Раннее христианство: гонения и мученичества, апологетика и богословие, ереси.

Понятие Церкви в христианстве

 

Днем рождения христианской Церкви считается Сошествие Святого Духа-Утешителя на апостолов в день Пятидесятницы (праздник Троицы), совершившееся по обетованию Христа после Его Воскресения и Вознесения. Прообраз Церкви Новозаветной – Церковь Ветхозаветная, то есть Завет (то есть союз, договор) Авраама с Богом. По христианским верованиям, спасение человека от греха может совершиться лишь через Церковь, а не в одиночку. Понятие Церкви охватывает не только земное сообщество верующих во Христа Спасителя, но и умерших христиан (особенно праведников), а также мир ангельский. Церковь – не организация, но организм, глава которого – Сам Христос. Понятие Церкви включает в себя: 1. Учение о спасении (от греха), выражающееся в годичном круге церковных праздников. 2. Таинства (покаяние, крещение, миропомазание, причастие, елеосвящение, брак, священство). 3. Церковную иерархию: священнослужителей (епископа, иерея, диакона), а также клир и монашество. 4. Церковную дисциплину (пост и молитва).

Основанием учения о спасении выступает Боговоплощение (Рождество) Иисуса Христа, которое, по христианским представлениям, совершилось через непорочное зачатие Пресвятой Девой Марией от Духа Святого. Поэтому церковный год начинается с Рождества Богородицы (21 сентября по нов. стилю), за которым следует Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4.12, символ единства ветхо- и новозаветной церкви) и Благовещение (7.04), явление архангела Гавриила Деве Марии. Этот цикл сочетается с циклом праздников, посвященных земной жизни Иисуса Христа: Рождество Христово (7.01 по нов. стилю, или 25.12 по старому), Богоявление (Крещение Господне, 19.01) и Пасха (Светлое Христово Воскресение), которую предваряет Страстная седмица как воспоминание о крестных муках и смерти Спасителя. Весь круг годичного богослужения тесно связан с установлением четырех основных таинств. Покаяние – средство очищения от греха для тех, кто стремится войти в Царство Небесное. Знак покаяния – омовение в водах Иордана, которое совершал Иоанн Предтеча (а ныне – погружение крещаемого в воду). Крещение Иисуса на Иордане сопровождалось нисхождением Духа Святого в виде голубя (в нынешней практике крещения этому соответствует таинство миропомазания). Важнейшее таинство – причащение верующих Телом и Кровью Христовой под видом хлеба и вина – совершил Иисус на Тайной вечери, послужившей предвестием его жертвенного Распятия на Кресте. Смысл жертвы Иисуса – не только искупление (выкуп) вины человека перед Богом, но прежде всего телесная прививка к греховной человеческой природе природы божественной (Иисус – новый Адам). Отсюда в Евангелии образ Христа как лозы, к которой «прививаются» все верующие, через что получают физическую и духовную силу для перерождения.

Церковная иерархия имеет своим прообразом в Новом Завете двенадцать (а затем и семьдесят) апостолов, учеников Христа, которым он доверил руководство своей паствой. Через Сошествие Святого Духа они получили способность участвовать в совершении таинств, которую передавали своим ученикам (священнослужителям) через «рукоположение». Церковная дисциплина – это способ избавления человека от склонностей, ненужных для вечной жизни (склонности к чревоугодию, пустословию, тщеславию, гордости, зависти и т.п.). Ее главные направления – пост и молитва. Пост – воздержание от греха, а не только от «скоромной» пищи

 

 

Раннее христианство. Начальная жизнь Церкви в Иерусалиме и появление христианских общин за его пределами описаны в Деяниях апостолов (Новый Завет) евангелистом Лукой. Идеал жизни ранней общины – единство в деятельной любви (единомыслие, поддержка и забота, таинства). Однако это не просто «экстатическое» братство, руководимое Духом Святым. Иерархия: апостолы, епископы, пресвитеры, диаконы. Первая община сохраняет иудейский религиозный уклад. Ее глава Иаков – воплощение ветхозаветной праведности. Однако эта «секта» ощущает свою исключительность в иудейской среде («соль земли и свет миру»). Вероучительные расхождения с иудейством приводят к преследованиям. Первомученик Стефан вызван на суд Синедриона и побит камнями. Савл преследует христиан, однако сам обращается ко Христу и становится апостолом Павлом. Павел, уроженец Тарса, правоверный иудей и римский гражданин – это первый «апостол язычников». Проповедует в Палестине, Сирии, Малой Азии, Греции. На соборе апостолов (49–51 гг.) решается проблема христиан-неевреев, которые освобождаются от формальных предписаний Закона. Сам Закон делает необходимым свое преодоление, ибо дает сознание греха, но не спасение от него. В пору преследований Нерона Павел погиб в Риме вместе с апостолом Петром.

Гонения и мученичества. С 1 по 3 вв. гонения на христиан со стороны: 1) римского общества, 2) образованных людей, 3) государства. Чистота жизни христиан служила вызовом вольным нравам античного общества. Их ночные собрания провоцировали обвинения в каннибализме или политическом заговоре. Философы считали х-во религией грубой, примитивной. Государство преследовало его как религию запрещенную – новую и не связанную этническими корнями. Главной причиной преследований (особенно в армии) служил отказ христиан участвовать в культе поклонения императору как богу,

В средние века создалась «золотая легенда» о мучениках, на смену ей пришел скепсис эпохи Просвещения (Вольтер). Однако за наслоениями фантазии скрываются подлинные факты, подтверждаемые документами (судебными актами и церковными посланиями): о мученичестве Игнатия Антиохийского в Риме (растерзан зверями при Траяне), Иустина Философа при Марке Аврелии, лионских мучеников в Галлии, Перпетуи и Фелицитаты в Африке. Особенно сильны гонения при Декии и Диоклетиане, в эпоху кризиса империи. Мученик (греч. Martyros «свидетель») своей радостной кончиной свидетельствовал о реальности вечной жизни во Христе.

Апологетика, ереси, богословие. Апологии (защиты) судебные и научные. В ходе научной полемики складывалось богословие как рациональное объяснение веры. Перед политеизмом защищали единство божества, перед иудаизмом – божественное достоинство Иисуса. Иустин Мученик: «Обличение эллинов», «Разговор с Трифоном Иудеем». Ереси – направления богословия, не принятые Церковью. Под влиянием неоплатонизма и манихейства возник гносис – смесь христианства с языческой философией и восточными религиями. Зло сведено к материи, религия к тайному знанию, а спасение достижимо лишь для ученых и духовно одаренных. Против гносиса выступал Ириней Лионский. Внутри христианства – ересь «анти-тринитариев», которые считали Лица Пресвятой Троицы простыми «модусами» Бога-Отца («монархиане»), умаляя Бога-Сына. Монтанисты преувеличивали аскезу, запрещая брак, а новациане отказывались прощать смертные грехи. Из богословских школ главные – Александрийская («идеализм») и Антиохийская («реализм»). Крупнейшие богословы – Ориген (греческая Александрия) и Тертуллиан (латинский Карфаген). Ориген впервые выразил в философских терминах христианское вероучение, создал аллегорическую экзегезу (толкование Библии). За некоторые положения позже осужден как еретик, что не умаляет в целом его значения. Тертуллиан – практик и полемист. Больше озабочен спасением и моралью, чем умозрениями и целостной системой. Предшественник Августина епископа Гиппонского. Под старость впал в монтанизм.