Национальное движение в условиях реакции

ВЧехии и Моравии национальное движение развивалось различно. Наиболее активно процесс проходил на территории Чехии, прежде всего в Праге, но также и в других городах. Формой его до 1830 г. было возрождение и утверждение национального языка как важнейшего признака нации. После наполеоновских войн представители национального движения питали иллюзии, что венское правительство удовлетворит давние требования о широком использовании чешского языка в общественной жизни. Однако декрет 1816 г., предусматривавший изучение чешского языка в гимназиях, на практике реализован не был. Первый чешский учебник словесности Й. Юнгманна имел лишь общенаучное значение. В 1821 г. начал выходить первый чешский журнал «Крок» со статьями по общественным и естественным наукам. Он издавался Я.С. Преслом, авторами статей были члены юнгманновского кружка, а также анатом и физиолог Я.Э. Пуркине.

В чешское движение вступило новое поколение, в частности В. Ганка, П.Й. Шафарик, Ф. Палацкий, Ф.Л. Челаковский — романтики по настроению и мировоззрению. Они идеализировали народ, были уверены в его великом будущем, изучали памятники народной культуры. Большое значение для развития национального

движения имело открытие Патриотического музея в Праге в 1818 г., позднее — Чешского Национального музея. Возник он по инициативе аристократов Чехии, среди которых главную роль играл друг И.В. Гёте, естествоиспытатель граф Кашпар Штернберг (1761—1838). Основатели понимали свое детище как институцию сословную, немецкоязычную, не связанную непосредственно с потребностями чешского национального движения. Значительная роль в организации работы музея принадлежала также священникам, учителям, чиновникам, мещанам. При этом группа юнгманновцев стремилась превратить музей в центр чешской научной и культурной работы, но основатели-аристократы предпочитали национальную индифферентность и немецкий язык.

Оппозиция юнгманновцев аристократическому руководству вовлекла в свою орбиту и Й. Добровского. С 1827 г. стал издаваться «Часопис Ческего музеум» («Журнал Чешского музея») — ежемесячно на немецком языке и ежеквартально на чешском, а позднее только как чешское издание. Здесь публиковались материалы по литературе, истории, этнографии чешского народа, образцы народного творчества, переводы, тексты древней чешской письменности, информация о научной жизни и т.д. Главная заслуга в создании журнала и превращении всего музея в чешское национальное учреждение принадлежит Франтишку Палацкому (1798—1876), выдающемуся чешскому ученому, историку, организатору национальной жизни и создателю прогрессивной философии чешской истории, одному из творцов теории австросла-визма. Переехав в 1823 г. в Прагу, он сблизился с чешской средой, особенно с Й. Добровским, который и руководил его занятиями. Палацкий вскоре встал во главе чешской научной и культурной жизни. Определялось это и тем, что он был историком, владевшим методами критики и научной интерпретации исторических источников. Земский сословный комитет поручил Палацкому разработку чешской истории. К функции «земского историографа» он отнесся чрезвычайно ответственно. Как редактор «Журнала Чешского музея» Палацкий сумел преодолеть трения между его авторами и превратить это издание в важнейший чешский научный орган. «Музейник», как часто называли журнал, выходил без перебоев, причем немецкий его вариант в 1831 году закрылся.

В конце 1832 г. Палацкий приступил к составлению многотомной «Истории чешского народа». Первый том (1836) и второй в двух частях (1839, 1842) вышли на немецком языке. В 1848 г. увидел свет первый том чешского варианта. Палацкий подтвердил непрерывность многовекового существования чешского

народа. В начале 30-х гг. им был издан свод чешских анналов гуситского периода и большое число источников под названием «Старые летописи чешские». Палацкий стал также основателем чешской истории права. Большое значение имели его усилия по укреплению связей между славянскими народами.

Палацкий снискал себе также заслуги в создании Матицы Чешской. Этому предшествовал составленный им в 1829 г. план подготовки чешского энциклопедического научного словаря, редакционная коллегия которого (Юнгманн, Пресл и Палацкий) получила статус Общества для научного развития чешского языка и литературы. Но когда оказалось, что издание задуманного словаря коллективу не под силу, Общество предложило создать Матицу Чешскую как издательство при Патриотическом музее. Постепенно из издательства выросла культурная организация, объединившая чешскую интеллигенцию. В первый год своего существования (1831) Матица насчитывала всего 35 членов, в 1839 г. - уже 512, а к 1847 г. - 2329. С 1834 по 1839 г. Матица опубликовала пять томов «Чешско-немецкого словаря» Й. Юнг-манна, в 1836—1837 гг. — «Славянские древности» П.Й. Шафа-рика. Издавала она и памятники древней чешской литературы, и беллетристику, и «Музейник».

В 1833 г. возникло Общество поддержки промышленности в Чехии, которое стало издавать наряду с немецкими и чешские работы по организации производства и технике. С. Пресл выпустил в 1836-1837 гг. книгу о ремеслах на чешском языке (в переводе с немецкого), он же редактировал чешский «Технологический журнал» (1837-1839).