Хронология событий, связанных с получением изображения

Рабочее спортивное движение — одна из славных страниц истории, незаслуженно забытых большинством современных левых. Некоторое пробуждение интереса к этой теме, правда, было отмечено в левой прессе летом 2012 года, в связи с обсуждением и критикой лондонской Олимпиады. Бен Льюис, автор одной из статей в британской газете Weekly Worker, с сожалением пишет о том, что слишком многие левые отрицают спорт целиком, отождествляют его с той формой, которую он приобрёл при капитализме. При таком подходе игнорируется тот факт, что спорт, как и множество других социальных явлений, отражает соотношение классовых сил в обществе и может использоваться как правящим, так и угнетённым классом в своих интересах. Именно в конце XIX — начале ХХ века, когда буржуазия прилагает усилия по контролю за свободным временем и досугом трудящихся, рабочий класс даёт отпор этому наступлению и начинает создавать собственные независимые спортивные организации, в рамках общей борьбы за обновление общества и всестороннее развитие человека.

ТЕКСТЫ

ПЕРСОНАЛИИ

НАПРАВЛЕНИЯ

ПАРАДИГМЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Художник и художественный редактор А.Н. Ткачук

Компьютерный дизайн: С.В. Чепиков Технические редакторы: Г.В. Викентьева, А.Е. Лобан

Корректор Т.Е. Кузьмина Директор-издатель С.В. Кузьмин

Подписано в печать с диапозитивов заказчика 22.12.2001. Формат 84x108 1/16. Бумага офсетная № 1. Печать офсетная. Гарнитура Тайме. Печ. л. 86,0. Усл. печ. л. 93,1.

Тираж 5030 экз. Заказ 3500.

ООО "Интерпрессервис". 220104, Минск, ул. П.Глебки, 11. Лицензия ЛВ № 488 от 12.04.2001.

УП "Книжный Дом". 220023, Минск, пр-т Ф.Скорины, 98. Тел. 263-50-58. Лицензия ЛВ № 124 от 29.01.2001.

Налоговая льгота - Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-98, ч. 1; 22.11.20.650.

Отпечатано в Республиканском унитарном предприятии "Издательство "Белорусский Дом печати'

220013, Минск, пр-т Ф.Скорины, 79.

Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 28.12.13

 

понятия

отЯН и ИНЬ, ЭОНА, АКЦИДЕНЦИИ

и ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ, DASEIN, ЭКЗИСТЕНЦИИ

до ТРАНСГРЕССИИ, РИЗОМЫ, ДИСПОЗИТИВА

отМЕТАФИЗИКИ, ОНТОЛОГИИ, ЛОГОЦЕНТРИЗМА

и ГЕНЕАЛОГИИ, АНТИ-ПСИХОЛОГИЗМА, НЕОДЕТЕРМИНИЗМА

доДЕКОНСТРУКЦИИ, НОМАДОЛОГИИ, ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

отНАТУРФИЛОСОФИИ, СХОЛАСТИКИ, НОМИНАЛИЗМА

и ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА, ФЕНОМЕНОЛОГИИ, ГЕРМЕНЕВТИКИ

до ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМА, ПОСТМОДЕРНИЗМА, AFTER-POSTMODERNISM

отЛАО-ЦЗЫ, ПЛОТИНА, КАНТА и ДИЛЬТЕЯ, НИЦШЕ, ХАБЕРМАСА до ФУКО, ЖИРАРА, ДЕЛЕЗА

от"ПИРА" ПЛАТОНА,

"РАССУЖДЕНИЙ О МЕТОДЕ" ДЕКАРТА, "НАУКИ ЛОГИКИ" ГЕГЕЛЯ

и "КРИТИКИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО РАЗУМА" САРТРА, "ФЕНОМЕНОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ" МЕРЛО-ПОНТИ, "БЫТИЯ И ВРЕМЕНИ" ХАЙДЕГГЕРА

до "ПРОЗРАЧНОСТИ ЗЛА" БОДРИЙЯРА, "ЛОГИКИ СМЫСЛА" ДЕЛЕЗА, "ПРИЗРАКОВ МАРКСА" ДЕРРИДА

 

 

Рабочий спорт был основан на ценностях, прямо противоположных буржуазному. Вместо гонки за рекордами и жесточайшей конкуренции между «избранными», при превращении зрителей в пассивную, манипулируемую националистическими лозунгами, толпу, он был направлен на обеспечение доступного физического развития для всех и каждого, воспитание классовой солидарности и интернационализма.

Возникновению рабочего спортивного движения способствовал бурный рост других организаций рабочего класса — профсоюзов, кооперативов, культурно-просветительских обществ, массовых социалистических партий в начале ХХ века. Все эти структуры позволили создать материальную базу для рабочего спорта в таких масштабах, которые кажутся немыслимыми в наши дни. Так, в Германии существовала крупнейшая в мире ассоциация велосипедистов, которую обслуживала созданная рабочими кооперативная фабрика по производству велосипедов, а общество австрийских рабочих-пловцов в одном только 1913 году организовало 100 тысяч бесплатных уроков по плаванию. Именно немецкоязычные страны, где пролетариат достиг высокой степени организованности, стали цитаделью и показательным примером рабочего спорта.

1920-1930-е годы — период наивысшего подъёма рабочего спортивного движения. В это время существовали две всемирные организации — Люцернский спортивный интернационал (ЛСИ), созданный социал-демократами, и коммунистический Красный спортивный интернационал (КСИ). По состоянию на 1931 год первый из них насчитывал 1 872 460 человек, второй — 2 277 500, из них 2 миллиона составляла советская секция. Оба Спортинтерна организовывали свои международные спортивные праздники — Рабочие Олимпиады ЛСИ и Спартакиады КСИ. И эти мероприятия были намного более массовыми, чем буржуазные Олимпиады. Так, на Рабочую Олимпиаду в Вене в 1931 году собралось около 100 тысяч участников. Для сравнения: проходившие годом позже официальные Олимпийские игры в Лос-Анджелесе собрали немногим более тысячи спортсменов.

В отношениях между КСИ и ЛСИ попытки налаживания отношений чередовались с периодами острой вражды, хотя на низовом уровне контакты сохранялись всегда. К сожалению, реальные шаги к единству были предприняты уже после того, как фашисты, пришедшие к власти в Германии и Австрии, разгромили наиболее сильные рабочие спортивные организации. В 1936 году в противовес Берлинской Олимпиаде, превращённой в пропаганду величия Третьего рейха, ЛСИ и КСИ стали совместно готовить альтернативную Народную Олимпиаду в Барселоне, столице республиканской Испании. Но она была сорвана из-за начавшегося фашистского мятежа генерала Франко, а те рабочие-спортсмены, которые успели приехать в Испанию, отправились на фронт защищать Республику и положили начало формированию Интернациональных бригад. Совместная (и последняя в истории) Рабочая Олимпиада всё-таки была проведена в следующем, 1937, году в Антверпене.

Рабочее спортивное движение, несмотря на свои выдающиеся успехи, не реализовало свой потенциал в полной мере. Серьёзным препятствием для его развития была конкуренция со стороны буржуазных спортивных клубов, которые также стали стремиться к вовлечению рабочих в свои ряды и нередко преуспевали в этом, поскольку на их стороне были слава, деньги, престиж, внимание прессы. Нередко такие клубы подчёркивали свой неполитический характер, хотя на самом деле способствовали участию рабочей молодёжи в политике, только на стороне её классовых врагов. Излишняя же политизация рабочих спортивных клубов зачастую отталкивала от них потенциальных участников.

Проблема заключалась в противоречивом характере рабочих спортивных обществ. С одной стороны, КСИ и ЛСИ были широкими, «буферными» организациями, объединявшими рабочих не по партийному, а по классовому признаку. Но политические партии и профсоюзы, за чей счёт существовали спортивные клубы, желали видеть от них ощутимую отдачу в виде притока новых сторонников. При этом способы, которыми достигалась эта цель, были весьма неуклюжими, вроде обязательной политинформации перед началом занятий. Как отмечает историк рабочего спорта Роберт Уилер, недооценивался тот факт, что спортивная организация может быть более политически эффективной, будучи менее откровенно политизированной. Зачастую именно клубы с «нейтральными» названиями, вроде общества пеших туристов «Друзья природы», имели больший успех.

Безусловно, раскол между коммунистами и социал-демократами также сыграл заметную негативную роль, ослабил рабочее движение, в том числе и спортивное, перед лицом наступавшего фашизма. Распылялись и без того скудные ресурсы, нарушалось товарищеское отношение между братьями по классу. В то же время стоит подчеркнуть, что у раскола были и объективные причины, а не только политические амбиции руководства двух Спортивных Интернационалов. В программе ЛСИ утверждалось, что «физическая культура помогает рабочему легче переносить тяготы капиталистической эксплуатации», то есть спорт должен был способствовать приспособлению рабочих к капитализму. Такая постановка вопроса не могла устроить коммунистов из КСИ. Они ставили своей целью усиление физической подготовки трудящихся масс «для того, чтобы они в качестве бойцов смогли принять участие в классовой борьбе пролетариата»[1]. Практика показала, что коммунистический подход оказался более верным в условиях роста фашистской опасности. Социал-демократические спортивные союзы, несмотря на свою многочисленность, оказались недостаточно подготовленными к такому обострению ситуации, многие из них после прихода фашистов к власти самораспустились вместо активной борьбы.

Замечательным произведением киноискусства, в котором нашёл своё отражение феномен «красного спорта», является фильм «Куле Вампе», снятый в 1932 году по сценарию Бертольта Брехта в творческом содружестве с певцом и актёром Эрнстом Бушем и композитором Гансом Эйслером. Фильм, посвящённый тяжёлому положению безработных в Веймарской Германии, был сначала запрещён цензурой за «очернительство» и коммунистическую пропаганду, а затем, после массовых протестов, всё-таки вышел на экран, но в урезанном виде.

Кульминацией фильма является сцена рабочего спортивного праздника на природе, в съёмках которой принимали участие представители таких организаций, как «Рабочий спортивный союз», «Театральное содружество рабочих» и «Хоровое общество берлинских рабочих» — в общей сложности около 4 тысяч человек. Эпиграфом к мероприятию могли бы стать строки Маяковского из стихотворения о красном спорте: «Нам необходим не безголовый рекордист — нужен массу подымающий спортсмен». В фильме показано, как это работает на практике. Здесь, действительно, нет индивидуальной погони за рекордом, но каждый стремится по максимуму проявить свои силы и вложиться в общее дело, укрепляя тем самым физическую подготовленность своего класса, а одновременно с этим и свою. На этом фоне осознают ничтожность своих личных конфликтов и проблем и снова сближаются между собой главные герои фильма — молодые рабочие Анна и Фриц. Коллективный праздник даёт силы отчаявшимся, вдохновляет неуверенных и колеблющихся. Спортивные состязания по гребле, плаванию, вело- и мотогонкам сменяются театральными сценками и пением песен, а потом — воскресный пикник, где кто-то просто общается, кто-то занимается гимнастическими упражнениями, кто-то читает и обсуждает Гегеля, лёжа на траве…

Лейтмотивом праздника и всего фильма является знаменитая «Песня солидарности»: «Вперёд, и не забывайте, в чём заключается наша сила! В голоде и в сытости не забывайте о солидарности!». Живым воплощением этой солидарности являются лодки, велосипеды и мотоциклы, купленные на пожертвования из скудных зарплат. В тексте песни подчёркивается, что спорт сам по себе не может освободить рабочий класс от нищеты и безработицы, а является лишь необходимой подготовкой к освобождению. Та же самая мысль выражена в другом произведении Брехта — «Песня о пиджаке и заплатке», которая высмеивает социал-демократов с их установкой на частичные реформы вместо революции: «Нам мало одной заплатки, нам нужен целый пиджак!».

Но диалектика заключается в том, что без этой заплатки не будет и пиджака. Борьба за конкретные экономические и социальные требования, несмотря на свою ограниченность, полезна как опыт коллективных действий — для того, чтобы рабочие смогли совершить революцию, они должны хотя бы уметь бастовать, не случайно именно из забастовки ивановских ткачей в 1905 году вырос первый Совет. То же самое относится и к сфере культуры. Как отмечает уже упоминавшийся в начале статьи автор, «класс, который проводит своё свободное время перед телевизором в качестве пассивного, изолированного потребителя… не может породить сознательное политическое движение». Именно поэтому рабочий спорт крайне важен как территория, на которой рабочие учатся самоорганизации и коллективизму и создают тем самым предпосылки не только для революции, но и строительства социалистической культуры будущего.

Казалось бы, эти идеи являются самоочевидными, особенно в нашу эпоху, когда экспансия «массовой культуры» осуществляется в гораздо больших масштабах, чем в первой половине ХХ века. Почему же сейчас рабочее спортивное движение практически полностью исчезло из общественной жизни? Об этом — в третьей, заключительной, части статьи.

 

Получение изображения ведет свое начало с камеры-обскуры, дата рождения которой теряется веках.

Одна из первых линз в камере-обскуре была установлена Джероламо Кардано(Gerolamo Cardano Cardan, 1506 – 1576) в 1550 году. Современную же историю оптической системы фотоаппарата, вероятно, следует отсчитывать от 1812 года, когда Уильям Хайд Волластон (William Hyde Wollaston, 1766 – 1828) опубликовал сообщение о применении в камере-обскуре положительного мениска – вогнуто-выпуклой линзы.

Или с 1816 года, когда Жозеф Нисефор Ньепс (Joseph Nicéphore Niepse, 1765 – 1833) применил камеру ящичного типа с простой сферической линзой и ирисовой диафрагмой

В 1818 году, занимаясь реорганизацией маяков, Огюстен Жан Френель (Augustin-Jean Fresnel, 1788 – 1827) предложил принципиально новый способ маячного освещения, использующий линзу, состоящую из отдельных примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, которые в сечении имеют форму призм специального профиля. Сегодня без линзы Френеля не обходится почти ни одна вспышка, а без нее трудно представить современный фотоаппарат. Родственные конструкции последнее время используются и в некоторых фотографических объективах.

В 1824 году Йозеф Фраунгофер (Joseph Fraunhofer, 1787 – 1826) изготовляет ахроматический телескоп-рефрактор "Большой Фраунгофер".

В 1828 году ахроматические линзы (склейка из двух линз) были использованы в ландшафтном объективе Шарлем Шевалье (Charles Chevalier, 1804 – 1859).

В 1840 году выпущена фотокамера конструкции Пьера-Армана Сегье (Pierre-Armand Séguier, 1803 – 1876) с кожаным приспособлением для наводки на фокус (масса камеры - 14 кг)

В 1840 году Йозеф Петцваль (Józeph Miksa (Max) Petzval, 1807 – 1891) разработал свой портретный объектив, который представлял собой комбинацию из пары двойных ахроматических линз, его относительное отверстие достигало 1:3,7, поле зрения 12°.

В 1841 году один из братьев Годен (Gaudin) выпустил камеру, оснащенную линзой с малым фокусным расстоянием.

В 1841 году Фойхтлендер (Peter Wilhelm Friedrich of Voigtlaender, 1812 – 1878)сконструировал конусообразную металлическую камеру для дагерротипии, снабженную портретным объективом Петцваля и укрепленную на переносном штативе (выдержка на солнечном свету - около 1 мин.)

В 1843 году Иозеф Пухбергер (Joseph Puchberger) запатентовал панорамную камеру с вращающимся объективом с ручным приводом, в котором использовались изогнутые дагерротипные пластинки длиной от 19 до 24 дюймов. Камера имела объектив с фокусным расстоянием 8 дюймов и создавала картинку с углом охвата 150 градусов.

В 1844 году Фридрих фон Мартенс (Friedrich von Martens, 1809 – 1875), немец, живший в Париже, разработал дагерротипную панорамную камеру для цилиндрически изогнутых пластин размером 4,7 х 15 дюймов, захватывающую поле зрения 150o. В 1845 году он снял дошедшую до наших дней панораму Парижа.

В 1844 году Людвиг Фердинанд Мозер (Ludwig Ferdinand Moser, 1805 – 1880) создал первый стереоскопический фотоаппарат для дагерротипии.

В 1847 году Сергей Львович Левицкий (1819 – 1898) впервые сконструировал камеру с мехами для удобства наводки на фокус.

В 1849 году Дейвид Брюстер (David Brewster, 1781 – 1868) изготовил стереофотоаппарат.

В 1851 году Уильям Генри Фокс Тальбот (William Henry Fox Talbot, 1800 – 1877) предпринял первую успешную попытку использовать электрический разряд лейденской банки для съемки быстродвижущихся объектов. А в следующем 1852 году он получил английский патент на применение растра между негативом и слоем позитивного изображения. Эту дату отметим, как первое упоминание растра в истории фотографии. В сегодняшней цифровой фотографии практически все изображения растровые.

В 1855 году Джеймс Клерк Максвелл (James Clerk Maxwell, 1831 – 1879) разработал основы аддитивного синтеза в цветной фотографии. В отличие от работ Беккереля этот метод цветной фотографии называют субъективным, относится к процессу получения, а не регистрации изображения. Получаем три изображения и регистрируем их стандартным образом.

В 1857 году Й.Петцваль и Карл Дитцлер (Carl Dietzler) выпустили первый объектив для ландшафтных съемок – ортоскоп.

В 1861 году Максвелл первый экспериментально доказал возможность передачи натуральных цветов путём аддитивного сложения трёх частичных изображений - красного, зелёного и синего.

В 1862 году Луи Дюко дю Орон (Louis Ducos du Hauron, 1837 – 1920) создал основы субтрактивного метода цветной фотографии.

В 1866 году Адольф Гуго Штейнгель (Steinhell) рассчитал универсальный апланат - симметричный объектив из двух ахроматических линз. Объектив выпускался на заводе его отца Карла Августа Штейнгеля. Формулы для расчета апланата были предложены Зейделем (Philipp Ludwig von Seidel, 1821 – 1896).

В 1868 году Л. Дюко дю Орон получил патент на изготовление снимков в натуральных цветах и в 1869 г. представил опытные образцы: он получал частичные негативы через три светофильтра основных цветов, печатал позитивные изображения пигментным способом в дополнительных цветах и, совмещая, получал многоцветное изображение.

В 1869 году Шарль Кро (Charles Cros, 1842 – 1888) опубликовал аналогичный способ цветной фотографии, разработанный им независимо от Дюко дю Орона. Описание он представил во Французскую Академию наук ещё в 1867 г.

Таким образом, хотя начало субъективной цветной фотографии (воспроизведение не цвета, а световых ощущений) можно отсчитывать и с 1855 года с работ Максвелла, но практическое воплощение она получила только к 1868 году, причем идея созрела и была независимо реализована как Дюко дю Ороном, так и Кро.

Датой рождения субъективной цветной фотографии все же стоит считать именно 1868 год. Вопрос приоритета на самом деле не очень существенен и трудно разрешим, так как в случае научной публикации рассматривают дату публикации, а в случае патента – дату не публикации, а подачи заявки. Объективная цветная фотография зародилась существенно раньше, в 1847 году, но практической реализации этой идеи еще придется ждать до 1891 года. Реализация этого метода потребовала существенно больше времени, чем субъективная цветная фотография.

В восьмидесятых годах немецкий химик Фридрих Отто Шотт (Friedrich Otto Schott, 1851 – 1935) освоил производство "нового йенского стекла" (баритовый крон, баритовый флинт, тяжелый крон), что существенно расширило возможности разработчиков объективов, и результаты не заставили себя ждать. В 1891 году по схеме, предложенной Паулем Рудольфом (Paul Rudolph, 1858 – 1935), фирмой Цейс был выпущен объектив Протар (Protar), в 1896 году – Планар (Planar) и в 1902 году – Тессар (Tessar). Трехлинзовый анастигмат типа "триплет", разработан в 1893 г. в Англии Тейлором (Harold Dennis Taylor, 18621943) для фирмы Кук (Cooke of York) .

В 1882 году С.A. Юрковский (? – 1901) изобрел моментальный затвор, а в 1883 году - затвор при пластинке (шторно-щелевой).

В 1886 – 1887 годах Вячеслав Измайлович Срезневский (1849 – 1937) создал фотоаппарат для воздушного фотографирования, съемки под водой и регистрации солнечных затмений.

В 1888 – 1889 годах Джордж Истмен (George Eastman, 1854 – 1932) разработал и выпустил камеру ящичного типа (бокс-камеру) с роликовой сенсибилизированной бумагой на 100 снимков. Это, конечно, больше относится к серебряной фотографии, однако это событие сродни изобретению пулемета: стала доступна относительно скоростная съемка, а скорострельность сегодня - одна из основных характеристик репортерского цифрового аппарата.

В 1892 году Макдоноу (Mcdonough) получил американский патент на четырёхцветный растр из окрашенных зёрен шеллака на целлулоидной подложке для аддитивной цветной фотографии.

В 1893 году Шоффур(Chauffour) разработал магниевую лампу-вспышку с электрическим поджогом, которая представляла собой стеклянный шар с магниевой проволокой, наполненный кислородом. Она использовалась Луи Бутаном (Louis Boutan)для подводной фотографии.

В 1894 году Джон Джоли (John Joly, 1857 – 1933) предложил трёхцветный растр в виде окрашенных линий, нанесённых на стеклянную пластинку, и описал способ получения диапозитива в натуральных цветах, напечатанного с негатива при съёмке через растр и рассматриваемого через тот же растр.

В 1897 году Дюко дю Орон предложил способ "трипак" в виде комбинации трёх слоёв с двумя промежуточными светофильтрами, который применяли для аддитивной цветной проекции.

В 1899 году И.Поляков взял патент на фотокамеру с автоматическим регулированием выдержки.

В 1900 году Истмен выпустил в продажу панорамную пленочную камеру с вращающимся объективом и щелевым затвором, позволявшим производить моментальные снимки.

В 1904 году А.А.Поповицкий взял патент на зеркальные объективы и фотокамеру с отражательным зеркалом.

В 1907 году братья Люмьер (Jean-Louis Lumiere, 1864 – 1948; Auguste Lumiere, 1862 – 1954) выпустили пластинки "Автохром" с трёхцветным растром из крахмальных спрессованных зерен, находящихся под эмульсионным панхроматическим слоем. Это событие относится в равной мере как к получению трех составляющих цветного изображения, так и к его регистрации, что уже является предметом истории другого процесса.

В 1913 году фабрика Педжет выпустила в продажу специальный трёхцветный растр, который прижимался к диапозитиву, напечатанному с негатива, снятого через этот растр.

В 1919 году Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 – 1944) получил английский патент на оптическую систему для получения одним экспонированием трех негативов через соответствующие светофильтры. Можно считать, что это прямой предок современной трехматричной системы, активно использующийся в видеокамерах и отдельных фотокамерах.

В 1923 году фирма "Агфа" начала выпуск пластинок "Агфаколор" с трехцветным мозаичным растром.

В 1924 году фирма "Лейтц" начала производство 35мм малоформатных фотоаппаратов.

В 1924 году фирма лондонская фирма Бек (Beck of London) изготовила объектив, известный под названием Hill Sky Lens и предназначенный для съемки одним кадром всей небесной полусферы в метеорологии и астрономии. Это был, вероятно, первый объектив Рыбий глаз.

В 1934 году введена немецкая сенситометрическая система ДИН (DIN).

В 1935 году Михаилом Михайловичем Русиновым (1909 – 2004) была предложена система с наружным дисперсионным и внутренними коллективными элементами. Им была создана серия объективов Руссар и Гидроруссар, предназначенных для подводной фотосъемки. На воздухе они имели угол зрения до 120 градусов. Возможно, то, что широкоугольные объективы разрабатывались вначале специально для подводной съемки, и привело к возникновению популярного ныне термина "Рыбий глаз". Вклад Русинова в развитие оптики оценен четырьмя Государственными премиями (1941, 1949, 1950 и 1967) и Ленинской премией (1982) за создание широкоугольных объективов 3,4 и 5 поколения для картографирования. Первая, 1941 года, - за создание объективов Руссар, в которых использовано явление аберрационного виньетирования. А последняя, в 1967 году, – за разработку широкоугольных гидросъемочных объективов.

В 1936 году в Советском Союзе выпущен первый в мире 35мм однообъективный зеркальный фотоаппарат «Спорт» (ГОМЗ), который разработал в 1935 году А.О.Гельгар. В том же году в Германии выпущена зеркальная камера Kine Exacta.

В 1939 году Гарольд Эджертон (Harold Edgerton, 1903 – 1990) изготовил вспышку на основе ксеноновой трубки и разработал метод поджига лампы-вспышки от затвора фотоаппарата.

В 1941году Дмитрий Дмитриевич Максутов (1896 – 1964) изобрел новую катадиоптрическую систему, т.е. объединяющую преломляющие и отражающие элементы, разработал менисковые системы оптических приборов, состоящие из линзовых и зеркальных оптических элементов. Он стал лауреатом Государственной премии в 1941 и в 1946 годах.

В 1946 Френк Бэк (Frank Gerhard Back, 1902 – 1983) изготовил объектив для 16 мм кинокамеры с переменным фокусным расстоянием 17,5 – 70 мм.

В 1947году введена американская система АСА, модернизированная в 1960 г.

В 1948 году Френк Бэк запатентовал объектив с изменяемым фокусным расстоянием, и основал компанию по производству панкратических кинообъективов "Zoomar". Изначально звукоподражательное слово "zoom" означало приближающийся или удаляющийся звук, жужжание.

В 1959 году Френк Бэк разработал Voigtländer Zoomar 2,8/36 – 82, - объектив с переменным фокусным расстоянием для 35 мм фотокамер.

В 1958 году Пауль Метц (Paul Metz, 1911 – 1993) выпустил вспышку Mecablitz 100 с транзисторным преобразователем постоянного напряжения. Вспышка стала практически полностью идентичной тем, которые встроены в сегодняшние цифровые аппараты.

В 1976 году выпущена согласованная автоматическая лампа-вспышка (Canon-Speedlite 155А) для фотоаппарата Canon AE-1, которая при установке в обойму функционально связывалась с камерой посредством дополнительных управляющих контактов.

В 1985 году фирма Minolta выпустила автофокусную зеркальную камеру Minolta 7000.

В 1996 году проявилась автофокусная камера Contax AX, позволявшая работать с обычными объективами. В этом аппарате перемещается вся начинка камеры относительно объектива.

В 2000 году фирма Canon анонсировала объектив EF 400 mm f:4 DO IS USM c дифракционными оптическими элементами.

В 2004 году фирма Casio создала объектив с применением оптически прозрачных керамических линз LUMICERA, производства компании Murata Manufacturing Co., Ltd. Объектив установлен в камеру CASIO EXILIM EX-S100.