Апостольская проповедь на русских землях[1].
Уроки для учеников 4-го класса воскресной школы.
История Христианской Церкви.
Хлеб в русском фольклоре
Хлеб всегда играл огромную роль в жизни русского человека, поэтому в нашем фольклоре всегда было множество пословиц, поговорок, примет, песен, связанных с ним. Не случайно в сборниках народного творчества произведениям о хлебе зачастую отводится целый раздел.
Во все времена люди отдавали дань важности хлеба в своей жизни, считали его даром Божьим и практически живым существом. Про него говорили: «Хлеб всему голова», «Любая пища приедается, хлеб никогда», «Хлеб везде хорош – и у нас и за морем», «Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска». Хлеб никогда не выбрасывали – из зачерствевших корок сушили сухари, крошки сметали со стола и отдавали птицам или животным.
На Руси существовало множество примет, связанных с хлебом. Так, считалось, что хлеб всегда нужно отрезать ровно, тогда жизнь у человека будет спокойная и гладкая. Хлеб всегда клали коркой вверх и ненадрезанной стороной в сторону двери, никогда не оставляли в каравае нож – все это делалось для того, чтобы хлеб всегда водился в доме, а домочадцы были здоровы.
Каравай хлеба всегда был символом семьи (именно отсюда пошло выражение «отрезанный ломоть» - человек, который навсегда покинул отчий дом и оторвался от близких родственников). Поэтому когда при выпечке хлеба он отслаивался или разламывался, это считалось предвестником раздора в семье или дальней поездки одного из ее членов.
И напоследок вспомним еще одну народную мудрость: «Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить». Действительно, все в жизни проходит и меняется, но такие извечные и простые ценности, как хлеб, всегда остаются с нами.
(Для облегчения поиска темы пользуйтесь опцией «схема документа»)
Христианская вера распространялась в пределах России с первого века по Рождестве Христовом. Провозвестником Евангелия здесь явился святой апостол Андрей Первозванный (†62). О его проповеди и истории раннего христианства на юге России свидетельствуют письменные источники, подтверждаемые археологическими данными.
Евсевий, епископ Кесарийский (†340), ссылаясь на учителя Церкви Оригена (†254), в своей «Церковной истории» (кн. 3, гл.1) пишет: «Святые Апостолы и ученики Спасителя рассеялись по всей земле. Фоме, как повествует предание, выпала по жребию Парфия, Андрею — Скифия, Иоанну — Асия...»[2].
О проповеди святого апостола Андрея Первозванного у скифов говорят также церковные писатели: святой Ипполит, епископ Римский (†202), священномученик Дорофей, епископ Тирский (†362), Софроний Палестинский (†390), святой Епифаний, епископ Кипрский (†403), и святой Евхерий Лионский (†449). Таким образом, по свидетельству ранних церковных писателей, Скифия[3] — это жребий и место апостольского благовестия святого Андрея Первозванного.
В ряду древних свидетельств характерно сообщение иерусалимского иеромонаха Епифания (нач. IX в.), который прошел по следам апостола Андрея все побережье Черного моря и всюду, от Синопа до Феодосии и Херсонеса, слышал местные предания о проповеди Первозванного апостола, видел церкви, кресты, иконы святого Андрея и другие реликвии, указывавшие на его апостольский подвиг, собрал и записал имена учеников апостола — первых епископов основанных им Церквей. Любимым городом святого апостола Андрея стал Херсонес. Там был составлен «Алфавитарь» апостолу Андрею (т. е. канон с алфавитным акростихом), о котором известно лишь из древнеславянского перевода «Сказания» иеромонаха Епифания [4]
Сведения о проповеди святого апостола Андрея на Черноморском побережье попали из некоего источника, возможно из «Сказания» Епифания, в русский летописный свод, созданный в начале XII века, — «Повесть временных лет». Заканчивая описание пути «из варяг в греки», который проходил через Русскую землю и соединял Балтийское море с Черным, составитель летописи далее говорит: «А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, — по берегам его учил, как говорят, святой Андрей, брат Петра»[5].
Разумеется, святой апостол Андрей Первозванный проповедовал не только в Скифии и скифам. Византийский писатель Никита Пафлагонянин (†873) в «Слове похвальном апостолу Андрею» говорит: «Ты, достойный всего моего почтения, Андрей, получив в удел север, с ревностью обошел иверов (грузины), савроматов[6], тавров[7] и скифов[8] и протек (прошел) все области и города, прилежащие с севера и юга Понту Евксинскому»[9]. И далее, в другом месте, продолжает: «Обняв благовестием все страны севера и всю прибрежную часть Понта[10] в силе слова, мудрости и разума, в силе знамений и чудес, везде поставив для верующих жертвенники, священников и иерархов, он приблизился к оной славной Византии»[11].
Впоследствии почитание святого апостола Андрея явилось основой церковного единства Руси и Византии[12]. В письме императора Михаила VII Дуки (1072 — 1077) князю Всеволоду (в Крещении Андрей), сыну Ярослава Мудрого, идея единства была сформулирована в следующих словах: «Духовные книги достоверные и истории научают меня, что наши государства оба имеют некий источник и корень, что одни и те же самовидцы Божественного таинства и его вестники провозгласили в них слово Евангелия»[13].
Во второй половине XI в. на Руси уже известны храмы в честь святого апостола Андрея 5 Первозванного, а в «Повести временных лет» записано сказание о посещении Руси апостолом Андреем: «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и приплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей". И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород»[14].
На месте, где стоял над Днепром апостол Андрей и где он поставил на горе в благословение Русской земле святой Животворящий Крест, была воздвигнута впоследствии церковь Воздвижения Честного Креста Господня. Она находилась вблизи нынешней Андреевской церкви в Киеве.
Затем, по свидетельству «Степенной книги», восходящему к древним новгородским преданиям, апостол пришел в землю словен, «где ныне Новгород, проповедовал здесь слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в седа Грузино, где есть ныне церковь святого Андрея»[15].
В русской историографии отношение к достоверности летописного сказания о посещении Киева и Новгорода святым апостолом Андреем Первозванным различное, но все историки сходятся на том, что апостол Андрей несомненно проповедовал в пределах России — древней Скифии или Северном Причерноморье. «Если и положены были святым Андреем в странах киевских и новгородских какие-либо начатки христианства, — пишет церковный историк митрополит Московский Макарий, — то они существовали очень недолго... И святого Апостола Андрея отнюдь нельзя считать непосредственным основателем Русской Церкви... Эту Церковь Первозванный только издали благословил в духе пророческом, утвердив на горах Киевских святой Крест — ее незыблемую опору»[16]. Историк Русской Православной Церкви И. И. Малышевский в работе «Сказание о посещении русской страны святым апостолом Андреем» пришел к такому выводу: «Есть основание для признания исторической истиной, что святой апостол Андрей Первозванный проповедовал по Черному, или Понтийскому, морю, „еже слывет Русское море". Он проповедовал и эллинам здешней Скифии, и скифам, коренным жителям страны... Среди племен этого скифского мира могли быть и славяне, предки той или другой ветви последующих русских славян. Славянская Русь, ставшая христианской через многие века после апостолов, может, однако же, иметь утешение называть своим апостолом святого Андрея Первозванного, как апостола побережий того Черного моря, „еже от древних лет слывет Русское море"»[17].
Таким образом, благовестническими трудами святого апостола Андрея Первозванного было положено основание Церкви Христовой в городах Северного Причерноморья, или в Скифии. Слушать проповедь Первозванного — ученика Спасителя могли представители всего разноязычного населения: греки, скифы, сарматы, славяне. Археологические раскопки последних десятилетий помогли открыть в Херсонесе и Танаисе древние «сионские горницы» — подземные храмы первых христиан, возможно относящиеся ко времени апостола Андрея [18].
В первом веке по Рождестве Христовом был еще один источник, откуда славянские народы черпали учение Спасителя. Апостол Павел (†67), проповедуя веру Христову в Иллирии, обращался и к славянским племенам, жившим здесь. Святой апостол от 70 Андроник (†I в.), родственник и ученик Апостола Павла, был поставлен епископом в Паннонию, где также обитали славянские племена. Предание об апостольских трудах святого Павла и святого Андроника сохранялись в народной памяти многие века.
Дух Святой, действовавший через апостольское благовестие, призывал в Церковь вчерашних язычников, и, таким образом, при ближайших учениках и преемниках святого апостола Андрея Первозванного катакомбы Тавриды полны были христиан, из «мрачных пропастей земли» устремляющихся в Небесное Царство. Святой священномученик Климент Римский был сослан в Крым императором Траяном в конце I столетия по Рождестве Христовом, и он уже тогда обрел в каменоломнях Херсонеса две тысячи верующих и сам до кончины своей (†101) устроил и наставил в учении 75 церквей-общин, продолжая апостольское делание апостола Андрея. В III—IV вв. здесь уже существовало несколько епархий: Скифская (в низовьях Дуная), Боспорская и Херсонесская в Крыму, Готфская.
Продолжателями проповеди апостола Андрея Первозванного в Северном Причерноморье были выдающиеся иерархи. На I Вселенском Соборе в 325 г. в Никее присутствовали святители: Боспорский Кадм, Херсонесский Филипп и Феофил Готфский.
На IV Вселенском Соборе в Халкидоне в 451 г. ставился вопрос об автокефалии Херсонесской Церкви. Русская Православная Церковь благоговейно творит память о деяниях святых отцов IV Вселенского Собора (18 мая). В VII Вселенском Соборе в 787 г. участвовали святители Стефан Исповедник, архиепископ Сурожский, и преподобный Иоанн, епископ Готфский.
Подвигом исповедничества в пределах нашей страны и Церкви прославились, кроме священномученика Климента Римского, святые мученики Инна, Пинна, Римма (нач. II в.)[19], священномученики Херсонесские — епископы Василий, Ефрем, Евгений, Агафодор, Елпидий, Еферий, Капитон (300— 325 гг.)[20], святой мученик Емилиан — славянин (†363), священномученик Мартин Исповедник †655) и преподобный Максим Исповедник (†662).
Церковные писатели учитель Церкви Тертуллиан 240), отцы Церкви святитель Афанасий Великий †373), святитель Иоанн Златоуст (†407), блаженный Иероним Стридонский (†420) называют Скифию, или Сарматию, в числе стран, где очень рано распространилось христианство. «Гунны изучают Псалтирь, и холода Скифии пылают жаром веры»,— сообщает в одном из писем блаженный Иероним[21]. Святитель Иоанн Златоуст в «Беседе, сказанной в церкви в честь святого апостола Павла» свидетельствует: «...и скифы, и савроматы... и поселившиеся у самых окраин Вселенной, переводя Священное Писание каждый на свой язык, философствуют об этих словесах»[22].
Великий водный путь, по которому следовал апостол Андрей Первозванный, известный позже как путь «из варяг в греки», имел большое значение для распространения христианства среди восточнославянских племен — прежде всего у словен, кривичей и полян, главными городами которых были Новгород, Смоленск и Киев. Южные восточнославянские племена — уличи и тиверцы — обитали между нижним Днестром и нижним Дунаем — по соседству с христианской греческой колонией Тирас и Скифской епархией. В VI в., по свидетельству Прокопия, епископа Кесарийского (VI в.), уличи и тиверцы совместно с дунайскими славянами совершали набеги на Византию, служили в византийских войсках. Однако в тот период христианство еще не могло прочно утвердиться среди восточнославянских племен. Одной из существенных причин этого явилось великое переселение народов, когда неисчислимые орды азиатских кочевников (гуннов, аваров и других) хлынули одна за другой через южную Россию в Европу, уничтожая следы христианства там, где оно распространилось.
Наиболее благоприятное время для проповеди Евангелия среди восточнославянских племен наступило в IX в., когда эти племена объединились, образовав единое Древнерусское государство с центром в Киеве, когда окрепли связи Киевской Руси с другими государствами, особенно с Византией.