Крестьянский вопрос в Царстве Польском

Перестройка аграрных отношений в Галиции

ВГалиции в XIX в. почти повсеместно господствовали аграрные отношения, мало отличающиеся от отношений XVIII в. Производство зерна не удовлетворяло потребностей населения. Лишь немногие интересовались новыми методами хозяйствования. Очин-шевание было редким исключением. В этих условиях основой доходов шляхетского фольварка стали повинности крестьян. Действующие патенты Марии Терезии и Иосифа II, регулирующие отношения между помещиками и крестьянами, систематически нарушались. Характерной чертой галицийской деревни был рост раздробленности крестьянских наделов и пауперизация населения. В середине XIX в. 44% хозяйств составляли небольшие участки размером менее 3 га. Ухудшающееся положение галицийского крестьянства усугубляло пропинационное принуждение, источник ширившегося пьянства. Все это также способствовало возрастающему сопротивлению сельского населения.

Сельское хозяйство Галиции вообще чуть ли не полностью было лишено экспортных возможностей. Таможенные барьеры затрудняли вывоз зерна по Висле, а на рынках Габсбургской монархии господствовали венгерские производители. Лишь латифундисты Восточной Галиции экспортировали сельскохозяйственную продукцию через черноморские порты.

Аграрная реформа в Галиции так же, как и в Пруссии, сохраняла сильные позиции крупных собственников, но отличалась от нее более широким социальным характером, охватом всех крестьян-собственников. Ничего не говорилось о безземельных крестьянах, не была решена проблема сервитутов. Лишь для

видимости отменялся выкуп помещикам, который формально обязалось выплатить государство. Патент 1849 г. разъяснял этот вопрос окончательно, перенеся всю тяжесть выкупа на галицийские власти, которые должны были черпать средства с повышаемых налогов на местное население.

Впоследствии характерной чертой галицийской деревни будет огромное расслоение крестьянской собственности. В среднем на хозяйство приходилось 5 га. Производство в большинстве из них не имело товарного характера, что в значительной степени ограничивало модернизацию методов обработки земли, т.е. не была ликвидирована знаменитая нужда галицийской деревни.

Когда прусская часть польских земель вступала в эпоху аграрных реформ, первые симптомы изменений проявились и в Царстве Польском. С развитием промышленности и урбанизацией возросла потребность в продукции земледелия и животноводства. Часть помещиков была заинтересована в улучшении методов хозяйствования, направленных не столько на ликвидацию феодальных отношений, сколько на их обновление. Но на это, как известно, нужны были деньги. Государство готово было оказать финансовую помощь помещикам. С этой целью в 1825 г. было создано Земледельческое кредитное общество. Важным источником наличных средств мог стать перевод крестьян с барщины на чинш.

Этот процесс охватил прежде всего государственные имения. После восстания 1830—1831 гг. власти проводили очинше-вание в государственных имениях и донациях, т.е. в землях, дарованных высокопоставленным гражданским и военным лицам. Очиншевание в этих хозяйствах было проведено в течение 20 лет. Сложнее этот процесс проходил в частных хозяйствах. Накануне 1830 г. он охватил западный регион Царства Польского. Там помещики, создавая фольварки, основанные на свободной наемной рабочей силе, производили массовый сгон крестьян, стремясь укрупнить земельные участки. Широкий размах приобрело очиншевание после восстания 1830—1831 гг. Охотнее всего отказывались от барщины в пользу денежной ренты крупные латифундисты. Примером может служить ординация (родовое имение, майорат) Замойских. Однако денежный выкуп был столь высок, что привел к разорению многих не очень богатых крестьян, превратив их в загродников (безземельных крестьян, переселенцев). Несмотря на медленный переход помещичьих хозяйств на чинш, в 1846 г. около 36% крестьянских хозяйств в частных имениях перешли на денежный выкуп. Одновременно

продолжался массовый сгон крестьян с земли. В 1846 г. Николай I под влиянием крестьянских выступлений в Галиции запретил сгонять крестьян, хозяйства которых превышали три морга (здесь морг примерно равен 0,56 га). Были отменены и незаконно введенные повинности.

В модернизируемых фольварках были введены севообороты, появились сельскохозяйственные машины, стали применяться удобрения. Изменилась структура посевов. Распространился картофель. В связи с потребностями текстильной промышленности возрос интерес к овцеводству.

Положение крестьян было трудным. Наряду с традиционными методами эксплуатации (барщина) все чаще господствующий класс прибегал к сгону крестьян с земли, росли прямые и косвенные налоги. Царство Польское оказалось ареной нарастающей борьбы крестьян с помещиками. Самой распространенной формой протеста крестьян стало обращение их за помощью к властям путем подачи жалоб и петиций. Нередко во главе этих акций стояли представители интеллигенции крестьянского происхождения. Иногда сопротивление крестьян принимало более радикальные формы — побеги, поджоги помещичьих усадеб. Эта борьба приносила определенные результаты. В государственных имениях были отменены временные повинности, в 1833 г. запрещен принудительный найм, с 1840 г. воспрещалось налагать барщинные повинности на безземельных крестьян. Упоминавшийся уже царский указ 1846 г. был попыткой сдержать крестьянское сопротивление.

Шляхта слишком медленно приходила к осознанию необходимости улучшения положения крестьян. Она упустила шанс решить эту проблему в период восстания 1830—1831 гг., когда власть находилась в ее руках и была возможность провести в жизнь принятые сеймом постановления по крестьянскому вопросу. Даже угроза поражения восстания не убедила помещиков разрешить острую ситуацию в деревне и создать широкую социальную базу для освободительного движения.

На рубеже 40—50-х гг. наблюдалось оживление аграрного производства. Этому способствовали отмена хлебных пошлин в Англии, увеличение импорта зерна Францией и Германией, рост внутреннего спроса в России, вызванный интервенцией царизма в Венгерское королевство в 1849 г. и Крымской войной. Развивался и рынок Царства Польского. Велением времени становилась аграрная реформа. Идея реформы находила все больше сторонников среди шляхты, но она не была едина во взглядах на крестьянский вопрос. Часть ее приверженцев во главе с А. ЗамойскиМ высказывалась за очиншевание, другая, менее многочисленная,

выступала за освобождение крестьян. Сторонники реформ объединились в 1858 г. в Земледельческое общество, председателем которого стал А. Замойский. В обществе разгорелись жаркие дискуссии по этому животрепещущему вопросу. Наконец, в феврале

1861 г. принимается план освобождения крестьян, который затем направляется властям. По этому плану выкуп феодальных повинностей растягивался на десятки лет.

В феврале 1861 г. было отменено крепостное право в России. Эта реформа не распространялась на Царство Польское, но привлекла большое внимание к аграрному вопросу. Крестьяне отказывались выполнять барщину, чувствовалась политическая напряженность. В апреле 1861 г. Земледельческое общество было распущено. Власти перехватили инициативу, в октябре 1861 и июне

1862 г. были изданы царские указы. Первый указ отменял барщину при условии выплаты высокого выкупа, второй вводил обязательное очиншевание. После выплаты повинностей получить хозяйства в собственность могли лишь чиншевые крестьяне, имевшие землю в вечном пользовании. В итоге ни предложения Земледельческого общества, ни царские указы не решали крестьянского вопроса, откладывая его реализацию на неопределенное время.

Январское восстание 1863 г. радикально изменило ситуацию. Российское правительство, видя, что инициатива в крестьянском вопросе перешла к мятежникам, не жалело усилий для ослабления впечатления, произведенного на крестьянство постановлениями повстанческих властей. 19 февраля (2 марта) 1864 г. в Царстве Польском было отменено крепостное право. Реформа практически копировала январские декреты Временного национального правительства. Согласно ей земля отдавалась в собственность крестьянам-землепользователям без выкупа. Возмещение убытков брало на себя правительство. Источником этих средств являлись налоги с населения. Предусматривалось также наделение землей безземельных крестьян (по 3 морга). В отличие от России вводилось гминное самоуправление. Повстанческое правительство, не желая восстанавливать против себя шляхту, не могло лишить ее войтовских должностей. Это сделало российское правительство, освобождая гмину от прежнего собственника земли. Правительство во многом достигло своей цели, отрывая таким образом крестьян от восстания.

Проведенная в 1864 г. реформа завершила ликвидацию феодальных отношений на польских землях. Но прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве с сохранением крупной земельной собственности позволил удержаться многим пережиткам минувшей эпохи.

ПОЛЬСКИЕ ЗЕМЛИ ПОСЛЕ ЯНВАРСКОГО ВОССТАНИЯ ДО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Политика России, Германии и Австрии впольских землях

Развитие ситуации в польских землях в 60-е гг. определялось прежде всего протекавшими в них социально-экономическими процессами и национальной политикой метрополий. Политический и национальный гнет принял более тяжелые, чем в предшествующий период, формы в Царстве Польском. Достаточно сказать, что практически с 1863 до 1915 г. там сохранялось военное положение, хотя до революции 1905—1907 гг. серьезных волнений или беспорядков не было. После 1864 г. лейтмотивом российской политики в этой провинции стало так называемое «слияние» польских земель с метрополией. На Царство Польское были распространены многие реформы, уже проведенные в России, — аграрная, военная, судебная, но оно не получило городского и земского самоуправления, суда присяжных, той ограниченной свободы печати, которой пользовалось российское общество. Сельское (гминное) самоуправление находилось под контролем российских чиновников.

Практически полностью была уничтожена административная автономия Царства Польского, упразднены Государственный и Административный советы, ведомственные комиссии, отдельный бюджет. Все органы местной власти — административные, судебные, финансовые, школьные, почтовые — подчинялись соответствующим министерствам в Петербурге. После смерти графа Ф. Берга в 1874 г. был ликвидирован пост наместника Царства Польского. Само название провинции в официальных документах заменялось на Привислинский край.

Чиновники-поляки почти полностью были замещены русскими, в то время как в первой половине XIX в. лишь незначительное число государственных служащих, главным образом высшего ранга, являлись выходцами из России. Поляки могли делать карьеру на государственной службе, в том числе и военной, только во внутренних районах империи. Польский язык был заменен русским не только в администрации, но и в судопроизводстве, на почте, железных дорогах, наконец — в школе.

Национальное угнетение приняло особенно жесткие формы в период контрреформ в России, при Александре III,когда генерал-губернатором Царства Польского был И.В. Гурко, герой русско-турецкой войны 1877—1878 гг. Его имя и имя куратора Варшавского учебного округа А.Л. Апухтина стали нарицательными

в Польше и обозначали режим грубой русификации. В 1869 г. Варшавский университет был преобразован в российский, затем последовала русификация средней, а несколько позже и начальной школ. Польский язык был оставлен лишь в качестве факультативного предмета.

Под предлогом «очищения» богослужения от налета католицизма началась борьба с униатской церковью, завершившаяся ее фактической ликвидацией. Католическая церковь подчинялась Католической коллегии в Петербурге.

В Царстве Польском практически не было русской колонизации. Немногочисленное русское гражданское население, представленное прежде всего чиновниками и учителями, проживало исключительно в городах. Там же размещались и русские гарнизоны. В городских центрах русификация коснулась главным образом системы управления и образования.

Достаточно тяжелым в национальном отношении было положение поляков в прусских землях. Правда, здесь отсутствовал военный режим и поляки пользовались защитой общегерманской конституции наравне с другими подданными империи Го-генцоллернов, хотя и с исключениями (в 1906 г. были запрещены публичные собрания). Однако школа, суд, местная администрация в период канцлерства Бисмарка были полностью германизированы. Отличием этой части польских земель от русских являлось то, что она была областью активной немецкой колонизации, начало которой восходило к достаточно отдаленным временам.

Со второй половины 80-х гг. центр тяжести германизатор-ской политики правительства перемещается в сферу экономики. Ставится задача резкого увеличения в польских землях численности немецкого населения. В 1885 г. правительство выселило несколько десятков тысяч поляков, не имевших прусского гражданства. В 1886 г. создается колонизационная комиссия для выкупа земель у поляков и передачи их в руки немецких колонистов, но эффективность ее деятельности оказалась ниже ожидаемой. В 1894 г. для этих же целей было создано «Объединение немцев восточных провинций», получившее название Гаката (по первым буквам фамилий его основателей). С этого времени политика германизации стала называться гакатизмом. В 1908 г. был принят закон, разрешавший принудительный выкуп земли у польских помещиков. Результатом политики Берлина в западных польских землях было то, что борьба за польский язык в школе, учреждениях, церкви соединилась с борьбой за сохранение земли в руках польских собственников. В это движение вовлекались массы крестьян.

На общем неблагоприятном фоне политического положения польских провинций России и Пруссии выгодно выделялось положение поляков австрийской части монархии Габсбургов. После поражения в войне с Пруссией в 1866 г. Вена, чтобы предотвратить угрозу распада империи, пошла на соглашение с дворянством отдельных наций империи, прежде всего венгерским и польским. В рамках этой политики Галиция постепенно получила довольно широкую автономию. Новый статус стал результатом ряда уступок венского правительства на протяжении 60—70-х гг.

Галиция имела особый областной сейм, избиравшийся по куриальной системе, что давало преимущество помещикам. Административный аппарат провинции подчинялся не сейму, а наместнику, который назначался центральным правительством. Влияние польских помещиков на управление провинцией со смешанным населением не ограничивалось только их преобладанием в сейме и в органах местной власти. Польская аристократия оказывала существенное воздействие на политику двора и центрального правительства; только из ее среды назначался имперский министр по делам Галиции и наместник. Сохранилась и получила дальнейшее развитие традиция выдвижения поляков на ключевые министерские должности, вплоть до главы кабинета министров (граф К. Бадени в 1895—1897 гг.).

Полное преобладание помещиков в политической жизни Галиции вступало в противоречие с интересами крестьян, составлявших подавляющее большинство населения края. Но сам по себе факт национальной автономии чрезвычайно благотворно влиял на развитие польской общественной жизни и национальной культуры. Поляки свободно пользовались родным языком в администрации, суде и школе. Имелось два университета с преобладанием польской профессуры — Ягеллонский в Кракове и Львовский, а также польская Академия знаний в Кракове.