Список рекомендуемых источников и литературы

Заключение

 

На территории Древнего Востока, простиравшейся от Восточного Средиземноморья до Тихого океана и от пустынь Средней Азии до гор Эфиопии, берёт своё начало новая ступень в культурно-историческом развитии человечества – цивилизация. Она пришла на смену разлагавшимся первобытно-общинным отношениям и отличалась от них возможностью и потребностью производить регулярный прибавочный продукт в главных сферах эффективно организованной хозяйственной деятельности, существованием ранжированного общества с глубоко зашедшими процессами имущественной и социальной дифференциации, созданием разнообразных форм территориальной организации общества, оформлением публичной власти.

Внешними признаками цивилизации были такие интеллектуальные приобретения человечества, как разработка общепринятой символики для сохранения и передачи информации, создание точных и прогностических наук, фиксирование мер времени и пространства.

Формирование цивилизации сопровождалось радикальными переменами в сознании людей, что вызвало потребности преобразования этики, мировоззренческих ориентиров идеологии, нашедшие воплощение в развитии пластического искусства и монументального строительства, усложнении религиозных представлений, зарождении разнообразных форм литературного и художественного творчества, правовой мысли.

Многочисленные народы, обитавшие на Древнем Востоке, вступили в эпоху цивилизации в разное время, что определялось геополитическими природно-климатическими, экономическими, ментальными и другими особенностями их существования. Локальные цивилизации, которые они создавали, были сложными, многокомпонентными системами, в которых институциональные признаки (экономические, социальные, политические отношения) в сочетании с факторами духовного развития общества (культура, мораль, идеология) и условиями внешней среды, создавали неповторимые социокультурные общности, обладавшие собственной судьбой и своим вариантом исторического развития. Каждая локальная цивилизация, подчиняясь внутренним закономерностям существования, проходила фазы вызревания, расцвета, угасания (или гибели), на длительность и траектории которых могли оказывать влияние как разбалансированные институциональные процессы, так и враждебная периферия.

Вместе с тем все самобытные, уникальные локальные цивилизации Древнего Востока принадлежали к одному культурно-историческому типу. Географические, социально-экономические, политико-правовые, религиозно-этические, культурно-бытовые параметры их существования позволяют не только признать и идентифицировать мировую древневосточную цивилизацию, выделив её из массы других, но и по принципиальным основаниям и ценностным характеристикам отнести к незападной классификационной (теоретической) модели.

Только на Древнем Востоке существовала деспотическая форма правления, отсутствовало гражданское общество, население привлекалось к трудовым повинностям внеэкономическим принуждением. Только на Древнем Востоке не получила окончательного оформления классовая и сословная градация общества, рабство сохраняло свой патриархальный характер, общинные устои и традиции демонстрировали прочность и устойчивость на протяжении тысячелетий. Именно на Древнем Востоке человек впервые задумался над таинствами бытия, проблемами жизни и смерти, оценил значение универсальных нравственных категорий, создал религии индивидуального духовного спасения.

Процесс создания локальных цивилизаций на Древнем Востоке не был сплошным. В конце четвёртого – начале третьего тысячелетия до н. э. он охватил лишь долину Нила, низовья Евфрата и Тигра, бассейн Инда, плодородные почвы которых позволяли организовать высокоурожайное ирригационное земледелие, достичь существенной плотности населения, объединённого в территориальные общины под защитой храмов и городских укреплений.

Городские поселения, являвшиеся центрами административно-политической и религиозной жизни, а также местами жительства потомственной знати, вместе с посёлками земледельцев образовывали первые карликовые государства. Их правители нередко враждовали друг с другом. Перейдя от захвата добычи к подчинению более слабых соседей, египетские фараоны осуществили региональное объединение номов в Северное и Южное Царства; энси и лугали Шумеро-Аккадских номов включились в борьбу за обретение политического лидерства над обширными территориями Междуречья; Хараппа и Мохенджо-Даро превратились в центры первых политических образований в долине Инда.

В начале третьего тысячелетия до н. э. Египет стал могущественным централизованным государством с обожествлённой властью фараонов. В Месопотамии деспотическая форма правления царей III династии Ура установилась значительно позже, в последней трети того же тысячелетия, – мешали как внутренние распри, инициированные шумеро-аккадской знатью, так и нашествия врагов. Развитие Индской цивилизации было прервано к середине второго тысячелетия до н. э.: население, ослабленное борьбой с разливами Инда и инфекционными заболеваниями, растворилось среди других племён Индийского субконтинента.

Являясь эпицентрами интенсивного культурно-исторического развития, Египет, Месопотамия, Северная Индия вовлекли в процесс создания цивилизаций соседние народы, в том числе далеко отстоявшие от плодородных долин великих рек. Во втором тысячелетии до н. э. в Анатолии создаётся Хеттское царство, в Восточном Средиземноморье – города-государства Сирии и Финикии, в Северной Месопотамии – Ассирийское государство и царство Митанни.

Миграция из Юго-Восточной Европы племён, говоривших на индоевропейских языках, изменила ситуацию на Среднем Востоке (Иран и Центральная Азия) и в Северной Индии. Ираноязычные племена, осев на территориях Иранского плоскогорья, создали Мидийское и Персидское царства; индоарии, впитав наследие аборигенов Северной Индии и далёких потомков Хараппской цивилизации, приступили к освоению долины Ганга.

Развитие племён, появившихся на исторической арене во втором тысячелетии до н. э., было ускорено интенсивным влиянием, исходившим от народов Ближнего Востока, и прежде всего Египта, создавшего при фараонах XVIII династии первую на Древнем Востоке империю, далеко выходящую за собственные географические и этнические границы, и Древневавилонского царства, превратившегося при царе Хаммурапи в одно из самых крупных и влиятельных государств в Передней Азии.

В стороне от Ближнего и Среднего Востока происходил процесс формирования цивилизации в Древнем Китае, также начавшийся во втором тысячелетии до н. э. Находясь в изоляции от соседних народов, Древнекитайская цивилизация, используя наследие местных поздненеолитических и раннебронзовых культур четвёртого–третьего тысячелетий до н. э., развивалась по собственному сценарию. Она достигла поразительных успехов в организации хозяйственной жизни и духовной сфере, привлекая почти исключительно свои материальные, людские и интеллектуальные ресурсы.

В первом тысячелетии до н. э., когда сначала в Ассирии, а затем и почти повсеместно на Древнем Востоке наступил железный век, позволивший заселить пространства, прежде мало пригодные для жизни, изолированные очаги и зоны цивилизации получили возможность сливаться в сверхкрупные государства. Они создавались военными и дипломатическими усилиями царей, объединявших десятки государств и этносов, различавшихся культурно-бытовыми особенностями и социально-экономическими устоями, в «мировые» державы.

Вслед за Ассирийской военной державой (VIII–VII вв. до н. э.) возникло Нововавилонское царство (VII–VI вв. до н. э.), которое было поглощено «мировой» империей Ахеменидов (VI–IV вв. до н. э.). Её, в свою очередь, наследовала держава Александра Македонского.

Южная Азия в III в. до н. э. была объединена под властью правителей из династии Маурьев, а с середины II в. до н. э. и почти до начала III в. н. э. интеграционные процессы в Индии поддерживались завоевателями.

С III в. до н. э. по III в. н. э. централизованные китайские монархии, присоединив земли Индокитая и Манчжурии, также превращаются в империю. В начале первого тысячелетия Ханьская империя наряду с Кушанским царством, Парфией и Римской империей поделили между собой мир от Атлантического океана до Тихого, не препятствуя при этом тесным экономическим и культурным взаимодействиям населения Ближнего, Среднего и Дальнего Востока между собой.

Одновременно начали налаживаться взаимовыгодные формы сотрудничества между античной и древневосточными цивилизациями, видимые плоды которых стали проявлять себя в архитектуре, скульптуре, рельефе, живописи. Появились и синкретические формы религиозного сознания, совмещавшие миф и этику, богатую праздничную обрядность с разработкой догмата греховности и глубокой идеей спасения. Возникшие в VI–V вв. до н. э. в Персии, Индии, Китае зороастризм, буддизм, конфуцианство подготовили большой духовный прорыв древних народов, способствуя высочайшему взлёту их культуры.

Уникальные, самобытные древневосточные цивилизации, не утратив своих различий даже в обстановке политической консолидации, передали греко-римскому миру часть своих изобретений и открытий, позволили заимствовать свой опыт осмысления законов существования Вселенной и представлений о предназначении человека. Без этого колоссального по значимости пласта культурного наследия существование современной мировой цивилизации было бы немыслимым.