Образование, просвещение, наука

ПОЛЬША XIII-XV вв.: КУЛЬТУРА

Горожане

В XIII—XIVвв. шел процесс обособления польских горожан от других социальных групп. Это выражалось в наделении их правами самоуправления и складывании особой городской цивилизации. Однако коммунальных революций Польша не знала. Городское сословие возникло здесь не в результате борьбы с крупными феодалами и монархом, а во многом при их поддержке. Это было обусловлено и примером западных соседей, и очевидной выгодой, приносимой развитием городов.

Характерным знаком обособления и независимости города стало возведение городских стен, явственно противопоставивших горожан остальной части общества. Эта перемена произошла в годы правления Казимира Великого, о котором польские источники говорят, что он застал Польшу деревянной, а оставил ее каменной.

Как и повсюду на Западе, важную роль во внутренней жизни города играли цеховые организации ремесленников. Они не были монолитны, и часто имели место конфликты между мастерами и подмастерьями. Купеческие же корпорации в Польше в отличие от большинства стран Запада не сложились. Интересы купцов представляли городские советы, в которые ремесленники не входили.

Особенностью польских средневековых городов был и пестрый этнический состав горожан. Не желая лишать себя рабочей силы, землевладельцы и король приглашали для заселения вновь основанных городов колонистов из Священной Римской империи. Те составляли городскую верхушку, забирая в свои руки городской совет и суд лавников. Они же привлекали в польские города немецких рыцарей, в то время как польская шляхта удалялась в свои деревенские вотчины. Польские же горожане оказались как бы оттесненными на периферию, иногда даже за пределы городских стен. Отсюда возник антагонизм между немецким патрициатом и польским бюргерством (поспольством) городов. К этому добавлялось присутствие в городе многочисленных еврейских общин-кагалов, имевших автономный статус, пользовавшихся

поддержкой монархии и противостоявших остальной массе горожан. В Галицкой Руси и на территории Великого княжества Литовского эта картина осложнялась присутствием в городе и украинско-белорусского православного населения. Кроме того, здесь и во многих городах Малой Польши проживали и армяне. Таким образом, этноконфессиональная структура городского населения Польши оказалась очень сложной и противоречивой.

Город не был, конечно, изолирован от сельской округи. Несмотря на то что феодалы стремились воспрепятствовать уходу крестьян в города, эта возможность была легально санкционирована законодательством и приток крестьян в город был постоянным. С другой стороны, и городские общины получали довольно обширные сельские угодья, что также делало осуществимой постоянную циркуляцию населения между городом и деревней.

Если в X—XII вв. Польша усваивала культурные достижения латинского Запада, то в XIII—XIVвв. она уже сумела на равных включиться в общеевропейский культурный процесс, а в XV в. вносила свой особый оригинальный вклад в европейскую культуру. Этот же XV век стал мостом, ведшим от Средневековья к Новому времени, в истории польской культуры: христианство достигло того уровня зрелости, какой подготавливал рождение новых, реформационных течений; начался процесс секуляризации культуры; с конца XV в. в Польше появляются первые кружки гуманистов.

Важнейшим событием в истории польской культуры этого времени стало основание Краковского университета в 1364 г. Он был создан по итальянскому образцу, где университетскую корпорацию составляли студенты, как бы нанимавшие профессоров на службу. Главной его задачей была подготовка людей для государственной службы, поэтому первоначально в Кракове не было теологического факультета, зато факультет права состоял из восьми кафедр. Правда, в конце XIV в. характер Краковского университета изменился: папская булла санкционировала создание в Кракове теологического факультета, университет был реорганизован по парижскому образцу (корпорацию отныне образовывали профессора, а не студенты), перед ним стояла новая задача — подготавливать духовенство и содействовать христианизации Литвы. XV и первая половина XVI в. были временем расцвета

Краковского университета; позднее он отстал от современной ему европейской науки и культуры.

Вторым звеном в системе образования были школы, создаваемые при епископских кафедрах и в городах. В них преподавались науки не только тривиума (грамматика, диалектика, риторика), но и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Третий и базовый уровень системы образования составляли приходские школы, которых в Польше XV в. насчитывалось около 3000. В них давались элементарные навыки чтения и счета в рамках тривиума.

Польские юноши из шляхетских, купеческих и даже некоторых крестьянских семей пополняли образование за счет поездок по зарубежным университетам. В XIII в. такие выезды являлись еще редкостью; в XIV — их были сотни, и главной их целью стала Прага; в XV в. они превратились в массовое явление, и курс их лежал чаще всего в Италию. Наряду с молодежью такие поездки часто предпринимали монахи, особенно доминиканцы, славившиеся своей ученостью.

В целом благодаря развитию системы образования в Польше XIII—XV вв. возникла своя интеллектуальная элита.

Как и во всей Европе, языком образованных людей в Польше был латинский. Польскому языку отводилась функция средства устного общения. В письменности он использовался только в проповедях, в предназначенных широкой публике рассказах о чудесах, в некоторых литературных произведениях. Однако в XIV— XV вв. заметно возрастание роли польского языка в обществе: уже в конце XIII в. синод польской церкви требовал преподавать латынь в приходских школах по-польски; в конце XIV в. развернулась работа по переводу на польский язык латинских сочинений; в первой половине XV в. Якуб из Паршовиц приступил к составлению грамматики польского языка.

Огромным событием в истории просвещения стало появление в Польше книгопечатания в последней четверти XV в.; помимо польских типографий потребность в печатной книге покрывали зарубежные, прежде всего германские, издатели.

XV век стал временем складывания собственных научных школ в Польше. Разумеется, главным научным центром стал Краков. Здесь особое развитие получили математические и астрономические исследования (Мартин Круль из Журавицы, Мартин Булиц из Олькуша, Ян из Глогова, Миколай Будка, наконец, учитель Николая Коперника Войцех из Брудзева). Поэтому есть все основания считать, что гениальные открытия Коперника в XVI в. были подготовлены польской ученой традицией.

В Кракове успешно развивались также юриспруденция, философия и теология. Особенно известным философом и теологом XV в. был Матвей из Кракова, который выступал против спекулятивных подходов в этих науках и в своих сочинениях развивал принципы критического рационализма.

Среди польских ученых XV в. одно из центральных мест занимает Ян Длугош, создавший крупнейшее произведение европейской средневековой историографии — «Хроника славного Польского королевства» (в 12 книгах).