Великобритания
Экономические причины Первой мировой войны
Основной причиной войны было стремление монополий различных стран, в первую очередь Германии, осуществить передел (экономический и территориальный) мировых сфер влияния. Для этого Германия инициировала строительство железной дороги Берлин — Стамбул — Багдад, успешное завершение которого позволило бы ей прорваться к стратегически важному региону Персидского залива и оттуда угрожать британским интересам в Индии и французским в Африке.
Англо-французская коалиция с помощью войны хотела прекратить экономический рост в Германии, окончательно лишить ее колоний, сырья и рынков сбыта и таким образом вернуть себе лидирующие позиции в мире.
Дополнительной причиной стало желание за счет нагнетания военной истерии, а в будущем за счет дележа добычи сплотить нацию и отвлечь нижние слои общества от борьбы за свои экономические интересы. Особенно сильной такая мотивация была у Японии и России.
Великобритания по-прежнему оставалась одной из богатейших стран мира. Ей принадлежало 1-е место в мировой торговле и вывозе капитала. Английская валюта выполняла роль мировых денег, выступала в качестве расчетной единицы в мировых торговых сделках. Лондон являлся финансовым и торговым центром мира. Однако по ряду важнейших показателей промышленного развития Англия начала отставать от США и Германии. Ежегодный прирост промышленной продукции составлял в Англии 2,1 %, в США — 4,2 %, Германии — 4,1 %. В начале XX в. Германия обогнала Англию по выплавке стали, США — по производству чугуна, стали и добыче каменного угля. Удельный вес Великобритании в мировом промышленном производстве снизился с 32 % в 1870 г. до 14 % в 1913 г., хотя само производство за этот период выросло в 2,3 раза.
Особое место среди английских монополий занимал ряд крупнейших компаний, связанных с эксплуатацией колониальных владений. Банковский капитал значительно опережал промышленность по темпам концентрации и централизации.
Основой британского капитализма являлась колониальная империя. Английские колонии компенсировали британскому капиталу отставание промышленного развития. Прибыли от вывоза капитала стали главной статьей национального дохода Англии. Они были в 4 раза больше дохода от собственно английской промышленности. До 75 % капитала направлялось в Британскую империю и слаборазвитые страны Латинской Америки, около 20 % — в США, почти 6 % — в страны Европы. Английский капитал финансировал железнодорожное и портовое строительство во всех районах мира, инвестировался в экспортные отрасли сельского хозяйства колоний. Увеличение экспорта капитала приводило к его нехватке внутри страны, особенно в новых отраслях и сельском хозяйстве.
Мелкие фермеры-арендаторы, составлявшие основную часть сельского населения, не имели средств для ведения хозяйства на современном агротехническом уровне. Урожайность их участков была низкой, а себестоимость продукции высокой. Они не могли конкурировать с более дешевой продукцией из США и колоний даже на рынке самой Англии. Число фермеров и площадь обрабатываемых земель с каждым десятилетием сокращались. Малая доходность сельского хозяйства удерживала предпринимателей от вложения капиталов в эту отрасль экономики. Аграрный кризис подтолкнул структурную перестройку сельского хозяйства. Англия теряла собственную аграрную базу. Она все больше зависела от ввоза продовольствия.
В 1870—1913 гг. Англия сохраняла лидерство в мировой торговле. Однако из экспортера она превратилась в мирового импортера сырья и продовольствия. За последнюю треть XIX в. импорт увеличился в 2 раза больше, чем экспорт, внешнеторговый баланс имел постоянное отрицательное сальдо. Вместе с тем платежный баланс неизменно был активным за счет доходов от вывезенного капитала, посреднических торговых и банковских операций, туризма.
Колониальное господство и лидерство в мировой торговле являлись важнейшими особенностями английского монополистического капитализма на рубеже двух столетий.