Источники по истории славян

ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ

И РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ

В СРЕДНИЕ ВЕКА

ИСТОРИЯ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН

(VI — конец XVIII в.)

 

Древними славянами именуется ряд народов, населявших Восточную, Центральную и Юго-Восточную Европу в V—IX вв. Они занимали обширную территорию от Эльбы на западе до Днепровского бассейна включительно на востоке и от побережья Балтийского моря на севере до Пелопоннеса на юге. На основе этнографических признаков славяне древности подразделяются на восточных, западных и южных. В восточную группу входили племена, впоследствии составившие русскую, украинскую и белорусскую нации; в западную — предки нынешних поляков, чехов, словаков, лужицких сербов; в южную — сербов, хорватов, словенцев, болгар, македонцев и так называемых «боснийских мусульман». Некоторые группы западных и южных славян были ассимилированы народами германского и романского происхождения и исчезли с исторической сцены.

Источники о древних славянах делятся на три категории: письменные, археологические и лингвистические.

Письменные источники о древних славянах возникли у соседних народов. Это произведения византийцев, авторов Запада и писателей Востока, сами же славяне в это время своей письменности еще не имели. Первые сведения о славянах сообщили авторы первых веков новой эры: Гай Плиний Старший (23—79 гт. н.э.), написавший «Естественную историю»; Публий Корнелий Тацит (род. ок. 50 г. н.э.) — автор сочинения «О происхождении и местах обитания германцев» («Германия»); астроном и географ Клавдий Птолемей, живший в Александрии в первой половине II в. н.э. и создавший «Географическое руководство». Эти авторы приводят сведения о географии расселения славян, называя их «венедами». Более подробно рассказывает о славянах Иордан, автор одного из крупнейших произведений эпохи Раннего Средневековья «Гети-ка», написанного в VI в.

Славяне на Балканском полуострове в VI—VII вв.

1 — западная граница распространения племен; 2 — направление движенияславянских племен; 3 — направление движения протоболгар

Наиболее основательно описывали славян византийские авторы. Самым ранним из них является Приск (ок. 410-475), сочинивший «Историю», от которой до нас дошли только фрагменты, засвидетельствовавшие факт проникновения славяноязычного населения на Балканы. Особое значение для изучения древних славян имеет «История войны с готами» Прокопия Кесарийско-го (ок. 490 — ок. 562). Здесь имеются сведения о занятой славянами территории, об их вторжении во владения Восточно-Римской

империи, общественном строе, о быте и религии в VI в. Ценным дополнением к этим известиям служит «Стратегикон» Маврикия, византийского полководца, а с 582 по 602 г. императора Византии. Продолжателем Прокопия в описании войн был Агафий Миринейский (537-582), который в труде «О царствовании Юстиниана» говорит о войнах империи, в том числе и со славянами. Важные сведения о славянских племенах на Балканах в VI— VII вв. содержатся в «Истории» Феофилакта Симокатты (80-е гг. VI в. — VII в.). Крупным византийским историком был император Константин Багрянородный (Порфирогенет; 908—959), оставивший два важнейших сочинения — «О фемах» и «О народах» («Об управлении империей»). Здесь содержатся важные сведения о западных славянах, о русских и особенно о южных славянах — сербах и хорватах. Автор дает подробный исторический и географический очерк истории хорватов и сербов со времени их прихода на Балканский полуостров в VI в. и расселения на территории бывшей римской провинции Далмации.

Сведения о славянах имеются также в «Церковной истории Иоанна Эфесского» (VI в.), «Хронографии» Феофана Исповедника (IX в.), «Истории» Льва Диакона (X в.) и сочинениях других византийских авторов.

Упоминали о славянах и западные источники: «Хроника» так называемого Фредегара (VII в.), «История лангобардов» Павла Диакона (VIII в.) и др. Из арабских же авторов необходимо особо отметить Ибрагима ибн Я куба (X в.).

Письменные источники о славянах повествуют главным образом о внешних событиях славянской истории — о ходе и тактике ведения военных действий, о военном устройстве в целом, об отношениях славян с другими народами.

Что же касается внутренней жизни славян — хозяйства, быта, культуры, — то о них можно судить на основании археологических данных. Этногенез славян представляет собой длительный процесс, в который были вовлечены как славянские, так и неславянские компоненты. По данным археологии, основными славянскими культурами периода Раннего Средневековья являются: пражско-корчакская, суково-дзедзицкая, псковских длинных курганов. В VIII—IX вв. к ним добавляются, новые археологические культуры. На рубеже I и II тысячелетий активизируется процесс консолидации отдельных средневековых славянских народностей. К этому же времени может быть отнесен и процесс нарастания различий между отдельными диалектами пра-славянского языка, распад которого завершается к концу XI — началу XII в. и приводит к образованию самостоятельных славянских языков.