Купеческая гильдия

Ремесленный цех

Экономические причины крестовых походов

Торговый баланс с Азией в средние века был отрицательным, что приводило к постоянному оттоку золота и серебра, которых, особенно золота, в Европе и без того было относительно мало. Необходимость же постоянного получения из Азии и Китая пряностей, соли, специй создавала угрозу попасть в экономическую зависимость от этого региона, где господствующей религией был ислам.

Улучшение условий жизни в Европе привело к относительному (крестьянскому) и абсолютному (дворянскому) перенаселению. Избыток рыцарей особенно усилился с укоренением так называемого майоратного права, по которому наследственные земли нельзя было дробить между всеми сыновьями, а следовало отдать старшему сыну. Младшие дети землевладельцев, являясь “благородными” по происхождению, оказались лишены средств к существованию, что привело к усилению разбоев на дорогах.

Именно стремление установить контроль за основными торговыми путями — “Великим шелковым” и северным морским “Из варяг в греки”, а попутно решить проблему перенаселения привело католическую церковь к идее организовать походы сначала в Палестину, а затем против славян и монголов. И Папу не смутил тот факт, что мусульмане в это время владели Испанией, а славяне уже давно приняли христианство.

 

Для защиты своих интересов ремесленники в самом конце “темных” веков начинают объединяться в цеха, которые сыграют важную, прогрессивную роль в сохранении технологий, да и самого ремесленного сословия.

Цех выполняет ряд важных функций:

* организация сопротивления феодалам — светским и духовным:

* защита от конкуренции — внешней и внутренней;

* организация кооперации — потребительской и сбытовой;

* организация взаимопомощи — трудовой и денежной;

* сохранение и передача по наследству технологий и производственного имущества;

* охрана и защита собственности.

Членом цеха являлся только мастер. Секреты мастерства передавались по наследству — сыновьям, зятьям, ученикам. Цеха жестко регламентировали не только технологию и объем производства, сбыт и снабжение, но и внутренний распорядок работ, отношения между мастерами, учениками и подмастерьями. Период ученичества также регламентировался. Его срок по мере развития ремесел и закостенения цеховой структуры возрастал с 5—6 лет до 10—15 лет. Для получения звания мастера требовалось не только пройти все ступени ученичества, создать “шедевр”, сделать большой взнос в цеховую казну, но и устроить пир для мастеров. Затем к условиям вступления добавилось “законное” происхождение, доказать которое было отнюдь не просто. Так появляется категория “вечных” подмастерьев, которые иногда создают свои “малые” цеха.

 

Во время войны цех выступал как отдельный отряд. Он также имел свои места в церкви, часовни, казну.

Но уже с XIV века цеховой уклад начинает играть тормозящую роль в дальнейшем развитии ремесла и превращении его в мануфактурное производство. Последнее успешнее развивается там, где цеховая регламентация была не столь жесткой.

 

Торговые люди также стараются объединяться “по интересам” — в кумпанства, товарищества, гильдии.

Функции купеческой гильдии аналогичны функциям цеха, это

* защита и охрана собственности;

* ограничение внутренней конкуренции;

* создание монопольных условий во внешней торговле;

* упорядочение мер и весов;

* политическое влияние — внутреннее и внешнее:

* борьба против феодалов и ремесленников.

Социальная структура средневекового общества

Социальная структура средневекового общества была довольно-таки простой. В “темные” века более 90% населения составляли крестьяне (колоны, вилланы, литы, сервы), более или менее лично зависимые от владельца земли — духовного или светского феодала. Доля средних слоев (ремесленников, солдат, монахов, слуг, чиновников, торговцев) составляла около 7—9%. Высший слой (феодалы, дворяне, высшее духовенство) не превышал 1,5—2%. Для простоты можно считать, что сто крестьян могли прокормить десять ремесленников и двух бездельников.

В период коммунальных революций доля средних слоев быстро возрастает и достигает 15—20% населения, а доля крестьян снижается до 80%. К концу средневековья доля крестьян сокращается в наиболее развитых странах до 75%, а доля средних слоев возрастает до 25%. Правда в средних городских слоях происходит существенное расслоение. Значительная их часть постепенно переходит в состояние пауперов — наемных работников, положение которых в чем-то даже хуже, чем у крестьян.

Социальная структура в средние века была очень жесткой. Положение человека определялось по рождению. Перейти из крестьянского сословия в ремесленное было крайне трудно, а в высший слой — практически невозможно. Смешанные браки были практически исключены, тем более, что браки заключались, как правило, внутри цеха, гильдии или общины. Единственной карьерной лестницей, по которой можно было подняться простолюдину, была церковная иерархия, да и такие случаи были единичными.

Средневековый быт

Германские императоры, от Каролингов до франконских, сохраняли верность франкским обычаям и одежде. С другой стороны, как наследники Римской империи они приняли для торжественных случаев римско-византийскую одежду поздней Античности. Позднеантичные элементы в одежде мужчин — это прежде всего длинная, до пят, туника или далматика с богатыми украшениями, у женщин — полудлинная или свободно падающая туника, а под нею — длинная и широкая нижняя рубаха. Традиционно германской мужской одеждой были широкая, большей частью подпоясанная куртка в форме блузы с длинными рукавами и длинные штаны, завязывающиеся на икрах, — далее до ступней шли обмотки. Сама по себе достаточно скромная одежда у знати изготавливалась из дорогих, ярко окрашенных тканей с декоративной отделкой по краям. Обувью служили кожаные “крестьянские башмаки” без каблуков, затянутые ремнями.

Строго различались головные уборы: замужние женщины закрывали волосы платком или покрывалом; девушки ходили с непокрытой головой.

Рыцарская поэзия и нормы поведения эпохи крестовых походов, внесли утонченность в личные и общественные отношения. Религия, честь оружия и культ дамы — вот три святыни, которым служил рыцарь. Особенно важным считалось освоить семь рыцарских искусств: верховую езду, плавание, стрельбу из лука, кулачный бой, птицеловство, игру в шахматы и сочинение стихов.

Боевое снаряжение воина и рыцаря дополняло картину средневекового мужского облачения. До начала крестовых походов у нормандцев были чешуйчатые панцири и панцири из колец. В XII в. появилась кольчуга: тонкие железные кольца не пришивались друг к другу, а вплетались одно в другое и скреплялись так, чтобы образовать плотную, эластичную сетку, более удобную и надежную. Костюм дополняли шлемы различных форм и камзолы с гербами.

В середине XIV в. происходят коренные изменения в одежде, наступает подлинное “господство ножниц”. Новая тенденция заключалась в том, чтобы укоротить, сузить и зашнуровать одежду. Поскольку одежда, которую раньше надевали через голову, стала очень узкой, пришлось ее разрезать спереди и снабдить застежкой. Появился жакет — плотно прилегающая верхняя одежда с рукавами и застежками, едва доходящая до бедер. Обувь стала длинна сверх всякой меры, поэтому для облегчения ходьбы, носили деревянные башмаки — сабо.

Едва только новая мода получила повсеместное распространение, как уже появились первые законы об одежде, направленные на сдерживание страсти к моде и роскоши и, в особенности, на сохранение различий между сословиями.

Архитектура отличалась суровым, “крепостным” характером. Применение камня в качестве строительного материала стало почти повсеместным. Тяжесть каменных сводов поддерживалась толстыми стенами со скупо прорезанными узкими окнами. По своему плану церковные здания воспроизводили крестообразный тип римской базилики с ее продольными и поперечными нефами и порталом в западном конце. Новый архитектурный стиль получил название романского.

Во Франции наиболее последовательно шел процесс формирования романского искусства, в первую очередь архитектуры, особенно монастырской. Монастыри заботились о возведении мостов, о прокладке новых и восстановлении старых дорог, вдоль которых стояли монастырские приюты и церковные колокольни. Именно монастыри являлись очагами образования. В монастырских школах преподавались античные дисциплины, именовавшиеся “семью свободными искусствами”: грамматика, риторика и диалектика (первая ступень обучения); арифметика, геометрия, астрономия и музыка (вторая ступень). Читать учились, заучивая наизусть молитвы, псалтырь и евангелие. Средневековая школа не знала возрастного ценза, дети обучались грамоте вместе со взрослыми юношами. Купечество воспитывало своих детей отдельно, так как церковные моралисты осуждали торговлю и кредитную практику. Повсеместное распространение грамотности привело к появлению в XII в. первых крупных частных библиотек. Одна из таких библиотек принадлежала Роберу де Сорбону, пожертвовавшему ее в 1253 г. колледжу, названному его именем.

Средневековому городу были присущи теснота, скученность застроек, антисанитария и постоянная опасность пожаров. Нечистоты и мусор, которые большей частью сбрасывали в реки или городские рвы, представляли источник инфекционных заболеваний. Чума, холера, желудочно-кишечные заболевания на всем протяжении средневековья оставались прежде всего заболеваниями городскими.

 

Городские дома мало чем отличались от сельских. Воздвигались из ивняка, обмазанного глиной, оштукатуренного сверху дерева или плохо обтесанного камня. Широко была распространена деревянная застройка типа “штендербау” из переносных элементов: столбов, из которых мастерили основу здания, и брусьев. Такой дом считался движимым имуществом, потому что в случае расторжения договора об аренде земельного участка сооружение могло быть разобрано и увезено арендатором с собой. Впрочем, в крупных городах типа Парижа, Лондона или Кельна строились и каменные дома в 4—5 этажей. На первом этаже располагалась мастерская, лавка ремесленника или купца, на втором — гостиная, трапезная, выше спальни хозяев, еще выше — комнаты прислуги, подмастерьев, постояльцев, чуланы и кладовки.

С XII в. города становятся полюсами притяжения паломничества — этого “средневекового прообраза туризма” (по выражению Ле Гоффа). Паломники стремились в город поклониться святым мощам, хранившимся в городских соборах и церквах, а также поглазеть на городские достопримечательности, различные сооружения и монументы.

Люди средневековья имели немало свободного времени, любили и ценили праздники и увеселения, приуроченные к многочисленным церковным праздникам, в которые нельзя было работать, как и в воскресенье.

Знать регулярно устраивала рыцарские турниры, пиры и балы, с участием музыкантов и менестрелей, продолжавшиеся 3—5 дней. Простой народ довольствовался кулачными боями, стрельбой из лука, выступлениями комедиантов и циркачей, дармовой кормежкой и выпивкой, выставляемой цехом или гильдией. Церковные шествия и службы привлекали все население города, без различия сословия, пола и возраста.

Дамы и господа иногда по 36 часов не вставали из-за праздничного стола. За ним (и под ним) спали, справляли нужду, занимались сексом. Запахи в замке стояли весьма сильные — смесь ароматов кухни, пота, мочи, кожи, собак, свободно разгуливавших по залам и покоям, а также духов, специально изобретенных, чтобы как-то заглушить этот букет. Впрочем люди средневековья не были брезгливы. Мылись они редко — от двух раз в месяц до двух раз в год. Чистоплотность вообще была под подозрением — ведь часто и тщательно мылись мусульмане и евреи — иноверцы. В позднее средневековье, правда, в моду вошли общественные бани, в которых мылись как раздельно, так и совместно мужчины, женщины и дети. В последнем случае мы имеем дело с прообразом дома свиданий.

Нравственность в средние века была невысокой, в сегодняшнем ее понимании. Мужчины, конечно, стремились ограничить сексуальную свободу своих жен, для обеспечения “законного” потомства, но сами пользовались изрядной свободой. Дамы же из высшего слоя могли иметь официальных любовников, особенно после “изобретения” куртуазной любви.