Наука и просвещение
Уже в период Первого сербского восстания (1804—1813) в Белградском пашалыке — ядре будущего сербского государства — были созданы первые органы просвещения и культуры. Это прежде всего первая на территории Османской империи сербская гимназия — Высшая школа в Белграде (1808—1813) и министерство просвещения в составе правительства Карагеоргия — Правительствующем совете. Инициатива создания этих двух институтов образования и культуры принадлежала прибывшему в Сербию выдающемуся сербскому просветителю Досифею Обрадовичу (1739-1811). Крестьянский мальчик Дмитрий Обрадович родом из Баната обучился грамоте в монастыре Хопово в Воеводине, где был послушником, а затем и монахом. Он принял постриг под именем Досифея, но неукротимая жажда знаний заставила его бежать из монастыря и искать возможности получить светское
образование. Обрадович слушал лекции во многих европейских университетах, проникся идеями рационализма и Просвещения, сам написал ряд антиклерикальных работ, восхваляющих силу человеческого разума. Узнав о начале сербского восстания, он прибыл в Белград, где и основал гимназию. Досифей Обрадович — основоположник не только светского образования в Сербии, но один из основателей сербской исторической и философской школы. Считается, что его автобиографическое сочинение «Жизнь и приключения Дмитрия Обрадовича, нареченного в монашестве Досифеем» положило начало сербской светской литературе периода национального Возрождения.
Учеником и последователем дела Обрадовича стал историк, филолог, фольклорист и писатель Вук Караджич (1787-1864). Сын крестьян-переселенцев из Герцеговины в Западную Сербию, Караджич с детства стремился к знаниям. Рано овладев грамотой, он в ходе Первого сербского восстания служил писарем в штабе повстанцев и был секретарем Правительствующего совета. Вука Караджича называют гениальным самоучкой, ибо он всего два года (1805—1807) учился в гимназии в г. Сремские-Карловцы, а затем всю жизнь занимался самообразованием. Он стал первым историографом событий сербских восстаний начала века, автором литературных портретов своих современников — Карагеоргия, Мило-ша Обреновича и других сербских воевод. Его исторические сочинения основаны как на блестящем знании источников, так и на личных впечатлениях. Деятельность Караджича по собиранию и публикации сербского эпоса, исторические труды и лингвистическая работа получили высокую оценку современных ему ученых в Европе и России и принесли всемирную известность. Большая часть его жизни прошла в Австрийской империи, где он тесно сотрудничал с известными чешскими, словацкими, хорватскими славистами. Караджич был награжден стипендией и орденами русского правительства, поддерживал связи с русскими учеными. Его Произведения уже в 20-е гг. XIX в. были переведены на русский язык и послужили материалом для ряда стихотворений цикла А.С. Пушкина «Песни западных славян».
В Сербском княжестве первая типография появилась в 1831 г. Это была Княжеская сербская типография в Белграде. Почти одновременно с ее основанием были приняты и правила цензуры Печатного слова.
В 1838 г. в г. Крагуевце было основано первое высшее учебное заведение в Сербии — Лицей. В 1841 г. он был переведен в Белг-Рад, а в 1863 г. преобразован в Высшую школу, которая в свою очередь стала основой Белградского университета, открытого в 1905 г. Высшая школа готовила к государственной службе десятки молодых людей ежегодно, но потребность в образованных
людях была значительно выше. Уже с 1839 г. правительство отправляло сербскую молодежь для обучения за границей за государственный счет. В западноевропейских университетах из них готовили специалистов, необходимых государству, — юристов, инженеров, агрономов, офицеров. Для получения высшего духовного образования студенты направлялись в семинарии и духовные академии России. Вместе с тем открывались и новые учебные заведения в самой Сербии: в 1842 г. — Военное училище, а в 1848 г. — Агрономическая школа. Так были заложены основы для создания национальной интеллигенции Сербии.
Система образования складывалась на протяжении всего XIX в. и прежде всего была направлена на распространение начального образования. К началу XXв. в Королевстве Сербия насчитывалось около 1000 начальных школ, в которых обучалось свыше 100 тыс. учеников.
Оформление первых национальных институтов сербской науки начинается с создания в 1842 г. Общества сербской словесности. В 1848 г. были открыты Национальная библиотека и Народный музей. В это же время появляются первые научно-популярные сочинения по агротехнике, знакомящие сербских крестьян с достижениями сельскохозяйственного производства западноевропейских стран.
В 60—70-е гг. XIXв. можно говорить о становлении профессиональной сербской науки. Она развивается поначалу в области гуманитарных исследований — истории, филологии, философии. Здесь выделяются имена сербских историков Илариона Рувараца (1832-1905), Стояна Новаковича (1828-1915), занимавшихся изучением национальной истории.
Сербская Академия наук была открыта в 1886 г. и способствовала подготовке ученых в разных областях знаний. К началу XXв. в Королевстве Сербия наряду с гуманитарными появились оригинальные фундаментальные исследования в области естествознания и техники. В области географии, социальной психологии, этнографии успешно трудился талантливый ученый Ио-ван Цвиич (1865-1927). Труды математика Михаила Петровича (1868—1943) и астронома Милутина Миланковича (1879—1927) получили европейскую известность.