Бытие имеет форму шара.
Бог весь целиком видит, весь целиком слышит, весь целиком мыслит. Он есть бесконечное и одновременно конечное, недвижущееся и непокоящееся, шарообразное, занимающее собою все бытие.
Элейская школа. Ксенофан и Парменид. Апории Зенона.
Философия Гераклита.
Пифагор Самосский (VI в)
Анаксимен (586-528)
Анаксимандр (610-546)
Милетская школа. Связь философских положений милетцев с их религиозными воззрениями. Пифагор и пифагорейский союз.
Фалес Милетский (к.VII – 1пол.VI или 625-547) – один из семи.
Труды: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астроолгия», «Астрономия»
Учился в Египте. Внес доказательность. Указал дни равноденствия и солнцестояния, ввел 365х12 календарь.
I. Начало всех вещей – вода.
II. Все в мире полно богов (магнит притягивает железо). Бог – ум космоса, космос прекраснее всего, т.к. – творение бога.
III. Теоремы (круг делится диаметром пополам; в равнобедр. ∆ углы при основании равны; при Х двух прямых верт. углы равны; 2 ∆ равны по двум углам и одной стороне).
Труд: «О природе»
Первоначало: апейрон («беспредельный»). Начало – не стихия. Всякая вещь или начало или происходит из начала, следовательно начало бесконечно – божество.
Нарисовал геогр. карту. Геоцентрист. Создал солнечные часы.
Первоначало: воздух (невидимый, бесформенный, бесконечный)
Все полно богов и бог есть душа мира.
Душа – дыхание, душа мира – воздух.
Разряжаясь воздух – огонь, сгущаясь – ветер, облака, вода, земля, камни и пр.
Путешествовал в Египте, Вавилонии, м.б.Индии.
Встречался с Зороастром (Ипполит «Опровержение всех ересей»)
Пифагорейский союз – о.Самос г.Кротон, имел большое влияние. Были философы-женщины.
Учение эзотерично, закрыто. Филолай по нужде продал три трактата Пифагора.
I. Первоначало - число –. Познание бога через математику. Музыка – часть математики. Музыка сфер (планет), в центре огонь и 10 сфер. 10 – самое совершенное число. Числа: четные и нечетные, 1 – объединяет все числа, равенство; 2 – изменчивость, неравенство; 3 –все совершенное.
II. Учение о душе. Метемпсихаст (реинкарнант). Люди не помнят воплощения. Пифагор помнит, первое его воплощение – Гермес.
III. Учение об образе жизни. Главная цель – стремление к истине, приближение к богу. Строгий режим жизни.
Пифагор – только любитель мудрости, ибо мудрец – бог.
Гераклит Эфесский (540-480) был даже базилевсом, умер от водянки, «плачущий философ». И философы, и отцы Церкви его цитируют, даже Ленин.
Труд: «О природе»: о вселенной, о государстве, о богословии.
Учение:
· о всеобщем изменении – «на входящих в те же самые реки притекают один раз одни, в другой раз – другие воды». Ночь – в день, жизнь – в смерть, боги – это бессмертные люди, люди – смертные боги.
· о противоположностях – вещи всегда несут противоположности
· о Логосе – миром управляет некий Логос. Имеет огневидную природу. Сказал фразу о Логосе вследствие презрения к толпе. «Те, кто слышали, но не поняли, глухим подобны»
· о природе – первоначало – огонь, мир через каждые 10800 лет сгорает, огонь – в воздух, воздух – в воду, вода – в землю. Космос в целом вечен.
· о человеке – душа – воздух, но имеет огневидное начало. Мудрая душа сухая, глупая – влажная. Люди спят, не знают, что делают. Для бога все прекрасно и справедливо.
«Многознание уму не научает, иначе бы оно научило бы Пифагора и Гесиода, Ксенофана и Гекатея»
Ксенофан (580-после 473). Философ, и поэт, и проповедник, филолог.
Боги греческого пантеона похожи на людей. Значит, они выдуманы людьми. Если бы у коней были боги, то это были бы боги-кони.
«Есть один только бог, меж людей и богов величайший, не похожий на смертных ни обликом, ни сознанием. Весь целиком он видит, весь сознает и весь слышит, но без труда помышлением ума он все потрясает. Вечно на месте одном он пребывает, не двигаясь вовсе, переходить то туда, то сюда ему не пристало».
Парменид.Ученик Ксенофана.
Труд: «О природе»: Путь истины («То, что есть - есть, то, чего нет, - нет», «Мышление и бытие — одно и то же»), Путь мнения.
Бытие может быть разделено на части только в том случае, если между частями бытия есть небытие. Но небытия нет. Поэтому бытие одно и множества вещей нет.
Зенон Элейский (490-430).Ученик и приемный сын Парменида.
Боролся с тираном Неархом. Был пойман и откусил ему ухо.
Доказательство Парменида от противного. Зачинатель диалектики – искусства спора.
Допуская, что движение и множественность вещей существует, мы приходим к абсурду. Апории– около 47, до нас дошло около 9.