Дополнительная информация

1. Переселение ариев в Индию. Во втором тысячелетии до н. э. часть племён ариев отправилась на восток, в Индию. Одни племена оседали в понравившихся местах, другие медленно, в течение жизни многих поколений, продвигались дальше. Кочевникам всегда требуются новые пастбища, ведь их главное богатство – скот. И в наше время денежная единица Индии называется рýпия, что значит «овца».

Между племенами случались кровопролитные столкновения из-за пастбищ и стад. Не зря на языке переселившихся в Индию ариев слово война означало «стремление добыть коров», а вождь назывался «охранителем коров». В Индии арии перешли к оседлому земледелию и скотоводству. Они подчинили себе местное население, частью вытеснили его в южные районы Индии, частью смешались с ним, образовав единый народ – индийцев.

Ко времени прихода ариев древнейшая цивилизация бронзового века в долине Инда угасла (см. § 10). Теперь история Индии словно бы началась заново. В начале первого тысячелетия до н. э. индийцы научились выплавлять и обрабатывать железо и полностью освоили берега второй великой реки Индии – Гáнга.

 

 

См.: Михайловский Ф. А. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД “Русское слово – РС”», 2006. – Гл. 6. Великие державы Древнего Востока. – § 19. Образование державы Маурьев в Индии. – П. 1. – С. 101, 102.

3. Арии в Индии. Языком ариев был санскрит – древнейшая сохранившаяся до наших дней форма некогда единого языка индоевропейцев. От этого единого языка произошли все более поздние индоевропейские языки, в том числе и русский. До сих пор в некоторых русских словах сохранились санскритские корни. Так, в слове «мать» можно угадать санскритское «матер», в слове «лев» – санскритское «леу», в слове «снег» – санскритское «снейг».

 

См.: Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2001. – Гл. 7. Древняя Индия. – § 22. Ранние цивилизации Древней Индии. – П. 3. – С. 114.

2. Цивилизация начинается вновь. Первоначально в Индии образовалось множество небольших государств с раджами (царями), войском, чиновниками и знатью.

О борьбе племён ариев с местным населением и друг с другом, об освоении долины Ганга и об истории первых индийских государств известно мало. У индийцев имелась своя письменность (важный признак цивилизации), но писали они на пальмовых листьях, давно сгнивших во влажном климате Индии. Сохранились только «священные» тексты – гимны и молитвы, мифы и легенды, песни и поэмы, древние установления и законы.

В отличие от других народов, индийцы не вели записей о происходящих событиях. По их представлениям, весь мир создан высшим богом Брáхмой и живёт по его времени. А время Брахмы несоизмеримо с человеческим. Жизнь сотен поколений для Брахмы – всего лишь мгновение, а значит, все события в мире, неважно, современные или случившиеся тысячи лет назад, происходят одновременно. Стало быть, летописи не нужны.

3. Индийские варны.Чем выше варна человека, тем больше у него прав. В индийских законах говорилось, что брахманы стоят над всеми варнами. Столетнему царю следует почитать десятилетнего мальчика-брахмана, как сыну – своего отца. Крестьян уверяли, что они смогут переплыть реку, протекающую в царстве смерти, только держась за хвост коровы, которую при жизни подарили брахману. Шудре, замахнувшемуся на брахмана, отрубали руку, а брахману дозволялось безнаказанно убить шудру. И всё же варны – это не разделение людей на богатых и бедных. Шудра, например, мог быть богачом, а какой-нибудь знатный воин – впасть в нищету. На варну не влияли жизненные успехи или неудачи. Изменить свою варну человек не мог и умирал тем, кем родился.

4. Держава Маурьев. Большая территория, непроходимые джунгли, многочисленность населения, разделение его на варны – всё это затрудняло объединение страны. Но железный век оказался и в Индии временем великих держав. В III (3) веке до н. э. почти вся Индия, включая долины Инда и Ганга, была впервые объединена под властью царей из династии Маýрьев.

Наибольшего расцвета держава Маурьев достигла при царе Ашóке. В одной из войн, которые он вёл, объединяя страну, было убито 100 тысяч человек и уведено в плен 150 тысяч. По утверждениям древнегреческих писателей, армия державы Маурьев состояла из 600 тысяч пеших воинов, 30 тысяч всадников и 9 тысяч боевых слонов. Длина крепостных стен Паталипýтры, столицы государства, составляла 30 километров.

Управлять такой страной было непросто. Стремясь сплотить её многочисленное население, Ашока отказался от учения брахманов и принял другую религию – буддизм.

Держава Маурьев просуществовала недолго. Вскоре после смерти царя Ашоки она распалась, но даже временное объединение Индии имело большое значение для развития её хозяйства и культуры.

 

См.: Михайловский Ф. А. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД “Русское слово – РС”», 2006. – Гл. 6. Великие державы Древнего Востока. – § 19. Образование державы Маурьев в Индии. – П. 2, 3, 4. – С. 104–106.

1. Варны и касты.Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.

Варновое устройство общества казалось древним индийцам вечным и неизменным. Ни один человек не мог перейти из одной варны в другую. Браки между членами разных варн запрещались. Нарушившие эти установления карались смертью.

Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более мелкие разряды – касты. Так, например, из варны вайшиев выделились касты ремесленников и торговцев. По отношению к членам каждой касты действовали такие же строгие ограничения, как и к представителям варн. Самой низкой кастой были пáрии.

 

См.: Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2001. – Гл. 7. Древняя Индия. – § 23. Как было устроено общество в Древней Индии. – П. 1.– С. 120.

2. Как брахманы приносили жертвы. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались брахманы. Их приглашали в каждый дом, где хотели принести жертву богам. Хозяин дома обещал им за это богатый подарок, обычно корову. Сначала брахманы разжигали огонь трением двух деревянных палочек. Потом они пели хвалебную песнь богам и звали их в гости – посидеть на связках травы у костра, вдыхая запах еды, которую бросали в огонь. Индийцы думали, что зёрна риса и ячменя, масло и молоко не сгорают в жертвенном огне, а с дымом уносятся на небеса – к богам. Если боги будут сыты и довольны, они в благодарность даруют людям хороший урожай на полях. Так и кормили друг друга люди и боги.

3. Периоды жизни брахмана.Жизнь брахмана делилась на три периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество. Жрецамнеобходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. Этому брахманы обучались старательно и долго. Обычно брахман отдавал своего сына в учение, когда тому исполнялось семь лет. Он приводил его в дом к учителю – тоже брахману – и оставлял жить там. Мальчик должен был слушаться учителя и почитать его, как отца с матерью. Повернуться к учителю спиной считалось недопустимым. Подойти к нему можно было только с непокрытой головой и без сандалий, а здороваясь, ученики так низко кланялись, что касались ног учителя. Они повторяли всё, что он говорил, – слово за словом, стараясь выучить наизусть целые книги. Вставая с восходом солнца, ученики выполняли всякую работу по дому: приносили воду, подкладывали дрова в очаг, пасли коров. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту.

После того как брахман выучился и обзавёлся семьёй, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам для себя и для других. Когда у брахмана появлялись внуки и голова становилась седой, он мог оставить дом старшему сыну, а сам уходил в отшельники. Он строил в лесу шалаш, спал на голой земле и питался лишь лесными плодами, стремясь вдали от людей достичь блаженного состояния душевного покоя. Некоторые истязали своё тело, голодали неделями и месяцами, стояли с поднятой рукой или на одной ноге, молчали годами. Они верили, что после таких мучений при новом рождении останутся брахманами или даже будут жить вместе с богами на небесах.

 

См.: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – Гл. 6. Индия и Китай в древности. – § 21. Индийские варны и касты. – П. 2, 3. – С. 96–98.