Историко-культурные предпосылки создания первых цивилизаций

Глава I. Генезис цивилизаций

Фундаментализация школьного концентра

История цивилизаций Древнего Востока

Часть II

Дополнительная информация

Открытия учёных. Китайские учёные совершили немало важных открытий. Например, астрономы сумели создать один из самых точных в Древнем мире календарей. Они составили карту звёздного неба и даже обнаружили «пятна» на Солнце. Древнекитайские математики открыли десятичные дроби.

Искусство жителей «Поднебесной». Китайцы умели строить замечательные храмы и непревзойдённые по красоте многоэтажные дворцы с многоярусными крышами. Основным строительным материалом для построек служило дерево. Из него вытачивали стройные колонны, поддерживавшие кровлю. Эти колонны украшали резьбой и покрывали яркими красками. Из драгоценных пород дерева изготавливались и сами стены зданий, и высокие потолки, которые также покрывали дивной резьбой.

Свои сооружения китайские зодчие украшали изображениями фантастических зверей. Часто их помещали при входе в здание, чтобы отпугивать злых духов. Стены дворцов украшали написанными на шёлке или на бумаге картинами с изображением драконов, считавшихся символами мудрости, могущества и долголетия.

Скульпторы прекрасно умели изображать людей и животных.

Китайские мастера умели отливать великолепные сосуды из бронзы. Некоторые из них были инкрустированы золотом, серебром и полудрагоценными камнями. Китайские резчики по камню искусно вытачивали великолепные чаши, кубки и вазы из яшмы, нефрита и других драгоценных камней. Далеко за пределами Китая славились и гончары, изготавливавшие тонкостенную посуду из белой глины, которую затем покрывали блестящей эмалью и расписывали изображениями людей, птиц и цветов.

 

См.: Колпаков С. В., Селунская Н. А. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. – М.: Дрофа; Веди-принт, 2002. – Гл. 5. Древнейшие государства Индии и Китая. – § 21. Культура Китая. – С. 112–114.

5. Великий мудрец Конфуций.Конфуций жил в 500-х годах до н. э., задолго до династии Хань.

В основе учения Конфуция было поведение человека, отношение к различным поступкам людей. Вопросы о происхождении и устройстве мира или о богах его мало интересовали.

Конфуций проповедовал пять основных добродетелей. Это мудрость, гуманность, верность (особенно преданность своему государю), почитание старших, мужество.

Конфуций учил уважению к авторитетам, к старшим и к образованным классам. Одобрялось, когда кто-то принимал своё место в обществе и признавал свою судьбу, не возмущаясь и не требуя большего.

Конфуция почитали как маленького бога.

 

См.: Саплина Е. В., Ляпустин Б. С., Саплин А. И. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001. – Гл. 4. Древние Индия и Китай. – § 21. Древний Китай. – П. 5.– С. 116, 117.

 

 

 

1. «Неолитическая революция». Создание цивилизации – качественно новой (по сравнению с первобытной эпохой) ступени в развитии человечества – принято связывать «с неолитической революцией». Этот термин, введённый в 30-е гг. XX в. английским археологом Гордоном Виром Чайлдом, означал переход человеческого общества от присваивающего хозяйства к производящему – земледелию и скотоводству. Последствия, вызванные этим переходом, и для развития древней экономики, и для первобытного общества были настолько существенными, что их вполне можно сопоставить с результатами промышленной революции, произошедшей в Европе в XVIII–XIX вв.

Вместе с тем, не сомневаясь в прогрессивном значении экономики, основанной на земледелии и скотоводстве, всё же приходится признать условность введённого Гордоном термина «революция» по отношению к первобытному обществу эпохи неолита, которое развивалось ещё крайне медленно. Кроме того, сегодня вряд ли кто-то будет оспаривать локальный, а порой и случайный характер появления первых производящих сельскохозяйственных сообществ, нередко возникавших как естественная реакция защиты численно возраставших первобытных коллективов на вызов неблагоприятных экологических факторов. К тому же добавим, что революция не может длиться тысячелетиями. Но именно тысячи лет отделяют зарождение первых коллективов земледельцев и скотоводов эпохи раннего неолита (нового каменного века) от времени появления высокоэффективных хозяйственных систем, активно производящих продукты питания, создающих излишки продукции (по сравнению с нормой потребления), которые можно было обменять на недостающие ремесленные изделия.

Следовательно, если мы хотим использовать термин «неолитическая революция», то это нужно делать, хорошо ориентируясь в хронологии достижений первобытных людей. «Неолитическая революция» могла иметь место не в VIII тысячелетии до н. э., когда возникли первые земледельческие поселения, а в VI–V тысячелетиях до н. э., когда земледельческо-скотоводческое комплексы (иордано-палестинский, малоазиатский, верхнемесопотамский) создали в Передней Азии особую культурную зону, отличавшуюся от бескрайнего мира охотников, собирателей, рыболовов новым способом существования, мышления и действий первобытных людей. Отсюда новые формы организации хозяйственной деятельности проникли на Балканский полуостров, Кавказ и в Закавказье, в Среднюю, Южную, Восточную и Юго-Восточную Азию.

Наукой установлено, что для возникновения производящего хозяйства требуются, по крайней мере, две предпосылки: 1) культурно-историческая, связанная с поступательным, прогрессивным в целом развитием человечества (постоянным совершенствованием производительных сил, накоплением эмпирических сведений о законах существования живой природы, систематизацией астрономических наблюдений); 2) природно-биологическая, предполагающая наличие в благоприятной среде обитания человека условий, подходящих для доместикации, то есть приручения, одомашнивания животных, и годных для культивирования растений.

Когда производящее хозяйство становится основой организации хозяйственной деятельности первобытных коллективов, общество целенаправленно начинает воспроизводить основные продукты питания, решительно вторгаясь в окружающую среду, приспосабливая и преобразуя её для своих производственных нужд.

С переходом к оседлому образу жизни улучшились бытовые условия жизни первобытных людей. Хижины и полуземлянки сменились прочными домами – глинобытными в аридной (засушливой) зоне и каркасными в умеренном поясе. Многочисленные украшения из раковин и полудрагоценных камней, а также зеркала, сделанные из блестящего обсидиана – вулканического стекла, теперь всё чаще встречаются в древних погребениях. Повседневную жизнь украшает и богато орнаментированная глиняная посуда, иллюстрирующая представления людей о строении космоса, происхождении природных явлений и человеческих установлений.

Таким образом, в раннеземледельческих обществах активно накапливались материальные и духовные ценности, подготавливавшие появление первых цивилизаций.

2. Последствия «неолитической революции».Процесс перехода первобытного общества к производящим видам хозяйственной деятельности был настолько значительным по своим последствиям, что его справедливо, несмотря на длительный характер, считают одним из наиболее важных поворотов в развитии человечества. «Неолитическая революция» коренным образом изменила жизнь первобытных людей: она оказала воздействие и на дальнейшее совершенствование их экономического уклада жизни, и на эволюцию форм социальной организации.

Рассмотрим эти изменения более подробно.

«Неолитическая революция» привела к хозяйственной специализации первобытных коллективов, которые начали отличаться друг от друга организацией своей производственной деятельности. Специализация, основанная на рациональном использовании природных и человеческих ресурсов, послужила толчком к дальнейшему развитию производительных сил: она поощряла накопление и передачу из поколения в поколение передовых технологий, производственных умений и навыков, случайно сделанных открытий. Повышение технического потенциала, в свою очередь, создало предпосылки для появления сначала избыточного, а затем и регулярного прибавочного продукта – речь идёт о возможности получения излишков продуктов по сравнению с жизнеобеспечивающей нормой потребления человека того времени.

Возможность (а впоследствии и потребность) получения регулярного прибавочного продукта имела далеко идущие последствия. Прежде всего, она вызвала к жизни регулярный обмен с соседями, специализировавшимися, в силу возникшего разделения труда между первобытными коллективами, на производстве недостающих в данной местности продуктов питания, сырья и ремесленных изделий.

Обмен, в свою очередь, поставил на повестку дня вопрос о выборе эквивалента стоимости производимой продукции. В качестве эквивалента стоимости выступали предметы, которые для первобытных коллективов представляли наибольшую значимость и ценность. В районах создания эффективных хозяйственных систем, основанных на поливном земледелии и стойловом скотоводстве, наибольшей ценностью стал обладать скот. И это вполне объяснимо. Семьи, имевшие скот, избавляли себя от забот, связанных с необходимостью ежедневного добывания средств пропитания, потому что домашние животные обеспечивали их и молоком, и мясом. Крупный рогатый скот превратился в главное средство производства при возникновении пашенного земледелия (четвёртое тысячелетие до н. э.); без него нельзя было обойтись при транспортировке грузов и осуществлении путешествий. Наличие скота в хозяйстве позволяло заниматься кожевенным и ткацким ремеслом, поскольку животные обеспечивали человека сырьём, необходимым при организации этих видов хозяйственной деятельности.

Наконец, желание приобрести скот диктовалось и тем, что он быстро размножался, создавая видимые богатства, свидетельствующие об уровне благосостояния семей. В условиях возникшего после «неолитической революции» общественного неравенства обладание большим количеством стад животных превращалось в важный фактор социального престижа.

С появлением регулярного обмена первобытные коллективы стали более мобильными: ради сбыта постоянно производимых излишков они начали совершать путешествия на значительные расстояния от мест их постоянного обитания. Этому способствовало изобретение в эпоху неолита колеса (а следовательно, и повозки), а также парусной лодки. Оживившиеся в ходе развития обмена экономические и культурные контакты между первобытными коллективами благоприятствовали распространению передовых достижений, способствовали созданию однотипных материальных комплексов и общественных структур. Кроме того, возникали необходимые предпосылки для укрепления первобытных племён с тем необходимым демографическим оптимумом, то есть плотностью населения, который резко ускорял процесс социально-политической интеграции.

Регулярный обмен стимулировал появление стихийных рынков, которые располагались на границах крупных племенных образований, различавшихся своей хозяйственной специализацией, или на пересечении важных географических зон, где поощрялись производственный изоляционизм и самобытный уклад жизни первобытных коллективов. На базе стихийных рынков позже начинали создаваться укреплённые поселения – городища, прообразы первых городов. Племена, обитавшие на периферии первобытного мира, вдали от стихийных рынков, стали стремиться поставить их под свой контроль. В ходе военных экспансий они захватывали места сбыта готовой продукции, присваивали себе чужой прибавочный продукт, с тем чтобы с его помощью решить или хотя бы сгладить социальные проблемы, неминуемо возникавшие в процессе распада прежде эгалитáрного[18] общества.

С появлением регулярного прибавочного продукта контроль над его производством и сбытом начал сосредоточиваться в руках сначала общинных лидеров, а с появлением в ходе интеграционных процессов племён – в руках вождя племени и племенной верхушки. Оставляя себе часть ввозимого и вывозимого продукта в качестве платы за осуществление жизненно важной функции – обмена, элита племени быстро богатела, и, ради сохранения и приумножения своих богатств, она начала присваивать себе дополнительные права и привилегии, гарантировавшие ей особо почётное, престижное положение по сравнению с рядовыми тружениками первобытных коллективов.

Следовательно, регулярный обмен, ставший важной сферой существования первобытного общества, после того как оно научилось создавать регулярный прибавочный продукт, породил один из механизмов социального ранжирования –присвоение элитой племени части производимых обществом излишков. «Неолитическая революция», таким образом, ускорила процессы имущественного и социального неравенства, истоки которого надо искать в появившемся значительно раньше трудовом распределении результатов производственной деятельности.

Помимо дифференциации общества, результатами «неолитической революции», подорвавшими устои существования первобытного строя, были:

– возникновение примитивного, или патриархального, рабства;

– изменение характера семьи;

– формирование органов власти племени и протогосударственных политических институтов.

Рассмотрим, как происходило усложнение социальной структуры первобытного общества.

На стадии разложения первобытно-общинного строя, ускоренного «неолитической революцией», зарождается первая форма эксплуатации человека человеком – рабство.

Раб – это человек, лишённый права распоряжаться не только созданным им продуктом, но и своей жизнью. Утратить эти права мог только военнопленный – человек, ставший военной добычей, трофеем армии-победителя. Военнопленного насильственно отторгали от родоплеменных структур, лишая помощи, поддержки и защиты со стороны своих родственников. Для них он становился «живым убитым»: даже в том случае, когда пленнику сохраняли жизнь, его угоняли в другое племя, где говорили на непонятном языке, почитали чуждых ему богов, отправляли незнакомые ритуалы; шансов вернуться назад, на свою родину, к своим соплеменникам у него не было. За сохранённую жизнь пленнику надо было платить: усердно трудиться в хозяйстве поработителя.

Таким образом, рабство как первая форма эксплуатации человека человеком было следствием военных конфликтов между племенами, вступившими в стадию разложения первобытно-общинных отношений. Другие источники рабства ещё не были изобретены.

Причиной появления рабства следует считать потребность в получении регулярного прибавочного продукта. Условием возникновения рабства, следовательно, была «неолитическая революция», которая вызвала к жизни эту потребность.

Примитивное, или патриархальное, рабство обладает рядом особенностей.

1. Количество рабов пока ещё ничтожно мало. Если даже при классической системе рабства рабов было меньше, чем непосредственных производителей материальных благ, то в изучаемый период их численность была несопоставимо меньше количества людей, производящих регулярный прибавочный продукт.

2. В гендерном отношении количество мужчин-рабов было меньше количества женщин-рабынь, так как при несовершенном ещё оружии орудия труда в руках рабов могли превратиться в смертоносное для их хозяев оружие.

3. Рабов не использовали в сферах производства, связанных с изготовлением регулярного прибавочного продукта. Этим занимались свободные по статусу люди. Удел рабов – это выполнение обязанностей слуг, подручных, подмастерьев; женщины нередко становились наложницами. Как правило, раб был связан с домашним хозяйством, однако выполнение рабом трудоёмких домашних обязанностей позволяло его хозяину высвободить дополнительное время на создание прибавочного продукта, поэтому даже в этом случае рабский труд себя окупал.

Известны случаи непроизводственного использования рабов в ритуальной сфере жизни первобытного общества: рабов, особенно мужчин, приносили в жертву богам – разгневанным или даровавшим победу в сражении.

4. У рабов сохранялись права личности: их можно было усыновить или на правах младших членов включить в семью; рабы жили в одном доме с хозяевами и питались с ними за одним столом; они принимали участие в почитании богов общины или племени и совместных культовых трапезах; браки между свободными и рабами не возбранялись, и дети, рождённые от этих браков, рабами не считались.

Ухудшение фактического положения рабов произойдёт значительно позже, когда сначала в Древней Греции (в V–IV вв. до н. э.), а затем и в Древнем Риме (во II–I вв. до н. э.) сформируется классическое (античное, или производственное) рабство.

Возникновение производящей экономики, сопровождавшейся развитием орудий и средств труда, изобретением передовых для того времени производственных процессов, создало объективные материальные предпосылки для усовершенствования форм семьи и семейного уклада. Парная семья, пройдя многотысячелетнюю историю, уступила место большой патриархальной семье (большесемейной общине).

Одна из основных причин её создания заключалась в укреплении позиции мужчины в системе общественного производства: именно он являлся главным участником в таких сферах производственной деятельности, как мотыжное и пашенное земледелие, животноводство, металлургия. Следовательно, именно он, а не женщина создавал регулярный прибавочный продукт, поэтому у мужчины появилась заинтересованность в том, чтобы сохранить его внутри своей семьи, распределяя не между всеми родственниками, как прежде, а только в кругу своих ближайших потомков, рождённых от постоянного брачного партнёра. Для того чтобы не сомневаться в прочности брачных уз и подлинности (истинности) появлявшегося на свет потомства, все добрачные и внебрачные связи женщин были категорически запрещены.

При появлении большой патриархальной семьи изменился порядок счёта родства и наследования имущества. Отныне наследование имени и имущества велось по линии отца; законными родственными связями считались только связи по линии отца; отец стал обладать правом жизни и смерти над своими домочадцами.

Большая патриархальная семья была самостоятельной экономической ячейкой общества. Она владела выделенными ей из родоплеменных владений пахотными угодьями, которые обрабатывала при помощи своих орудий и средств труда. Весь выращенный урожай полностью принадлежал ей.

Различия в количестве едоков, общей численности и работоспособности членов семьи, организаторских способностях домохозяев, даже при соблюдении принципа социальной справедливости – регулярных переделах земли – приводили к тому, что одни семьи обогащались, а другие беднели. Следовательно, появление больших патриархальных семей способствовало углублению имущественного неравенства.

Само название патриархальных семей – «большие» – указывает на их численность. В них объединялось несколько поколений родственников по линии создателя семьи, домовладыки-патриарха: дети, внуки, правнуки со своими семьями. Поэтому организация повседневной жизни этой семьи, напоминавшей родовую общину в миниатюре, была важнейшей обязанностью её главы. Он должен был постоянно заботиться о благосостоянии своей семьи, планировать и решать комплекс задач, определявших быт земледельцев, принимать решения в конфликтных ситуациях. Многие вопросы, касавшиеся производственных и бытовых аспектов семейной жизни, решались на семейных советах, куда входили все взрослые женщины и мужчины семьи. Жена патриарха распределяла семейные обязанности, заботилась о заготовке продуктов впрок, участвовала в выборе супругов для своего многочисленного потомства.

Заметим, что внутри семьи у женщин ещё оставалось немало прав. Это было своего рода компенсацией за полную утрату прав за пределами семьи, так как на стадии разложения первобытно-общинного строя все бразды правления в первобытных коллективах оказались сосредоточенными в руках мужчин.

Большие патриархальные семьи впоследствии заметно сократились в численности: потомки по линии отца после его смерти, получив часть принадлежавшего ему имущества, создавали свои – «малые» семьи.

Члены больших патриархальных семей, проживавших на одной территории, объединялись в соседские общины. Их связывали права и обязанности как по отношению друг к другу, так и по отношению к формирующемуся государству.

Несколько соседских общин, вступивших в тесные экономические, брачно-семейные, ритуальные, культурные связи внутри своей этнической общности, формировали племя. В связи с постепенным ослаблением органов власти рода, чему в немалой степени способствовало создание больших патриархальных семей и соседских общин, происходит оформление и укрепление органов власти племени.

Основными органами власти племени были: народное собрание, совет старейшин, вождь. Укажем их состав и функции, взяв за образец поэмы Гомéра «Илиáда» и «Одиссéя», исторический контекст которых соответствует стадии разложения первобытно-общинного строя.

В народное собрание входили только мужчины, способные участвовать в военных действиях. Ни женщины, ни юноши, ни старики, уже не способные носить оружие, в работе народных собраний не принимали участия. Первоначально функции народных собраний были довольно обширными. Здесь избирали вождя из кандидатур, предложенных советом старейшин; принимали решения в отношении развязывания войн с соперниками или заключения мирных договоров; распределяли захваченную военную добычу, в том числе и присоединённые земли; рассматривали насущные проблемы организации хозяйственной деятельности. Народные собрания обладали и высшей судебной властью: только здесь можно было лишить человека чести и жизни, изгнать из племени.

Однако по мере углубления имущественной и социальной дифференциации народ утрачивает своё влияние на организацию общественно-политической жизни. Народные собрания начинают созываться нерегулярно. Инициатива их созыва и определение повестки дня превращаются в прерогативу элиты племени. Совет старейшин и вождь могли изменить или отменить решения, принятые народом. На народных собраниях присутствовала дружина вождя, которая заставляла собравшихся принимать нужное знати решение.

В совет старейшин, второй орган власти племени, первоначально действительно входили геронты – умудрённые жизненным опытом и знанием люди. Возраст старейшин, ассоциировавшийся с жизненной мудростью, авторитет и уважение со стороны соплеменников составляли их главные богатства.

Однако со временем совет старейшин эволюционировал в совет знати. На стадии разложения первобытно-общинного строя не возраст, а богатство и знатность, то есть знаменитость происхождения, были возведены в статус ведущих социальных ценностей. Конечно, личные достоинства: храбрость, выносливость, воинская доблесть, справедливость – по-прежнему ценились обществом, но они стали ассоциироваться с людьми высокого социального ранга – потомками богов, непобедимыми ратоборцами, военная доблесть и слава которых обеспечивали победы племени, доставляли богатства, новые земли, рабов.

Функции совета знати были разнообразны. Он руководил деятельностью народных собраний: созывал и определял их повестку дня, утверждал или отменял решения, принятые народом. Совет знати играл совещательную роль при военном вожде: все вопросы, затрагивавшие жизнь племени, получали предварительное обсуждение в ставке вождя.

Члены совета знати выполняли судебные и жреческие обязанности; разрешали конфликты, связанные с соперничеством отдельных честолюбивых лидеров из среды аристократии – родовой земельной знати; контролировали поступки вождя, предотвращая возможность превращения его власти в абсолютную, неограниченную.

Возглавлял племенную организацию военный вождь. Потребность в выборе вождя появлялась в том случае, если угроза общности извне становилась постоянной и борьба с сильными соседями была неизбежной. Кандидатура вождя выявлялась в ходе соперничества лидеров соседних общин. Наиболее удачливый в этой борьбе, став победителем, присоединял к имевшемуся у него престижу и авторитету власть – возможность осуществлять свою волю, навязывая её коллективу. Укрепление власти вождя происходило во время военных конфликтов, число которых на стадии разложения первобытно-общинного строя резко возросло, так как война, превращавшаяся в промысел, позволяла в кратчайшее время решить злободневные проблемы в обществе, раздираемом противоречиями между богатыми и бедными, знатными и незнатными.

Во время военных действий вождь, опиравшийся на свою дружину, пользовался почти неограниченной властью: он мог навязать свою волю совету и народу; нарушить мирные договорённости; забрать военную добычу своего соперника, вступившего с его племенем в конфликт; он вершил суд; приносил от лица народа жертвы богам; руководил захоронением павших воинов; председательствовал на общественных трапезах.

Вождь стремился сохранить добытые им в военных действиях власть, привилегии, богатства и в мирные периоды жизни племени. Это было возможно в тех случаях, когда притязания вождя на высшую власть не встречали упорной и сплочённой оппозиции со стороны знати и народа. Легитимизация власти вождя шла рука об руку с её сакрализацией: генеалогические предания, объяснявшие якобы божественное происхождение властителя, позволяли отныне воспринимать его как носителя божественной благодати, как могущественного посредника между миром живых и сверхъестественными силами. Личность вождя сделалась священной вне зависимости от его индивидуальных качеств и способностей, недостаток которых восполнялся опытом и знаниями его помощников.

Власть и богатства вождя стали передаваться по наследству. Закреплённые за его семьёй привилегии стали восприниматься коллективом как проявление высшего божественного статуса его персоны, поэтому права вождя на создание эффективной системы администрации, достижение оптимальной организации производства и максимума прибавочного продукта, распоряжение всем достоянием племени превращаются в безусловные показатели его власти.

Таким образом, организация власти постепенно отрывается от своих демократических корней. По мере сосредоточения функций управления обществом в руках вождя и совета знати демократические принципы в жизни первобытных коллективов исчезают.

3. Преемственность первобытной и цивилизационной стадий развития общества. После «неолитической революции» первобытно-общинный строй стал клониться к своему закату. Экономический фундамент существования первобытного общества был разрушен: с развитием производительных сил исчезла общая, коллективная собственность на землю, трудовое распределение и регулярный обмен вызвали к жизни имущественное и социальное неравенство, возникла эксплуатация человека человеком. В формирующемся иерархическом обществе выявились противоречия между некогда соответствовавшими друг другу правами и обязанностями. Привилегии, богатства и власть оказались захваченными элитой первобытных коллективов.

Разложение первобытно-общинного строя сопровождалось созданием ранних государственных образований, которые иначе называются протогосударствами. Протогосударство – это политическая структура, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью. Главной функцией этой структуры является административно-экономическая, отражающая объективные потребности общества, нуждающегося в сохранении разделения труда, обменной деятельности и других действиях племенной элиты, направленных на управление усложнявшейся жизнью социума. Протогосударству были свойственны и другие социальные функции, например, военная, судебная. В рамках этой переходной по типу политической структуры её вождь из вчерашнего слуги общества, старавшегося завоевать общественный авторитет и с его помощью трудиться на благо коллектива, начинает возвышаться над производителями материальных благ, стремится подчинить себе общество. В этом ему помогает преданная дружина, которая, присутствуя на народных собраниях, добивается принятия выгодного вождю и знати решения, по требованию вождя забирает у производителей созданный ими прибавочный продукт и выколачивает налоги, необходимые на содержание племенной верхушки, жрецов, воинов.

Погибающий первобытно-общинный строй дал начало цивилизационному этапу развития общества. Об этом свидетельствовали такие признаки цивилизации, всё ярче проявлявшиеся в жизни коллективов, как специализация производственной деятельности, отделение ремесла от земледелия, возникновение поселений городского типа, имущественная и социальная дифференциация, создание иерархического общества, усиление власти вождя и формирование надобщинных управленческих структур. Для истории мировой культуры особенно важное значение имело интеллектуальное развитие первобытных людей: накопление информации, возникновение зачатков письменности и счисления. Кроме того, в мировосприятии людей произошли важные изменения. К началу бронзового века (V–IV тысячелетия до н. э.) относится формирование сознательного понимания явного различия между верой в волшебство и колдовство и верой в новые формы религии, которая связывала человечество со Вселенной.

Трамплином цивилизации считается прочное наследие бронзового века, которое обеспечивало связь между достижениями первобытных коллективов и последующих поколений.

Следует иметь в виду, что понятия «государство» и «цивилизация» не тождественны. Государство является чертой цивилизации, но не самой цивилизацией. Государство привносит фактор общих интересов в процесс развития общественных отношений; оно устанавливает социальные и политические отношения между индивидуумами, объединёнными в профессиональные и социальные группы, а также регулирует отношения с соседними племенами и государствами. Однако, существуя на основе принуждения, государство не может формировать цивилизацию, но цивилизация как форма более высокого уровня развития человечества создаёт институты, которые удовлетворяют интересам его членов.

Также не являются тождественными понятия «цивилизация» и «урбанизм» (увеличение количества городов и городского населения). Рост городов не являлся обязательным условием формирования цивилизации, так как многие народы, связанные с кочевым образом жизни, городского уклада жизни не знали, но свою лепту в создание цивилизации всё же внесли. Кроме того, урбанизм лишь предоставлял материальные условия для проживания различных общественных групп, как связанных со специализированной ремесленной деятельностью, так и вовлечённых в обмен и распределение созданного прибавочного продукта. Цивилизация, в отличие от урбанизма, представляла собой более высокоразвитую систему, которая гарантировала наиболее выгодные условия сосуществования земледельческих общин и всех социальных групп, из которых состояло общество. Цивилизация способствовала интеграции всех достигнутых человечеством достижений, будь то успехи и опыт в материальной сфере или в общественно-политической, идеологической, интеллектуальной жизни. Это, в свою очередь, приводило к появлению новых способов существования, мышления и действий людей.

 

В заключение отметим, что мы рассмотрели самые общие принципы зарождения и становления социальных, социально-экономических, социокультурных и административно-политических институтов, обеспечивших возникновение цивилизации. Ориентируясь на эту сконструированную совокупную модель, можно в теории представить процесс развития первобытного общества, выделив наиболее важные изменения, последовавшие за «неолитической революцией».

Однако надо отчётливо осознавать, что на практике, в реальной географической среде и конкретном историческом континууме[19], указанные нами процессы могли обретать разнообразные формы, развиваться специфически, с отклонениями от приведённой генерализующей схемы.