Здравоохранение. Социальное обеспечение

Проводя решительные изменения во всех упомянутых областях жизни, правительства Марии Терезии и Иосифа II понимали и необходимость мер по улучшению здравоохранения и социального обеспечения широких слоев населения. Общее состояние здоровья чешского населения было неудовлетворительным. В 1776 г. был обнародован имперский устав здравоохранения: все органы здравоохранения подчинялись центральной имперской комиссии, обладавшей широкими полномочиями. К концу XVIII в. в Чехии уже насчитывалось до 300 частных и общественных больниц. В

[ 1781 г. Иосиф II издал основные директивные правила, установив важнейшие принципы создания новых лечебных учреждений. [Ранее существовали только приюты милосердия для бедных, без персонала со специальной подготовкой и без медицинской по-[мощи, теперь же учреждались специализированные клиники, [родильные дома, детские приюты и т.п. Развивалась и медицинская наука. Реформы на медицинском факультете Пражского уни-j верситета способствовали повышению квалификации врачей. Хотя [далеко не все проблемы были решены, все же период терезиан-[ско-йозефинских реформ стал важной эпохой в истории медицины в монархии, в том числе и в Чехии.

Оценивая реформы рассматриваемого времени в целом, следует констатировать, что они означали перелом в ходе разложе-

• ния феодальных устоев и объективно приводили к ускорению

• наступления капитализма. Но все же поставленных перед ними | целей они не достигли, так как при их проведении не были учте-|ны сложности реальной действительности. Так, наиболее радикальная реформа Иосифа II — берний и урбариальный патент — не преодолела сопротивления оппозиции феодалов и была отме-

[нена сразу же после его смерти. Оказались ослабленными и дру-[гие прогрессивные реформы. Но возвращение крестьян к личной I зависимости было уже невозможно.

Также и церковь после 1790 г. усилила свою автономию, однако от подчиненного положения по отношению к государству [неизбавилась. Многие установления Иосифа II действовали до \1848 г., а некоторые даже до 1918 г. Значение реформ для формирования чешской нации Нового времени столь серьезно, что [созданная ими общественная атмосфера получила название «йо-зефинизма».

НАУКА В ЧЕХИИ В ПЕРИОД ПРОСВЕЩЕНИЯ

В 60-е гг. XVIII в. в Габсбургской монархии и в Чехии прошел интенсивный процесс становления науки Нового времени, расширявшей свои познавательные возможности и иногда приобре-1 тавшей новую идеологическую функцию. Отдельные ученые, ра-(Нее изолированные в своей деятельности, стали объединяться в [ученые общества. Так, в 1746 г. в Оломоуце возникло «Общество [Неизвестных ученых», которое с 1753 по 1761 г. собиралось в Пра-г ге под председательством И. Штеплинга, обсуждая различные научные проблемы. В 1771—1772 гг. в Праге выходил еженедельник [«Пражские ученые известия» на немецком языке, издававшийся

Игнацием Антониной Борном (1742—1791). Наука вступала в борьбу с отжившим феодальным обществом.

После запрета иезуитского ордена в интеллектуальном развитии чешских земель наметилось несколько направлений. По инициативе И.А. Борна возникло «Частное общество в Чехии для развития математики, естественных наук и отечественной истории». В 1775 г. оно стало издавать «Рассуждения» на немецком языке. С 1784 г. «Частное общество» превратилось в «Чешское общество наук», которое с 1790 г. получило название «Королевское чешское общество наук» и просуществовало вплоть до 1952 г., когда слилось с Чешской академией наук и искусств, основанной в 1890 г. Ученые общества создавались в Чехии в тяжелой борьбе с защитниками феодальной идеологии, что способствовало возникновению союза между представителями естественных и общественных наук, понимавшими, что силы, тормозящие развитие одной группы научных дисциплин, наносят вред и другой группе.

«Чешское общество наук» — прогрессивный элемент в общественной структуре Чехии конца XVIII в. В него принимались лица, имевшие научные заслуги независимо от социального происхождения. Общество придерживалось принципа свободного познания и использования объективных законов природы и социального развития в интересах прогресса.

Новым подходом к национальному прошлому, представлявшемуся Контрреформацией в искаженном виде, стремлением создать основы чешского литературного языка наука повышала национальное и политическое сознание чехов, включая народ в борьбу за новый общественный порядок.

Основной задачей в области общественных наук было достижение уровня западноевропейских стран. В гуманитарных науках интерес к светской истории чешской государственности перерастал в интерес к образованности, к развитию чешского языка и исследованию прошлого чешской письменности

В области гуманитарных наук в Чехии выделялось несколько ярких личностей. Одной из них был Гелазий Добнвр (1719-1790), немец, член ордена пиаристов, историк-самоучка. Сын ремесленника, Добнер закончил латинскую иезуитскую школу и вступил в католический монашеский орден пиаристов, основанный в 1607 г. Среди обетов, принимавшихся его членами, было Я безвозмездное обучение юношества. С 1752 г. Добнер работал в Пражской пиаристской гимназии и изучал историю. Он обратил внимание на расхождения в изложении фактов чешской истории в сочинениях католических и некатолических авторов. Это

наводило на мысль о необходимости сравнительного изучения [источников. Первым трудом Добнера по истории был разбор I «Святовацлавской легенды так называемого Христиана», но глав-! ным стал его шеститомный перевод «Хроники Чешской» Вацлава Гайка из Либочан с чешского на латинский. На основании многих изысканий Добнер снабдил хронику Гайка критическими комментариями. Сочинение Гайка, вышедшее в свет в 1541 г., в течение двух столетий влияло на чешскую историографию, а [критика хроники могла способствовать опровержению контрре-формационной концепции чешской истории. Первый том доб-неровского перевода вышел в 1761 г. Добнер доказал историческую несостоятельность сведений по древнейшей истории че-!, хов, чему был посвящен этот том, и, по существу, вычеркнул сочинение Гайка из числа надежных источников. Добнер стал в Чехии зачинателем нового подхода к историческому исследованию, представителем новой методики, зародившейся в эпоху ! Просвещения. От Добнера берет свое начало концепция чешской древней истории как общества демократичного, без панов Ей подданных. В развитии чешской историографии его творчество означало решительный поворот от контрреформационной концепции к новому этапу изучения чешской истории.

Значительный вклад в выработку критического отношения |к феодальной идеологии был внесен Франтишком Мартином \Пелцлом (1734—1801). Сын ремесленника, он закончил пиа-[ристскую гимназию в г. Рыхнове и стал учеником высшего философского класса пиаристской гимназии в Праге. В научную [жизнь Пелцл самостоятельно вступил в 1774 г. сочинением ^»Краткая история чехов». В 80-х гг. появились его биографии: [«Император Карл IV, король чехов» и «История жизни рим-^ского и чешского короля Вацлава». В этих сочинениях выдвигалась новая концепция чешской истории, в частности гусит-iCKoro движения. При этом оценка гусизма Пелцлом постепен-|Но развивалась. Если в 1774 г. он упоминает о Гусе лишь как об [одном из чешских «ученых мужей», то в 1779 г. уже характеризует его как реформатора и бесстрашного героя, не отступаю-Вцего от своих убеждений даже под страхом смерти. Пелцл критикует также позиции церкви гуситской эпохи. Впрочем, гу-[ситскую революцию он решительно осуждает как проявление фанатизма и бунтарство, приведшие в упадок благосостояние страны и общественный порядок.

Подобная точка зрения разделялась и другими историками рпохи Просвещения, которые отрицательно относились к Фран-(Цузской революции, крестьянскому восстанию 1775 г. и другим Неординарным событиям такого рода.

Наиболее значительной личностью в чешской науке периода правления Иосифа II являлся, бесспорно, молодой тогда Йозеф Добровский (1753—1829). Он действовал в течение двух важнейших периодов истории чешской культуры и идеологии — Просвещения и романтизма.

Добровский родился в Венгрии, но еще в младенчестве был увезен в Чехию. Отец его — чех, мать, вероятно, немка. Родным языком будущего ученого был немецкий, а чешскому он научился в гимназии города Немецки-Брод, куда поступил в 1762 г. Окончив гимназию высшей ступени, которой руководили иезуиты в Йиндржихувом Градце, он изучал в Пражском университете философию и теологию, а после его окончания стал домашним учителем в доме графа Ф. Ностица. В 1786 г. Добровский принял сан священника и стал вице-ректором, а позднее и ректором Генеральной семинарии в Оломоуце. В 1790 г., после смерти Иосифа II и упразднения генеральных семинарий, он переехал в Прагу к Ностицам, где занимался научной работой, был активным членом «Королевского чешского общества наук», его секретарем и позднее председателем. В 1778 г. Добровский издал на латинском языке сочинение «Пражский фрагмент Святого Евангелия от Марка — ложный автограф», вступив тем самым на путь критического изучения библейских текстов. Вскоре он перешел к изучению истории древней чешской национальной культуры. Многочисленные мелкие работы Добровского этих лет выделяются скрупулезной филологической критикой текста источников и тщательностью историографического микроанализа. Он исследовал те периоды развития чешской культуры, когда наиболее ярко проявляла себя литература на чешском языке, и доказал, что своего наивысшего развития чешская культура достигла в период гуситского движения. Это свидетельствовало об отходе от контррефор-мационных оценок и пролагало путь к новой концепции чешской истории, сформулированной позднее в творчестве Ф. Палацко-го. Добровский подверг сомнению полезность и целесообразность установления о безбрачии католического клира, подорвал веру в святость Яна Непомуцкого, составлявшую один из важнейших тезисов католической историографии. Уже в период Просвещения проявилось чешское национальное самосознание Добровского. Вершиной его патриотических выступлений была речь на торжественном заседании «Чешского общества наук» «О преданности славянских народов австрийскому правящему дому», произнесенная 25 сентября 1791 г. при посещении Общества императором Леопольдом II. Добровский подчеркивал, что из 21 млн человек населения империи 11 млн составляют славяне, и это следовало бы учитывать во всей политике государства.

В 1792 г. Добровский посетил Россию. В Петербург он прибыл 17 августа. Работая в Академии наук, ученый уделил много внимания рукописным сводам. Затем он переехал в Москву, где пробыл до 7 января 1793 г., исследуя в библиотеках памятники древней славянской письменности. Выработанный Добровским критический метод подхода к историческим источникам позволил ему стать основателем научного направления в исследовании славянских языков и литератур, т.е. славянской филологии как науки.