Скептицизм

Эллинизм

 

 

Эллинистическая эпоха началась с середины IV в. до н.э. и просуществовала до конца периода античности, т.е. до падения Рима в 476 г. В это время развитие философии шло по двум основным направлениям. С одной стороны, продолжали существовать школы предшествующего периода (неопифагореизм, неоплатонизм, перипатеизм и т.д.), а с другой стороны, возник целый ряд новых учений (кинизм, скептицизм, стоицизм и пр.).

Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом, но, тем не менее, она изменила и преобразовала римскую культуру, оказав огромное влияние на религию, архитектуру, изобразительное искусство, литературу и т.д. Именно под влиянием греческой философии начала развиваться римская философия, хотя римляне и не создали своих, оригинальных учений, но внесли вклад в развитие греческих школ, поэтому период с I в. до н.э. по VI в. иногда называют Греко-римской философией.

На первый план в большинстве философских учений вышли этические проблемы. Но на вопрос о том, каким образом человек может достичь счастья, можно было ответить, лишь поняв, какое место он занимает в мироздании и как должен строить отношения с миром. Поэтому этика тесно была связана с учением о природе.

Коротко остановимся на основных философских направлениях.

 

Как мы уже писали, скепсис - сомнение, колебание; следовательно, скептицизм - школа, в которой преобладает идея о недостоверности всякого знания. Основоположником этого направления является Пиррон, а виднейшей фигурой римского скептицизма был Секст Эмпирик.

Пиррон (360-270 гг. до н.э.) учился у софиста Брисона, но наибольшее влияние на него оказал Анаксарх (друг Александра Македонского), с которым они вместе участвовали в походе Александра в Индию. Здесь Пиррон и познакомился с идеями индийских мудрецов.

Пиррон полагал, что ничто в действительности не является ни справедливым, ни несправедливым, ни прекрасным, ни безобразным, т.к. все это не качества вещей, а лишь человеческие установления. Но если мы не можем обнаружить свойства предметов, нам следует воздержаться от суждений, стать невозмутимыми, безмятежными.

Всякому утверждению можно противопоставить противоречащее ему, и ни одно из них не будет более истинным, чем другие (одни и те же вещи вызывают у различных живых существ и людей разные ощущения, одним они полезны, другим - вредны, восприятия у людей так же не одинаковы. Даже то, что видят сумасшедшие, не противоречит природе. Да и в разных условиях объекты воспринимаются по-разному: в воде камень кажется легче, чем в воздухе). Поэтому Пиррон и отрицал возможность познания мира, указывая, что мудрость находится в руках богов, не интересовался объяснением явлений природы.

Секст Эмпирикжил во второй половине II в., - начале III в., о нем достоверно ничего не известно, кроме того, что он был врачом. Согласно Сексту Эмпирику «скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золото ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее» [2, с. 911]. Он отрицал так же возможность существования наук, подлинно доступных человеку: «Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа обучения. Следовательно, не существует и никакой науки …» [2, с. 911].

Однако Секст Эмпирик все же утверждал, что скептики ищут истину, правда, «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности» [2, с. 911].

Словом, подводя итоги, мы можем утверждать, что, по мнению скептиков, «все лишь кажется», тем более, что ощущаемое (видимое) противопоставляется и противоречит мыслимому. Скептики - диалектики, их позиция оказывала серьезное влияние на интеллектуальную мысль древнего мира. Однако, начиная с III в., они постепенно уходят со сцены Европейской культуры, но не навсегда. Скептицизм присущ просветителям (Монтень, Бейль, Декарт, Руссо, Дидро и пр.), философии Юма (который сомневался в бытии объекта), Канта (указывающего, что существуют «вещи в себе», не данные нам, поэтому недоступные познанию. А те, что являются, на самом деле все же иные, чем нам кажется). Повлиял скептицизм и на агностиков, и на позитивистов.