Дополнительная информация

1. Евреи поселяются в Палестине. Примерно три с половиной тысячи лет тому назад в землю Ханаанскую, что на Восточном побережье Средиземного моря, пришли кочевые племена семитов. Задолго до этого они жили за рекой Евфрат, затем переправились через неё и кочевали в Аравийской пустыне. Себя эти племена называли «народ Израиль». Другие же народы называли их «ибрим», или «евреи», что, вероятно, означало «переправившиеся через реку» или «пришедшие из-за реки».

Племенной союз Израиля состоял из двенадцати родов (колен). Этими родами управляли судьи (вожди). Главным источником, из которого мы знаем о древней истории евреев, является Библия. Первая часть Библии – Ветхий Завет – священная книга евреев. Особенно ими почитаются первые пять книг Библии – Тора, или Пятикнижие Моисеево. Древние евреи верили в единого бога Яхве, в то время как другие народы поклонялись многим богам и идолам. Они считали себя народом, избранным Богом. Древние евреи были убеждены, что Бог заключил договор (завет) с их предками. В Библии рассказывается, что праотец (патриарх) евреев Авраам, родившийся в месопотамском городе Уре, получил знамение от Бога и наказ вести своих соплеменников в ту землю, которую Бог укажет. Этой землёй оказался Ханаан – та его часть, которая позже стала называться Палестиной. Здесь на берегу реки Иордан находилась земля обетованная (обещанная) Богом. Однако эту землю евреям пришлось отвоёвывать у тех, кто жил здесь задолго до них, а затем налаживать отношения с соседними странами и народами.

В Палестине древние евреи перешли к оседлому образу жизни. Они занялись земледелием, стали строить города.

 

См.: Уколова В. И., Маринович Л. П. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Просвещение, 2001. – Гл. 5. Восточное Средиземноморье в древности. – § 16. Древняя Палестина. – П. 1. – С. 80, 81.

2. Моисей. Но поход в Землю обетованную был долог и труден. Как сказано в Ветхом Завете, евреи голодали, страдали от жажды, плутали в пустыне сорок лет. Во время скитаний Бог призвал Моисея на гору Синай, где вручил ему каменные пластины – скрижáли, на которых были изложены основные заповеди Бога. Вот эти заповеди.

Ты не должен иметь других богов, кроме Яхве.

Ты не должен делать себе никакого изображения божества.

Ты не должен упоминать понапрасну имя Яхве, Бога твоего.

Помни о субботнем дне и посвящай его Богу, отложив все дела.

Почитай отца и мать свою.

Не убивай.

Не распутничай.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего.

Не желай ничего из того, что принадлежит твоему ближнему.

Это знаменитые десять заповедей, составляющие основу не только иудейской, но и христианской нравственности.

Согласно библейскому рассказу, Бог через Моисея научил евреев молиться, установил главные положения об обрядах, ритуалах и церкви. Так как евреи постоянно перемещались, то их храмом стала походная скиния (шатёр, палатка).

Моисей понимал, что людям нужен внешний знак присутствия божества. И он приказал изготовить священный Ковчéг Завета – деревянное вместилище, обитое металлом и украшенное изображениями херувимов (ангелов). В Ковчеге хранились каменные скрижали, данные Моисею Богом.

Пусть в землю обетованную был так труден, что никто из тех, кто покинул Египет, не добрался до цели. Дошли лишь их потомки. Сам Моисей скончался по дороге, увидев напоследок свою родину с вершины горы.

 

См.: Саплина Е. В., Ляпустин Б. С., Саплин А. И. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001. – Гл. 3. Передняя Азия. – § 18. Библейские сказания. – П. 2. – С. 92, 93.

 

4. Цари. После смерти Соломона произошёл раскол государства на северное (Израиль) и южное (Иудея). Ослабление центральной власти пагубно сказалось на всех сторонах жизни общества.

Государство всё труднее отражало удары извне. В VIII веке до н. э. Израиль пал под ударами ассирийцев, а в 586 году до н. э. царь Вавилонии Навуходонóсор захватил Иерусалим и увёл часть еврейского народа в вавилонский плен.

В IV веке до н. э. Иудея была включена в состав империи Александра Македонского.

В начале нашей эры Иудея попала под власть Рима. Иерусалим был разрушен: от города осталось только три башни и часть западной стены. Как рассказывают, разрушение храма и города сопровождалось знамениями: землетрясением и бурей. Евреи рассеялись по территории всей Римской империи, а затем и по всему миру.

 

См.: Саплина Е. В., Ляпустин Б. С., Саплин А. И. История Древнего мира: Учебник для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2001. – Гл. 3. Передняя Азия. – § 18. Библейские сказания. – П. 4. – С. 96.