Духовно-рыцарские ордена
А) монашеские ордена
Западное монашество в XI—XV веках. Монашеские и духовно-рыцарские ордена[47].
Римо Католическая Церковь в Украине.
В Украине РКЦ как иерархическая структура существует с 1375 г., когда в Галиче была создана первая митрополия, перенесённая в 1412 году во Львов. В конце XIV века возникли епархии во Владимире Волынском (перенесённая позже в Луцк) и в Каменец-Подольском. После Октябрьской революции были ликвидированы епархии в Каменец-Подольском и в Житомире, а в 1946 г. - во Львове и в Луцке.
16 января 1991 года папа Иоанн Павел II возобновил деятельность римо-католических епархий в Украине и назначил епископов во Львове, Каменце-Подольском и Житомире. В 1992 г. Святой Престол назначил первого Апостольского нунция в Украине архиеп. Антонио Франко. В 1993 г. Папа учредил Апостольскую Администратуру Закарпатья, а в 1996 г. Была восстановлена Луцкая епархия.
В настоящее время РКЦ в Украине насчитывает 5 епархий, 804 прихода, 8 епископов и 3 высшие Духовные семинарии (Львов-Брюховичи, Ворзель, Городок Хм. обл.)
Архиепископ Никола Этерович является вторым нунцием в Украине. Родился 20 янв. 1951 года в г. Пучишче в Хорватии. Доктор богословия, владеет хорватским, итальянским, английским, немецким, испанским языками, знает-польский, русский, украинский. Состоял на службе в нунциатурах в Респ. Берег слоновой кости, Испании, Никарагуа. Прибыл в Украину 25 августа 1999 года.
23-27 июня 2001 года Украину посетил папа Иоанн Павел II. Он провёл несколько богослужений в Киеве и Львове, встречался с руководством страны и представителями разных христианских конфессий (кроме УПЦ) и религий.
На Западе еще в X в. в противодействие нравственной распущенности, охватившей все классы общества, между прочим и монашество, предприняты были попытки восстановить во всей строгости древний монашеский образ жизни, завещанный Бенэдиктом Нурсийским. Явилась так называемая Клюнийская конгрегация, которая и восстановила устав Бенедикта. Но и Клюнийская конгрегация не много сделала для возвышения нравственности. Нравственная распущенность царила во всей силе в XI и последующих веках как среди мирян и духовенства, так и среди монашества; монастырская дисциплина с течением времени ослабла даже в клюнийских монастырях. Поэтому попытки осуществить при посредстве монашеского образа жизни идеалы жизни истинно христианской продолжаются и теперь. Люди с благочестивой настроенностью оставляют мирскую жизнь, собирают вокруг себя приверженцев и основывают новые монашеские общества, или так называемые на Западе ордена, с теми или другими правилами жизни и обетами, исполнение которых составляет отличительный признак принадлежности к ордену. Папы покровительствовали всем новоустрояемым орденам, так как находили в них опору для своей власти. Из монашеских орденов, появившихся в Западной Церкви в XI-XV вв., наиболее замечательны следующие:
Орден Систерсийский, или Бернардинский. Он основан был в 1098 г. одним дворянином из Шампаньи, Робертом. Роберт еще в молодых летах поступил в один из бенедиктинских монастырей; но так как тогдашняя монастырская жизнь не соответствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколькими подобно ему настроенными товарищами удалился в одно пустынное место, Сито (Cistercium), близ Дижона, и основал здесь свой монастырь. Из этого монастыря и образовался орден Систерсийский. Правила, которые Роберт дал своему ордену, были заимствованы главным образом из древнего бенедиктинского устава. Это — полное удаление от мира, отречение от всякой роскоши и удобств жизни (даже в храмах не допускалось ничего роскошного) и строго подвижническая жизнь. Папа Пасхалий II (1099-1118 гг.) утвердил этот орден. Но правила ордена были слишком строги, и потому на первых порах он приобрел не много членов. Орден Систерсийский начал увеличиваться только тогда, когда в него вступил (1113 г.) знаменитый Бернард Клервоский (прозванный так от принадлежащей ордену монастыря Клерво, которого он был настоятелем). Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что его при жизни считали святым и пророком и его влиянию подчинялись не только простой народ, но и папы и князья. Уважение к этому почтенному мужу перенесено было и на его орден, который быстро начал увеличиваться. По смерти Бернарда (1153 г.) Систерсийский орден, принявший теперь в честь Бернарда название Бернардинского, распространился уже по всей Европе - во Франции, Италии, Испании, Германии, Англии, Данин и проч. Вместе с распространением орден приобрел большие богатства. Последнее обстоятельство неминуемо повело за собой ослабление монастырской дисциплины, и монастыри бернардинские, славившиеся строгостью жизни своей братии с течением времени стали в уровень с другими западными монастырями.
Орден кармелитов. Этот орден основан был в Палестине одним крестоносцем из Калабрии, Бертолъдом. Бертольд с несколькими друзьями в половине XII в. поселился на горе Кармил и проводил здесь жизнь по образцу древних восточных подвижников. В начале XIII в. латинский иерусалимский патриарх дал пустынникам Кармила, т. е. кармелитам, устав. В 1238 г. кармелиты, после падения владычества крестоносцев на Востоке, переселились на Запад. Так как здесь подвижничество прививалось туго, то кармелиты оставили, с разрешения папы, свой палестинский устав и приняли устав одного из нищенских орденов — Францисканского. Впоследствии, именно в XVI в., орден кармелитов прославился особенно в своей женской половине, при аббатисе кармелиток Терезии.
Орден Францисканский. Основателем его был Франциск (род. в 1182 г.), сын купца в городе Ассизи. Это был человек снежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить всего себя на служение Богу и обществу. Слова Евангелия о посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы решили его призвание. Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался (1208 г.) странствующим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он и обрастал орден меньших братьев, или миноритов (первоначальное наименование ордена францисканцев). Главными обетами миноритов были совершенная (апостольская) нищета, целомудрие, смирение и послушание, а главным занятием — проповедь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, орден Франциска принял на себя задачу помогать Церкви в устроении спасения душ человеческих. Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но дозволил ему «его товарищам заниматься проповедничеством и миссионерством (1209 г.). В 1223 г. орден торжественно был утвержден Цой папы Гонория III, причем миноритам дано было право всюду проповедовать и совершать исповедь. Вместе с тем обрадовалась и женская половина ордена. Девица Клара, из Ассизи, в 1212 г. собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 г. Франциск дал устав. По смерти Франциска (1226 г.) его орден распространился уже по всем странам Западной Европы и считал у себя тысячи монахов.
Орден Доминиканский. Он основан был — в одно время с Францисканским — одним священником и каноником в Осме (в Испании), Домиником (род. в 1170 г.). В конце XII и начале XIII в. в Римской церкви появилось много еретиков, которые нашли себе приют в южной Франции и производили здесь I большие волнения. Доминик, познакомившись в проезд через южную Францию с ее еретическим населением, решил для обращения еретиков основать специально назначенный для этой цели орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение (1215 г.), а Гонорий III утвердил устав ордена. Главным занятием ордена по этому уставу должно было быть обращение еретиков. Но Гонорий, в тех же видах утверждения католической веры, предоставил еще ордену право заниматься всюду проповедничеством и совершением исповеди. От занятия проповедью орден Доминика во время его утверждения назван был орденом братьев- проповедников, впоследствии же в честь основателя он стал называться Доминиканским. В 1220 г. Доминик в уставе своего ордена сделал существенное изменение, присоединив, по примеру францисканцев, к главным обетам братии нищенство. Вообще, орден Доминика весьма близко подходил к ордену Франциска Различие заключалось только в том, что он, сообразно своей задаче — обращать еретиков и утверждать католическую веру, принял по преимуществу ученое направление и действовал как орден ученый в среде высших сословий. По смерти Доминика (1221 г.) его орден, как и Францисканский, распространился по всей Западной Европе.
Ни один монашеский орден, за исключением впоследствии ордена иезуитов, не приобрел в Римской церкви такого важного значения, какое приобрели нищенские ордена — Францисканский и Доминиканский. Причина этого заключалась в особом, отличном от других орденов, характере и направлении их деятельности. Монахи других западных орденов, согласно своим обетам, должны были проводить жизнь вдали от общества и заботиться только о своем спасении; участия в церковных делах им не было предоставлено; даже пастырская деятельность, при посредстве которой они могли бы оказывать влияние на общество, была положительно запрещаема им папами. Ордена же Францисканский и Доминиканский, напротив, предназначены были своими основателями действовать среди общества в видах и интересах Церкви, и палы не только не препятствовали этому, но еще облегчили им выполнение такого предназначения, предоставив членам того и другого ордена широкое право повсеместной пастырской деятельности. Таким образом, францисканцы и доминиканцы заняли место в среде церковной иерархии или, лучше, составили из себя особого рода иерархию, находящуюся в непосредственном распоряжении папского престола. Благодаря такому положению в Церкви, нищенствующие монахи на первых же порах принимают живое участие во всех родах духовной деятельности. Они являются миссионерами, проповедниками, духовниками, учеными богословами и философами, профессорами университетов, советниками и агентами пап и т. п. Кроме того, доминиканцы в 1232 г., когда так называемая инквизиция предоставлена была их ордену, являются в роли судей над еретиками и вообще противниками веры и Церкви. В то же время францисканцы и доминиканцы, по крайней мере на первых порах, когда обет нищеты соблюдался ими во всей строгости, были представителями благочестивой жизни. Все это, вместе взятое, упрочило их важное значение в Церкви. К сожалению, нищенские ордена, вследствие тесной связи с папством и служения его интересам, мало-помалу уклонились от своего первоначального назначения — содействовать спасению человеческих душ. Всю свою деятельность и все свое влияние они стали употреблять исключительно на распространение »утверждение папской власти. Основной обет обоих орденов — апостольская нищета — при этом был забыт, и их строгая дисциплина сменилась, особенно в XV в., распущенностью.
Из остальных монашеских орденов Римской церкви XI- XV вв. следует упомянуть разве об ордене Августинском, появившемся в половине XIII в. и получившем привилегии нищенского ордена. К этому ордену принадлежал впоследствии Лютер.
Кроме орденов монашеских в тесном значении слова, в Западной Церкви в Средние века появились еще ордена наполовину монашеские, наполовину мирские. Это так называемые духовно-рыцарские ордена. В появлении их выразилось общее направление западной средневековой жизни, когда Церковь привлекала на служение себе все классы общества, в том числе и рыцарство. Ближайшим поводом к появлению духовно-рыцарских орденов послужили крестовые походы.
Первыми духовно-рыцарскими орденами были иоанниты и тамплиеры.
Еще задолго до Первого крестового похода граждане Амальфи основали (1048 г.) в Иерусалиме странноприимницу св. Иоанна Крестителя для призрения бедных и больных пилигримов; при странноприимнице устроено было и братство. В 1099 г., когда в Иерусалиме крестоносцами основано было христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и стали называться братьями странноприимницы св. Иоанна Крестителя или просто иоаннитами. Главную обязанность их составляли гостеприимство и уход за больными. В 1118 г. к этим обязанностям присоединилась еще обязанность защищать оружием пилигримов. Последняя обязанность вскоре сделалась главной, и иоанниты исключительно посвятили себя борьбе с неверными. Образовался, таким образом, духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий II (1130-1143 гг.) утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев; во главе же ордена стоял гроссмейстер. Учреждение ордена со специальной целью вести борьбу с неверными встречено было в Европе с сочувствием, вследствие чего в пользу иоаннитов стали делать большие пожертвования, так что они вскоре сделались богатыми собственниками почти во всех христианских странах. Но вместе с тем иоанниты отстали от прежней строгости нравов. По завоевании Иерусалима Саладином (1187 г.) иоанниты переселились в Птолемаиду, а отсюда на остров Кипр, затем на остров Родос (1309 г.), почему стали называться родосскими рыцарями. В 1522 г. турки отняли у них Родос, и с тех пор родосцы скитались по Европе, пока Карл V не отдал им в лен остров Мальту (1530 г.). Отсюда они стали называться мальтийцами.
Одновременно основан был в Иерусалиме и орден тамплиеров. Девять французских рыцарей, под начальством Гугона де Пайена, соединились в общество и приняли на себя, кроме монашеских обетов, еще обет защищать пилигримов и вести борьбу с неверными. Иерусалимский король Балдуин II, находя учреждение такого общества полезным для своего слабого государства, подарил рыцарям для жительства часть своего дворца, построенного на месте храма Соломонова или вблизи его. Отсюда рыцари получили свое название тамплиеров (храмовников). Папа Гонорий II утвердил (1128 г.) общество тамплиеров как духовно-рыцарский орден. И этот орден встретил сочувствие на Западе, и к нему так же, как и к иоаннитам, стали стекаться большие богатства. Устройство ордена тамплиеров было такое же, как и устройство ордена иоаннитов. После завоевания Иерусалима (1187 г.), а потом Птолемаиды (1291 г.) тамплиеры переселились на остров Кипр, а отсюда вскоре перешли в Западную Европу и проживали в своих богатых поместьях. Средоточным пунктом их был Париж. Французский король Филипп IV Красивый, опасаясь замыслов рыцарей прошв государства и желая отнять у них их громадные богатства, начал с 1307 г. возводить на орден страшные обвинения. Затем вскоре он конфисковал орденские имущества и направил прошв рыцарей инквизицию. Папа Климент V, проживавший в то время в Авиньене и бывший в полной зависимости от Филиппа, принужден был содействовать уничтожению ордена. В 1312 г. опекой буллой орден тамплиеров объявлен был еретическим уничтоженным.
Подобные же ордена и с подобными же задачами стали появляться и в Европе. Так, в 1202 г. основан был орден меченосцев Лифляндии.