Георгий Раковский

Восстановление церковной самостоятельности

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В БОЛГАРИИ В 60-70-е гг. XIX в.

Вторая половина XIX столетия стала периодом активных общественных выступлений болгарского народа за свою независимость. На это время пришлось завершение борьбы болгар за восстановление церковной самостоятельности. Апогеем ее стали

события весны 1860 г. Во время пасхального богослужения 3 апреля 1860 г. в болгарской церкви в Константинополе Илларион Макариопольский не упомянул имени греческого патриарха и в то же время завершил литургию хвалой в честь турецкого султана. Это было равнозначно заявлению о независимости болгарской церкви от греческой патриархии. Однако до фактической самостоятельности болгарской церкви было еще далеко.

Турецкое правительство, внешне не вмешиваясь в греко-болгарский конфликт, затягивало его разрешение. Западные державы, наводнив Болгарию католическими и протестантскими миссионерами, стремились подорвать позиции православия в стране. В Болгарии возникло движение за унию с католической церковью, которое возглавил видный болгарский общественный деятель Драган Цанков. Длительное время Россия не могла определить своего отношения к требованию болгар об образовании самостоятельной церкви. Российское правительство придерживалось принципа сохранения единства православия в Османской империи под эгидой Константинопольской патриархии. Постепенно Россия меняла свои позиции. Новую политику России энергично поддержал ее посол в Константинополе граф Н.П. Игнатьев, ходатайствовавший перед Портой о благоприятном разрешении болгарского церковного вопроса.

К концу 60-х гг. XIX в. Константинопольская патриархия фактически утратила реальную власть в болгарских землях. Болгарию покинули греческие иерархи, и церковные должности оказались в руках болгарского духовенства. Оставалось получить официальную санкцию со стороны турецкого правительства. 28 февраля 1870 г. Порта издала фирман об учреждении самостоятельной болгарской церкви во главе с экзархом, избирать которого должны были высшие болгарские церковные деятели, а утверждать — патриарх и султан. Провозглашение в Болгарии экзархата встретило сопротивление со стороны Константинопольской патриархии. Она не только не признала избранного болгарами в 1872 г. экзарха Антима I, Но и объявила болгар раскольниками. Однако экзархат был создан И начал действовать, что явилось крупной победой болгарского Народа на пути завоевания национальной независимости.

Освободительное движение болгар в 60—70-е годы XIX в. не ограничилось борьбой за обретение церковной независимости. Продолжалось участие болгар в войнах других народов против Тур-Пии, в национально-революционных акциях на Балканах. Усилилось гайдуцкое движение — выступления болгарских вооруженных отрядов в Болгарии и за ее рубежами. Стали популярными Предводители гайдуцких отрядов Панайот Хитов, Филипп Тотю, Стефан Караджа, Хаджи Димитр.

В60—70-е гг. начало оформляться организованное революционное движение за освобождение от османской власти. Этот процесс был связан с деятельностью Георгия Саввы Раковского (1821 — 1867), прожившего яркую, полную драматических событий жизнь. Раковский родился в г. Котел в семье ремесленника и получил хорошее по тем временам образование: обучался в одном из лучших греческих учебных заведений — «великой народной школе» близ Константинополя. Уже в годы ученичества он стал участником церковной борьбы болгарского народа, познакомившись в Константинополе с Неофитом Возвели и Илларионом Макариопольским.

В начале 40-х гг. Раковский участвовал в выступлении болгар против турецкой власти, организованном греками и болгарами в румынском г. Браиле. После разгрома восстания он возвращается в Болгарию. Особую роль в его идейном становлении сыграла Крымская война. В это время он становится одним из инициаторов создания болгарского Тайного общества, поддерживающего Россию. Поражение России в войне повлияло на планы Раковского. Он эмигрирует в Румынию, где начинает заниматься публицистической деятельностью. Летом 1856 г. Раковский переезжает в г. Нови-Сад. Здесь он работает как журналист, пишет статьи и заметки о положении болгарского народа. В 1856 г. выходит его первая книга — «Предвестник лесного странника», а в 1857 г. — первый номер его газеты «Болгарский дневник», имеющей яркую политическую окраску. В Нови-Саде Раковский завершает работу над поэмой «Лесной странник» — сочинением антиосманской направленности.

По требованию турецких властей осенью 1857 г. Раковский был выслан за пределы Австрийской империи и после недолгого пребывания в Румынии в марте 1858 г. приехал в Россию. Он поселился в Одессе — городе, издавна связанном с Болгарией тесными общественными и культурными связями. В России Раковский занялся сбором материалов, рукописей и сказаний, относящихся к истории болгарского народа. Справедливо полагая, что для пробуждения национального самосознания болгар необходимо обращение к его прошлому, он приступает к описанию исторических событий, посвященных болгарскому Средневековью.

Эти труды Раковского были опубликованы уже в Белграде, куда он переехал в начале 1860 г. В Сербии ему удалось наладить выпуск газеты «Дунайский лебедь», ставшей чрезвычайно популярной в Болгарии и в целом на Балканах. В Белграде Раковский продолжил разработку планов освобождения Болгарии от

османского владычества. Предусматривалось создание в Сербии вооруженного болгарского отряда для его последующей переброски в Болгарию.

Последние годы жизни Раковский провел в Румынии, где с 1863 г. издавал газету «Будущность». В Бухаресте ему удалось напечатать свой труд «Болгарская старина», написанный еще в Одессе. Он постоянно выступал за независимость Болгарии, а основным средством ее достижения считал вооруженную борьбу. Главная роль в освобождении страны от османского ига согласно его планам должна была принадлежать вооруженным отрядам болгар, сформированным на территории других стран. Появление этих отрядов в Болгарии должно было, по убеждению Раковского, вызвать в стране массовые антиосманские выступления. Уязвимость этого плана была очевидной. Сформированные вне Болгарии отряды быстро распадались, а вторжение отдельных из них не приносило желаемых результатов. В конце жизни Раковский пришел к выводу о необходимости перехода от четнической тактики к организованным формам борьбы.