Школьная реформа

Административная, судебная и военная реформы

Большое значение имели административные реформы просве-> Щенного абсолютизма. Правители стремились создать такую систему управления, которая устраняла бы влияние сословий не только ввысших, но и в низших инстанциях власти, что могло быть достигнуто заменой сословной администрации квалифицированной бюрократией. Иосиф II углубил административную реформу, первые шаги к которой сделала Мария Терезия. В 1782 г. он объединил центральное финансовое и политическое управление, создав «Объединенную дворцовую палату». В 1784 г. было реформировано и городское управление — созданы магистраты, в составе которых находились юристы и финансисты. Четыре города Праги объединились под единым управлением. В крайские учреждения назначались специальные комиссары, доставлявшие информацию непосредственно ко двору. В 80-х гг. в Вене возникло центральное полицейское учреждение, а в главных городах земель — полицейские управления. Так Иосиф II стал основателем государственной полиции. Воинскими делами руководил находившийся в Вене Военный дворцовый совет; функции позднейшего министерства иностранных дел выполняла Дворцовая государственная канцелярия. С 1760 г. в важнейших делах им помогал Государственный совет.

Изменился социальный состав чиновничества. Вместо представителей шляхты, далеко не всегда способных исполнять те или иные функции, теперь государственные должности занимались людьми квалифицированными, при этом происхождение не имело никакого значения. Чиновники получали жалование от государства и находились под его надзором. Но все же за особые заслуги представители различных сословий получали дворянство как высшую награду. Рационально созданный государственный аппарат был явлением прогрессивным, но после Французской революции конца XVIII в. и особенно в период канцлерства князя Мет-терниха он все более становился орудием реакции.

Далее была осуществлена реформа суда и права. В 1784 г. феодальные суды были поставлены под контроль государства. Привилегии в области судебных решений упразднялись, вводилось единое законодательство для всех жителей государства и всех частей монархии. Руководство осуществлялось центральным управлением. Однако некоторые пережитки феодализма сохранялись, если были нужны государству.

Важную роль во всей системе перестройки государства играла армия. Иосиф II прежде всего очистил ее от неспособных военачальников, ввел единое и целенаправленное военное обучение. В 1786 г. была основана Медико-хирургическая военная академия. Иосиф II нарушил аристократическую исключительность офицерского корпуса. Затем был построен ряд пограничных крепостей, особенно в Чехии, на границе с Пруссией. Армия перешла из населенных пунктов в казармы и стала дислоцироваться в стратегически важных пунктах. Было предпринято техническое усовершенствование артиллерии. В апреле 1781 г. введена воинская повинность. В армию призывались мужчины в возрасте от 17 до 40 лет. От обязательной службы, однако, освобождались шляхта, духовенство и чиновники, допускалось также освобождение за выкуп. Лица, освобожденные от воинской повинности, могли служить добровольно. В целом реформа способствовала росту вооруженных сил.

Важнейшей реформой Иосифа II явилось преобразование школьного обучения. Еще в 1775 г. был создан школьный устав, предписывавший обязательное обучение всех детей от 6 до 12 лет. До этого в Чехии имелось 1500 школ, теперь же наблюдался не только количественный, но и качественный их рост. До 1787 г. число школ увеличилось на четверть, в следующее десятилетие — еще на 500, к концу 90-х гг. их стало 2601. Несмотря на предписание о всеобщем посещении школы, от 20 до 40% детей на занятия не являлись. В «главных школах» преподавание велось на немецком языке, в «нормальных» преподавался латинский. Существовали также гимназии иезуитского, пиарист-ского и других церковных орденов. После упразднения иезуитского ордена в 1773 г. произошла реформа гимназий, за 1772— 1778 гг. 34 гимназии в чешских землях были закрыты, осталось лишь 20. Условием поступления в гимназию являлось знание немецкого языка, на котором велось преподавание в первых двух классах (из шести). В четырех старших классах обучение проходило на латинском языке. На рубеже 70 и 80-х гг. в трех пражских гимназиях обучались две трети всех гимназистов Чехии. Большинство учителей придерживались идей йозефинизма. В целом период развития чешской школы после 1775 г. следует оценивать как прогрессивный.

Развитие низшего и среднего школьного образования в конце XVIII — первой половине XIX в. является неотъемлемой частью всего процесса формирования чешского народа Нового времени. Развивающиеся капиталистические производственные отношения требовали большой армии молодых, относительно образованных людей, способных выполнять функции в производстве, в государственном аппарате, в общественных учреждениях. Кроме того, чешские школы стали важным фактором национального Возрождения. Просвещая значительную часть молодежи, они создали предпосылки для общего роста культуры народа.

Прошла реорганизация и высшей школы. В монархии Габсбургов находился старейший в Центральной Европе университет — Пражский (были и другие, например, Венский), где традиционно существовали факультеты философский, юридический, медицинский и теологический. Философский факультет считался связующим звеном между гимназиями и тремя остальными факультетами. Именно он подвергся существенной реорганизации: основное внимание стали уделять развитию природоведческих дисциплин и истории. Новые кафедры обеспечивали изучение философских, математико-астрономических и исторических наук, а также филологии и эстетики, агрономии, инженерных дисциплин. Факультет из двухлетнего стал трехлетним, а в обязательной части курса обучения главное внимание стало уделяться практическим дисциплинам. В 1784 г. светские факультеты избавились от пережитков схоластики, отменялась церковная цензура, а языком преподавания вместо латинского стал немецкий. Было введено обязательное посещение основного цикла лекций и сдача экзаменов в установленные сроки. Даже в, казалось бы, далеких от практики общественных науках создавались предпосылки для удовлетворения потребностей времени. Во время коронации Леопольда II как чешского короля в Праге было принято решение о создании в 1791 г. кафедры чешского языка. Она тоже имела практическое назначение. Так, лекции Ф.М. Пелцла, первого профессора этой кафедры, не относились к числу обязательных и посещались теми, кто предполагал работать среди чехов священниками и 'чиновниками.

Изменения в обучении на философском факультете были призваны улучшить подготовку студентов (как и на факультетах юридическом и медицинском), отсюда — внимание к естественным наукам и истории. В результате начатых с 1774 г. реформ университет избавился от церковного контроля и вошел в состав учреждений абсолютистского государства.