершает походы на русские земли, а в 1381-1382 гг. сжигает Москву. В это же время правитель Мавераннахра эмир Тимур (1380-1415 гг.) совершил несколько опустошительных походов на Золотую Орду, что еще сильнее осложнило и без того нестабильное положение государства. В середине XV в. на территории Золотой Орды существовали Ак Орда, Ногайская Орда, Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства.
18.Ак Орда: хозяйство и общественный строй.Послемонгольский период характеризуется этнической консолидацией кочевого, полукочевого, и оседло-земледельческого населения. Развитие исторического процесса по пути формирования единственной народности и её государственности протекало в трудных условиях. Начальный этап этого сложного периода в истории Казахстана характеризуется распадом монгольских улусов, и образованием казахского государства - Казахского ханства. Казахское ханство разделилось на: Ак-Орду, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайскую Орду.Территория Ак-Орды сформировалась по мере ослабления Золотой Орды. Ставка по свидетельству Марко Поло была на реке Иртыш, но со временем политический центр переместился в центр Казахстана и столицей стал город Сыгнак. Орда владела практически всей территорией Казахстана и с конца XIV - века Орда стала называться Узбекским улусом.Ак-Орда возникла и оформилась как самостоятельное государство в послемонгольский период. Она была населена тюркоязычными племенами, издавна обитавшие на территорий Казахстана, а так же переместившиеся сюда в период нашествия Чингисхана. Здесь обитали кипчаки, карлуки, найманы, кошары. В Ак-Орде определились формы землевладения и собственности в оседлых районах. Зафиксированы некоторые случаи эксплуатации. Жители платили хану зякет, тагар, купчук. Во главе государства стоял хан из рода Орда-Эджена. В 14-15 вв. Ак Орда называлась улусом - это было удельное владение членов правящей династии Чингизидов. Главой государства был хан, власть которого переходила по наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан избирался родоплеменной знатью. Реальная власть хана зависела от Чингизидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со знатью, ханский совет назывался маджилис. Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они управляли от имени хана, отдавали хану часть взимаемых с населения налогов. Хан имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение. В городах развивается ремесло - гончарное, ювелирное, стеклоделие, ткачество и ковроделие. Восстанавливается торговля, к середине 15в. наблюдается развитие товарно-денежных отношений в Ср.Азии.
19.Ногайское ханство.Ногайская Орда - феодальное государственное объединение кочевников, возникшее на территории современного Казахстана. Орда находилась к северу от Каспийского и Аральского морей, от реки Волги до Иртыша. Выделилась из Золотой Орды в конце XIV -начале XV вв. при влиятельном «великом эмире» Едыге (1352-1419), державшем 200-тысячное войско. При его сыне Нураддине Ногайская Орда окончательно оформилась как государство (1426-1440). Основное население Ногайской Орды составляли мангыты. конраты, найманы, аргыны, канглы, алшин, тама и др. племена, которые со второй половины XIII в. населяли владения Ногая. Отсюда и название «Ногайская Орда». Столица Орды - г. Сарайчик, расположенный в низовье реки Яик, - был крупным пунктом транзитной торговли на пути из Причерноморья в Среднюю Азию.Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Существовали развитое ремесло и архитектура.Ногайская Орда делилась на улусы, возглавлявшиеся мурзами. Верховная власть осуществлялась эмиром. Господствующая роль в политической жизни Ногайской Орды принадлежала ноянам, мурзам и особенно мангытским эмирам, потомкам Едыге, к которым власть переходила по наследству. Между улусами, племенами и родами шла непрерывная борьба за пастбищные земли, политическую власть в орде.Племена и роды, населявшие Ногайскую Орду, имеют непосредственное отношение к формированию казахского народа. Близкое этническое родство населения Ногайской Орды и Казахского ханства подчеркивал еще Ч.Валиханов. Часть населения Ногайской Орды на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов. Тесные дружественные отношения между Ногайской Ордой и Казахским ханством установились при хане Жанибеке (50-е гг. XV в.).
20.Моголистан.В середине XIV в. Чагатайское государство распалось на две части: Восточную и Западную. Восточная часть получила название Могулистан, а Западная - МавераннахрГраницы государства Могулистан постоянно изменялись на протяжении полуторавекового периода существования. В его состав входил собственно Могулистан и на правах вассального владения часть Восточного Туркестана. Этот район был наследственным уделом дулатского эмира Пуладчи и его потомков. Впоследствии Восточный Туркестан то входил в государство тимуридов, то вновь попадал под власть правителей Могулистана. Историко-географический термин «Могулистан» (Моголистан) образован от этноним «могул» («могол»), как произносился в Средней Азии и Казахстане и писался в тюрко-язычных и персо-язычных сочинениях этноним «монгол».Основой экономики Могулистана и главным занятием его населения было кочевое полукочевое скотоводство в сочетании с полуоседлым земледелием.Политическая история Могулистана заполнена войнами, усобицами систематическим вторжением эмира Тимура на территорию Притяньшанья. Первые могулистанские ханы Тоглук Тимур (1347-1362) и Ильяс Ходжа предпринимали попытки восстановить власть Чагатаидов в феодально-раздробленном Мавераннахре в 60-е гг. Но уже следующим правителям Могулистана пришлось вести долгую борьбу против Тимура. В ходе этой борьбы была предпринята попытка объединения разрозненных сил с Ак Ордой, также страдавшей от притеснений эмира Тимура.В связи с ростом феодальной раздробленности и борьбой за власть между чингизидами. Улуг Улус все больше слабел и не представлял целостного и прочного государственного объединения как прежде. Местные феодалы и чингизиды проявляли стремление к политической самостоятельности. В XIV- XV вв. от Улуг Улуса постепент отошли Хорезм, Крым, Астрахань, создав самостоятельные ханства.Во второй половине XIV в. Улуг Улус и Чагатаидское государство пришли в упадок и распались.К концу 90-х гг. XIV века Тимуру удалось образовать огромное государство, в которое входили не только Мавераннахр, Хорезм, прикаспийские области, но и территория Афганистана, Ирана, часть Индии, Ирака, Закавказья и др. стран. Ак Орда и Могулистан сохранили свою самостоятельность, однако. Тимур оставил за собой право назначать здесь ханами своих ставленников из местных Чингизидов.Следствием военных походов Тимура явилось усиление феодальной раздробленности в Могулистане и распад его в начале XV в. Попытки могульских ханов восстановить политическое господство шагатаидов на бывшей территории Могулистана закончились неудачей. В середине XVI в. оно перестало существовать как самостоятельное государство.
21.Государство кочевых узбеков(ханство Абулхаира).В 20-х годах на степных просторах Казахстана в результате распада Ак-Орды образовалось ханство Абухаира. Распри Джучидов, наиболее крупными из которых были: Ходжа-хан, Мустафа-хан привели к власти в 1428 году Абулхаира. Ему удалось создать самостоятельное ханство и удерживать власть на протяжении 40 лет. В 14-15вв. ханство Абулхаира назывался улусом – это было удельное владение членов правящей династии Чингизидов. Главой государства был хан, власть которого переходила но наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан избирался родоплеменной знатью. Реальная власть хана зависела от Чингизидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со знатью, ханский совет назывался маджилис. Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они управляли от имени хана, отдавали хану часть взимаемых с населения налогов. Хан имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение.Территория государства простиралась от Яика до Балхаша на Востоке от Сырдарьи до Тобола и Иртыша. Этнический состав населения был таким же сложным, как и состав населения Ак-Орды. В него входили те же племена и политические обьединения. Это были тюркские племена в основном кыпчакскою и карлукскою происхождения. Ханство Абулхаира не стадо централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриториальных групп. Усобицы и воины преследовали Абулхаира на протяжении всего его правления. В 1446 году Абулхаир разбил Мустафу-хана. Так же Абулхаир вел войны за пределами государства, в Средней Азии, на юге и на восюке Казахстана. В 1430 году разбил Хорезм и Ургенч. Потом ему удалось отобрать у Тимуридов ряд городов. Города были розданы в качестве награды вождям племён. Сыгнак стал столицей ханства. В 50-х годах Абулхаир совершает грабительский набег на Самарканд и Бухару. Но в 1457 году Абулхаир терпит жесткое поражение под Сыгнаком. После смерти Абулхаира его государство распалось. Отсутствие прочных связей между отдельными частями государства, постоянные распри, ослабили ханство Абулхаира и привели к распаду.
22.Экономика и Культура казахов XIII-XV.Главной отраслью хозяйственной деятельности населения Восточного Дешт-и Кыпчака и Жетысу в XIV-XV вв. оставалось скотоводство. Самым распространенным в Казахстане был полукочевой тип скотоводства. При таком типе скотоводства кочевники могли одновременно заниматься земледелием и сенокошением, т.е. заготовкой корма на зиму. Скотоводство давало населению основные продукты питания – мясо, молоко, жиры, кумыс, а также сырье для изготовления одежды, обуви, домашней утвари. Кочевой способ хозяйствования определил и тип жилища – юрту, которая была более приспособлена к кочевой жизни. Практически все детали юрты каждая семья могла изготовить собственноручно. Кроме традиционной юрты существовали передвижные жилища – куйме, поставленные на повозки, перевозимые быками или верблюдами. Казахское население в регионах с оседлым или полуоседлым хозяйством умели строить постоянные жилища. Дома строились из глины, дерева и камня. В таких домах люди жили в зимнее время. В городах строили дома из сырцового кирпича прямоугольной формы, с камышовой кровлей. Появились общественные бани. Как и в прежние времена, одежда в основном изготавливалась из шерсти, кожи и шкур домашних животных. Имелись разные виды летней и зимней одежды. Благодаря пролегавшему через территорию Казахстана Великого Шелкового пути, население могло приобретать ткани для пошива одежды. Развивалось ремесленное производство. Изготавливалась конская сбруя, арканы, куруки, различные виды привязи. Ремесленники обеспечивали скотоводов такими видами оружия, как лук со стрелами, копье, сабля, шокпары и т.д. Для обработки земли применяли железную соху, плуг, серп, косу, кетмень, деревянные лопаты др. Важную роль в жизни населения Южного и Юго-Восточного Казахстана играло земледелие. С конца XIII - начала XIV вв. постепенно восстанавливались города Сыгнак, Ясы, Сауран, Отрар, Сайрам и др. Возрождение присырдарьинских городов оживило земледелие, ремесленное производство, рос торговый обмен. Основные произведения устной литературы передавались из поколения в поколение, постепенно формировался и развивался такой жанр литературы как фольклор. Распространенными жанрами литературы были сказки, наиболее известными из которых были: «Куламерген-Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик» и многие другие. Из эпических сказаний о батырах постепенно складывались эпические поэмы и легенды. О совместной борьбе кыпчаков и киятов против калмыков говорится в поэме о Кобланды батыре. После распада Золотой Орды возник ряд эпических произведений, главными героями которых были батыры Ер Таргын, Орак, Ер Косай и др., защищавшие свой народ от врагов. В XIV-XV вв. постепенно складывается письменная литература, созданная в основном на кыпчакском языке. В числе таких литературных шедевров были «Кодекс Куманикус», «Огузнаме». Многообразным в жанровом и тематическом плане было музыкальное искусство. Большинство песен сопровождало трудовые процессы и семейно- бытовые обряды. Наиболее распространными были лирико-бытовые песни на семейные, житейские и любовные темы. Разнообразной по тематике и содержанию, популярной среди народа была инструментальная музыка. До наших дней сохранились Кюи «Ескендир», «Камбар батыр», «Шора батыр» и др. Религиозные представления кочевого и оседлого населения Казахстана XIV-XVI вв. отличались м