Религиозная борьба в XVI в. Община Чешских братьев

Экономическое развитие Чехии в XVI в.

В XVI в. в Европе проявляется тенденция к созданию единого рынка и становлению капиталистического способа производства. Чехия же принадлежала к экономически отсталым регионам Европы. Главное место в ее экономике занимало земледелие и мелкое производство. Вместе с тем большинство шляхты уже стремилось производить продукцию на продажу, развивать товарную активность велькостатка. В пивоварении шляхта, усилив эксплуатацию крестьян, вытеснила с местного рынка города. Продавалась также и другая продукция.

Ключевое значение имели добыча и вывоз металлов. В конце второго десятилетия XVI в. были обнаружены новые залежи серебра и основан новый горняцкий город Яхимов, ставший вскоре центром европейского значения. В 1521—1544 гг. здесь добывалось ежегодно по 900 кг серебра — 19% европейской, или 15,4% мировой добычи. Правда, вскоре эти показатели сократились. Чехия давала также более 68% всей добычи олова. Добыча других металлов имела в Чехии лишь второстепенное значение.

Для XVI в. характерно слабое развитие чешской торговли с Другими странами и транзитной торговли через страну. Центров Мировой торговли в Чехии не было. Ремесленное производство Удовлетворяло лишь потребности местного рынка. В городах преобладало производство продуктов питания и одежды. Городское ремесло приходило в упадок из-за конкуренции велькостатков. Все же суконщики нашли для своей продукции сбыт в Восточной и Юго-Восточной Европе, но к началу XVII в. сохраняли свои позиции лишь суконщики Йиглавы и Броумова. Зато поднялось производство полотна в Северной и Северо-Восточной Чехии, стимулируемое массовым спросом на мировом рынке. Но в целом чешское ремесленное производство переживало застой, чему способствовало сохранение цехов.

В это же время начала возникать рассеянная мануфактура в Северной и Северо-Восточной Чехии, в Лужицах и Силезии. Ткачи отдавали товар торговцам, которые и сбывали его, создавая первоначальную капиталистическую кооперацию. Развивалось мануфактурное производство также в добыче металлов и минералов, как и в смежных отраслях. Но удельный вес его был совсем невелик и не вносил в экономическую структуру Чехии новых элементов. Для интенсивного развития мануфактуры недоставало свободной рабочей силы и сырья, а также инициативы торгового капитала.

В XVI в. в Чехии наблюдается рост численности населения за счет рождаемости и иммиграции. Особенно значительным был приток немцев в центры развития горного предпринимательства, а также в пограничные области и крупные города. Существовала и итальянская иммиграция, но только в города. С приходом Габсбургов в Чехии увеличилось количество представителей иностранной шляхты. Выходцы из Австрии, Германии и Силезии приспособились к местным условиям, но сохранили немецкие национальные особенности.

Продолжался процесс имущественной дифференциации внутри шляхты, а также среди крестьян. Но этот процесс не достиг такого уровня, который привел бы к массовому расслоению крестьянства.

Существовали различные формы эксплуатации крестьян феодалами. Повышалась рента, налагались новые повинности, на плечи крестьян перекладывалась земская берна, которая выплачивалась королю. В товарных велькостатках подданных принуждали потреблять произведенные в поместье продукты и товары.

Для общественной жизни Чехии и Моравии XVI в. характерна борьба между религиозными течениями. Чешские утраквисты приблизились к католический церкви и оказались весьма консервативными в сравнении с лютеранами Германии. В чешском обществе появились и приверженцы лютеранства — неоутраквисты.

Между обеими группировками возникли конфликты. Кроме того, еше с середины XV в. существовала Община Чешских братьев, духовным отцом которой был Петр Хельчицкий (ок. 1390 — ок. 1457), противник католической церкви и угнетения народа, выступавший, однако, за мирные средства изменения общества. О Хельчицком сохранилось мало сведений. Идет полемика о его происхождении, образовании, имени, датах жизни. Лишь в начале XX в. русскому ученому Н.В. Ястребову удалось воссоздать картину литературной деятельности Хельчицкого. Его сторонники появились в Чехии только в 40-х гг. XV в. В 1453 г. ими была основана Община Чешских братьев. Иржи из Подебрад разрешил им поселиться на границе с Силезией, где братья и занимались земледельческим трудом. В 1467 г. произошло официальное оформление Общины. Она выработала свое учение, избрала епископа и совет.

Первоначально в Общину не принимались имущие. После 1474 г. была проведена реформа и выработана новая догматика, получившая перевес в 1490 г. на синоде Общины. Теперь «братьям» позволялось заниматься торговлей и промыслом. Большинство Общины, принявшее новые правила, стало называться «болеславскими братьями» — по их центру в г. Млада-Болеслав. К началу XVI в. Община объединяла ок. 10% всего населения Чехии, включая и представителей дворянства.

В 20—30-е гг. XVI в. в Общине снова проявились две линии. Сторонники нового направления подчеркивали значение образования и приближения ко всем прочим слоям общества. Они победили, в 1532-1533 гг. стало ясно, что учение Общины приближается к взглядам Цвингли и Лютера, к европейской Реформации. Но ее борьба с чешскими утраквистами продолжалась в течение всего XVI в.

В Чехии появилось и много мелких радикальных сект. Особенно укрепились в Моравии анабаптисты. Фердинанд I выступал против всех некатолических течений, добивался слияния консервативного утраквизма с католичеством. Против королевской политики выступила в, 1546—1547 гг. только Община Чешских братьев. Она демонстрировала свое несогласие с королевской политикой в религиозных вопросах и солидарность с евангелическим лагерем Германии. Последовали репрессии. Епископа Общины Яна Аугусту надолго заключили в темницу.

Фердинанд I решил возобновить Пражское архиепископство, что и было осуществлено в 1561 г. В Прагу он пригласил иезуитов. В 1562 г. последовали нападки короля на утраквистов. В 1564 г. Фердинанд умер. Его наследник Максимилиан II, не столь усердный в преследовании некатоликов, все же остался в рамках габсбургской политики. Он не подтвердил Аугсбургскую конвенцию, не утвердил и конфессию Общины Чешских братьев. В 1575 г. лютеране и Чешские братья выработали общую конфессию. Этот теологический по форме документ был по содержанию чисто политическим и стал предметом продолжительной борьбы между королем и сословиями. Король в конце концов согласился уважать религиозные свободы, сформулированные в конфессии, но подтвердить свое согласие письменно отказался. Религиозный вопрос превратился в главный предмет спора между сословной оппозицией и королем. С 80-х годов XVI в. рекатолизация поддерживалась в Чехии испано-католическим лагерем, а евангелические сословия находили союзников в лагере противников Габсбургов.