Борьба болгар против османской власти в XV—XVII вв.

Сопротивление османскому владычеству составляет важнейшую тенденцию истории болгарского народа в позднем Средневековье. На протяжении веков изменялись его формы, социальное содержание и активность, но именно борьба против османов сформировала специфические черты складывавшейся болгарской нации и ее самосознания.

В первые десятилетия османского владычества наиболее заметной формой противостояния были вооруженные выступления болгар под руководством последних представителей высшей болгарской знати. В 1408—1422 гг. ряд вооруженных попыток восстановить суверенитет болгарских земель предприняли Константин и Фружин — сыновья последних правивших в Болгарии представителей династии Асеней Ивана Срацимира и Ивана Шишмана. В 1443— 1444гг. болгары приняли весьма активное участие в крестовых походах против османов, организованных Венгрией. К этому же времени относятся и первые сведения о распространении в болгарских землях гайдучества — действий вооруженных отрядов из местного населения, нападавших на османских чиновников, сборщиков податей, торговцев и пр., а иногда и на крупные населенные пункты. Так, одно из первых болгарских сведений о гайдуках гласит, что в 1454 г. «царь Мехмед пленил в Софии болгарского воеводу Радича». Особенно активным было гайдуцкое движение в гористых и покрытых лесом районах Западной Болгарии, а наибольшие масштабы оно приняло в конце XVI в., с началом военных неудач Османской империи и нарастанием кризисных тенденций в системе управления болгарскими землями.

С этого же времени берет начало новая форма антиосманской борьбы болгар — массовые восстания в поддержку антитурецких войн европейских держав. Первым из них стало восстание 1598 г. в древней болгарской столице Тырнове. Его подготовила группа болгарских «первенцев» во главе с никопольским торговцем Тодором Балиной и тырновским митрополитом Дионисием, происходившим из знатного греческого рода Ралли. Болгарские заговорщики действовали в тесном контакте с дубров-ницкими торговцами Павлом Джорджичем и братьями Соркочеви-чами, которые связали их с австрийским императором Рудольфом II Габсбургом и государем Валахии, Трансильвании и Молдовы Ми-хаем Храбрым. Подготовка восстания завершилась к 1598 г., когда со вступлением войск Михая в османские владения тырновцы восстали и провозгласили царем Шишмана, якобы являвшегося потомком Асеней. Однако восстание было подавлено османами, и его руководители и участники вынуждены были бежать за Дунай. Важнейшим результатом восстания явилось то, что оно вновь обратило внимание Европы на болгар — народ, который до того воспринимался не только европейцами, но и османами как безликая часть христианского населения империи.

В XVII в. вероятного союзника в лице болгар активно ищет папский престол — один из основных центров организации антиосманских действий европейских держав. Иерархия образованных в болгарских землях епархий католической церкви занималась подготовкой новых выступлений и обеспечением их международной поддержкой. Новые восстания вспыхнули в конце столетия в обстановке решающей схватки между европейскими государствами и Османской империей за ее владения в Центральной Европе. В 1688 г. ареной болгарского восстания стала Северо-Западная Болгария, а центром — горнорудный центр Чип-Ровцы. Вооруженные отряды чипровских болгар, значительная часть которых исповедовала католичество, во главе с Георгием Пеячевичем и Богданом Мариновым выступили в поддержку австрийских войск, в очередной раз вторгшихся в османские владения. Восстание в Чипровцах было подавлено османами совместно с восставшим против Габсбургов венгерским феодалом Имре Текели. Значительная часть местного болгарского населения эмигрировала в монархию Габсбургов. Отдельные отряды повстанцев продолжали борьбу до 1689 г. Вместе с чипровскими болгарами против турок сражались крестьяне Македонии во главе с гайдуком Карпошем и гайдуцкие отряды из Южной Болгарии, предводительствуемые воеводой Страхилом.

Наряду с вооруженной борьбой решающую роль в формировании болгарской нации и сохранении самобытности болгар играло их пассивное сопротивление османам, очагами которого были семья, сельская и городская общины, церковный приход и монастырь. Сопротивление болгарской семьи культурному и демографическому натиску османов способствовало сохранению «чистоты крови», христианской веры, языка и самобытности болгар. Богатый фольклор болгарского народа, корни которого восходят к XV—XVIIвв., сохранил массу примеров верности болгарских женщин домашнему очагу, стойкости в вере духовенства и мирян. В то же время вряд ли стоит принимать на веру сложившиеся в основном в XIX в. легенды о сопротивлении болгар якобы массовому насильственному обращению в ислам или считать показательными единичные случаи принудительной исламизации болгарских горожан, зафиксированные в житийной литературе.

Как вооруженная борьба болгар, так и их пассивное сопротивление османскому гнету сыграли свою роль в сохранении болгарской народности и способствовали постепенному превращению ее в нацию Нового времени.