Искусство

Фольклор. Литература и печать

 

Первой формой литературного творчества народов Урала было устное фольклорное (поэтическое) творчество. В нем башкиры, коми-пермяки, удмурты и другие народы, населявшие Урал, воспевали своих героев, в нем они клеймили своих угнетателей. Распространенным видом народного поэтического творчества были легенды и предания, которые отражали не только фантастические, но и реальные события, обраставшие мифическими подробностями. Так, у коми-пермяков сложился цикл оригинальных преданий о Пере-богатыре. Зарождение этого эпоса восходит еще к первобытнообщинному строю. Одним из ранних жанров фольклора башкирского народа был кубаир — былина о подвигах батыров отдельных родов и племен. Со временем некоторые из циклов таких былин вылились в героические поэмы, являющиеся важнейшими памятниками башкирского эпоса – былина об Урал-батыре, «Заяк-Туляк и Хыу-хлы», «Бабсак и Кусяк», «Кузы-курпес и Маяк-хыу» и др.

С XV в. поток русских поселенцев привнес произведения русского фольклора, оказавшие влияние на устное творчество местного населения. В последующее время укрепление межнациональных связей сблизили поэтическое творчество разных народов края. В это время сложились предания о борьбе Перы с внешними врагами, о его помощи русскому войску, отразившие дружбу коми-пермяков и русских. Наконец, позднейшие предания о борьбе Перы со Строгановыми отобразили антикрепостническое движение в Прикамье. Легенды были распространены и среди русских. Например, среди русского населения Вишерского края бытовали сказания о богатыре Полюде. Очень широко были распространены на Урале легенды о Ермаке.

Пожалуй, самое большое место в фольклоре края занимали песни. Многообразные — обрядовые, любовные, плясовые, солдатские, разбойничьи, исторические и т.д. — они были летописью народов, освещали их обычаи, верования, труд, особенности быта. Песни были самой чуткой и самой распространенной формой народного творчества. В песнях оренбургских и уральских казаков и башкир нашла широкое отражение и военная служба и ее тяготы. Патриотический подъем, охвативший во время Отечественной войны 1812 г. Россию, нашел свое выражение и в песнях, сложенных на Урале русскими казаками, башкирами, коми-пермяками.

Большой популярностью пользовались песни о Ермаке, который наделен чертами борца за справедливость, о Степане Разине, а с конца XVIII в. — о Пугачеве, возникшие среди казаков, горнозаводских рабочих, башкир, удмуртов и распространившиеся по всему Уралу. Свое отражение в уральском фольклоре нашла и жизнь горнозаводского населения. Тяжелейшие условия труда на рудниках и заводах, постоянная опасность, которой подвергался горнорабочий, явления, которые он не мог объяснить, создали почву для возникновения рассказов о таинственных силах: хранителе богатств подземных недр Великом полозе, «горном хозяине» или «хозяйке». Эти рассказы переплелись с рассказами о вольных людях, народных заступниках и вылились в «тайные сказы», в которых реальное сплавлялось с фантастическим.

Народ бережно хранил свои поэтические произведения. Русские и коми-пермяцкие певцы и сказители, удмуртские гусляры и башкирские сзсэны передавали их из поколения в поколение, обогащали, совершенствовали.

Уже в XVI—XVII вв. в крае сложился круг читателей, из которого выходили люди, не только переписывавшие литературные памятники, но даже создавшие оригинальные произведения. Так, например, в конце XVII в. из Орла-городка вышел литературный памятник, известный под названием «Сатир». Еще в первой половине XVIII в. производились записи уральского фольклора. В.Н. Татищев во время пребывания на Урале составил сборник «простонародных выражений». Отдельные произведения, записанные на Урале, вошли в известный сборник «Древние российские стихотворения», составленный в XVIII в. Киршей Даниловым. Несколько народных легенд и преданий записали участники академических экспедиций. В первой половине XIX в. в связи с повышением интереса к русскому фольклору производится значительное количество записей и уральского фольклора. В 30—40-х гг. записи производятся для свода песен П.В. Киреевского (около 40 текстов). Башкирский и русский фольклор Южного Урала записывает В.И. Даль, предания и песни о Пугачеве — А.С. Пушкин.

Запись и публикация уральского фольклора особенно активно ведутся в конце 50-х — начале 60-х гг. В это время фольклорные записи публикуются на страницах неофициальной части «Губернских ведомостей», они попадают на страницы смышляевского «Пермского сборника»; сказки, записанные уральским краеведом А.Н. Зыряновым, входят в известное собрание русских народных сказок А.Н. Афанасьева.

С первых лет XIX в. рассадниками литературного творчества становятся учебные заведения. В крае очень быстро распространяются такие передовые произведения, как «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Следы ранних списков бессмертной комедии ведут в Пермь и другие уральские города.

В творчестве местных литераторов нередко звучали вольнолюбивые антикрепостнические мотивы. Одним из таких литераторов был И.И. Варакин (Варокин), крепостной управляющий Верхне-Муллинского имения князей Голицыных. В 1807 г. в Петербурге вышла книга его стихов «Пустынная лира забвенного сына природы». В 1812 г. в петербургском журнале «Улей» появляется стихотворение Варакина «Глас истины к гордецам». Несмотря на предложение высокого выкупа, поэт так и не был отпущен своими хозяевами и умер в крепостной неволе.

В 20—30-е гг. жил и работал поэт-разночинец В.Т. Феонов — учитель риторики в Пермской гимназии. Доведенный до отчаяния пошлостью и жестокостью окружающей жизни, сатирик смело клеймил местные власти. По свидетельствам современников, множество стихов Феонова ходило по рукам в списках, его острого слова боялся местный чиновничий мир. В 1825 г. в журнале «Вестник Европы» было напечатано его стихотворение «К лицемеру», являвшееся острой сатирой на пермского «помпадура» губернатора Тюфяева, а по некоторым предположениям – на самого императора Александра I, который посетил Пермь в 1823 г.

В 20-х годах XIX в. в Оренбурге жил поэт участник декабристского движения П.М. Кудряшов, напечатавший в столичных журналах несколько своих повестей и стихотворений. В его творчестве большое место занимала башкирская тематика, он перевел и литературно обработал ряд башкирских песен: «Песнь башкирца перед сражением», песни о Салавате Юлаеве и др.

В 40-х—начале 50-х гг. в Перми работал известный в свое время писатель и поэт Е.А. Вердеревский, на творчество которого большое влияние оказала поэзия М.Ю. Лермонтова. В 1847 г. в Петербурге вышел его стихотворный сборник «Октавы». В 1857 г. вышло в свет его произведение «От Зауралья до Закавказья, юмористические, сентиментальные и практические письма с дороги», представляющее немалый интерес и поныне. К заслугам Вердеревского как поэта нужно отнести то, что он одним из первых воспел в своих стихах не только природу Урала, но и труд его людей.

В рассматриваемый период с Уралом, так или иначе, были связаны некоторые из крупных русских писателей и поэтов. В 1790 г. и 1797 г. по пути в ссылку и из ссылки здесь проезжал А.Н. Радищев, оставивший в своих путевых записках заметки об уральских городах. Осенью 1833 т. Южный Урал посетил А.С. Пушкин, собиравший материалы для «Истории Пугачевского бунта». Тогда же в Оренбург приехал писатель и ученый В.И. Даль, служивший некоторое время чиновником особых поручений при губернаторе. В 1837—1839 гг. в Пермской гимназии «исправлял должность» старшего учителя истории и статистики П.И. Мельников — будущий писатель Мельников-Печерский, высланный сюда из Казани. Результатом его поездок по Уралу явились «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», опубликованные в «Отечественных записках». В 1841 г. в Оренбурге побывал поэт А.К. Толстой. С 1847 по 1857 г. в Оренбургском крае находился в ссылке Т.Г. Шевченко. На Урале родились и провели свои детские годы писатель С.Т. Аксаков, известный поэт и профессор литературы Московского университета А.Ф. Мерзляков, дарование которого заметили пермские просветители конца XVIII в. и отправили продолжать обучение в столицу.

Показателем роста культуры стало возникновение типографий, которые появляются на Урале в конце XVIII в. В 1776 г. появилась первая типография в Вятке. В 1792 г. усилиями сложившегося в Перми кружка просветителей, поддерживающих связи с Н.И. Новиковым и А.И. Радищевым, была открыта типография при Пермском наместническом правлении, оборудование которой было получено из новиковской «Типографической компании».

Первой уральской книгой стал, отпечатанный в Перми, труд губернского доктора М.Л. Гамалеи «О сибирской язве и ее народном лечении, с прибавлением о скотском падеже и об осторожностях, бываемых во время падежа». А в 1796 г. в губернской типографии вышла книга П. Филиппова «Подробное описание типографских должностей с приложением о правописании объяснения, каким образом через которое время оному научиться можно», первое в России руководство по типографскому делу. В конце XVIII в. горным ведомством была создана типография в Екатеринбурге. В 1808 г. в ней была напечатана книга И.Ф. Германа «Описание заводов, под ведомством Екатеринбургского горного начальства состоящих». В 1801 г. открывается типография в Уфе.

Первой попыткой выпуска местного периодического издания на Урале нужно, по-видимому, считать выпуск «Оренбургских периодических записок», два номера которых вышли в 1832 г. С 1838 г. стали выходить «Губернские ведомости» (Пермские, Оренбургские, Вятские). Эти газеты были официальными органами губернской администрации и первоначально состояли только из части «официальной». Несколько позже, когда в них появилась и «неофициальная» часть, в «Ведомостях» стали печататься материалы по истории, географии, экономике края и т.п.

После 1861 г. в крае по-прежнему продолжали издаваться только «Губернские ведомости», которые выходили в Перми, Оренбурге и Уфе (с 1865 г.). Общий подъем общественного движения затронул и эти издания: они несколько оживляются, расширяют свои «неофициальные» отделы, начинают печатать все больше и больше материалов по истории и экономике края, на их страницах появляются и литературные произведения. В этом отношении характерен пример «Пермских губернских ведомостей», которые, борясь за читателя с появившейся частной прессой, заметно изменяются. Вместо двух раз в неделю они начинают с 1896 г. выходить ежедневно, переходят на большой формат. В газете сотрудничает ряд талантливых журналистов, главным образом либерального и либерально-народнического направления: В.А. Кандауров («Курянин»), И.Г. Остроумов, Е.Н. Косвинцев, поэт С.А. Ильин (старший брат известного писателя М. Осоргина), фельетонисты А.И. Скугарев и В.Я. Кричевский.

Частные газеты на Урале появились со значительным запозданием по сравнению со многими провинциальными городами России. Многочисленные обращения о разрешении издания газет губернская администрация, боявшаяся малейшего намека на свободомыслие, чаще всего встречала отказом. Но в 70-х гг. частная пресса все же пробила себе дорогу. В 1871 г. появляется «Уфимский листок объявлений и извещений». В 1876 г. начинает выходить общественная и литературная газета «Оренбургский листок», рассчитанная на торгово-промышленные круги. С 1879 г. — «Екатеринбургская неделя», с 1885 г. — «Деловой корреспондент» в Екатеринбурге. В 1892—1894 гг. печатается прогрессивная газета «Оренбургский край». В крае выходил и ряд других периодических изданий: «Епархиальные ведомости» (в Перми, Оренбурге, Екатеринбурге, Уфе), «Ирбитский ярмарочный листок», выпускали свои периодические издания и губернские земства, УОЛЕ и другие организации, В 1898 г. начал выходить журнал Совета съездов горнопромышленников Урала «Уральское горное обозрение».

В 60-х гг. в литературу пришли писатели-разночинцы, многие из которых вышли из провинции. В 60-е гг. развивается творчество ряда уральских писателей: Е.А. Словцовой-Камской (1830—1864 гг.), поборницы женского равноправия, выступившей с повестями «Любовь или дружба» и «Моя судьба», опубликованными в «Русском вестнике», Ф.М. Решетникова и А.А. Кирпищиковой.

Федор Михайлович Решетников (1841—1871 гг.), один из видных писателей революционно-демократического лагеря, родился в Екатеринбурге в семье почтальона. Большую часть детства будущий писатель провел в Перми. После окончания Пермского уездного училища Решетников на некоторое время переезжает в Екатеринбург, служит в уездном суде. Здесь юноша, имевший возможность непосредственно наблюдать тяжелую жизнь народа, его бесправие, впервые берется за перо. В 1861 г. Решетников возвращается в Пермь, служит в казенной палате и продолжает заниматься литературным творчеством. Его первые заметки публикуются на страницах «Пермских губернских ведомостей», он начинает работу над произведением, которое принесло ему широкую известность, — «Подлиповцы», — опубликованным в «Современнике» в 1864 г., уже после переезда писателя в Петербург. В 1865 г. Решетников побывал на Урале в последний раз: он приезжал для того, чтобы пополнить свои впечатления о жизни уральских рабочих, которым он посвятил ряд произведений: «Где лучше?», «Горнорабочие», «Глумовы».

Анна Александровна Кирпищикова (1838—1927 гг.) родилась в Полазнинском заводе в семье крепостного служителя, большую часть своей жизни прожила в Перми. Демократическая среда, в которой она жила, и пытливое наблюдение действительности позволили Кирпищиковой создать яркие произведения о жизни уральских работных людей. В 1865 г. в «Современнике» был напечатан ее первый рассказ «Антип Григорьевич Мережин». Вскоре в этом журнале и в «Отечественных записках» появляются другие ее произведения. В 1876 г. она начинает автобиографическую трилогию «Прошлое», «Недавнее», «25 лет назад», в которой с большой художественной достоверностью описывает уральский завод и его мастеровых при крепостном праве. С 1879 г. Кирпищикова сотрудничает в «Екатеринбургской неделе», печатая там свои рассказы и очерки. В конце 90-х гг. литературное творчество писательницы, жившей в очень тяжелых материальных условиях, по-видимому, совершенно прекращается.

В 70—80-х гг. XIX в. развернулось творчество самого крупного уральского писателя-демократа этой поры Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852—1912 гг.). Он родился в Висимо-Шайтанском заводе. После окончания духовного училища в Екатеринбурге и Пермской семинарии юноша, тяготившийся духовной карьерой, едет в Петербург, где поступает в Медико-хирургическую академию, а затем переходит на юридический факультет университета. Уже в студенческие годы Мамин начинает писать. В 1877 г., оставив из-за болезни университет, он возвращается на Урал, в Салдинский завод, а через два года перебирается в Екатеринбург. Писатель много путешествовал по Уралу, изучая край, накапливая материал для произведений. В печати один за другим появляются его рассказы, очерки, романы («Дикое счастье», «Горное гнездо», «Три конца»). В Екатеринбургском театре и московском театре Корша идет драма «Золотопромышленники» (1887 г.). В 1891 г. Мамин переезжает в Петербург и, пока еще свежи уральские впечатления, продолжает плодотворно работать и здесь. Из-под его пера выходят романы «Хлеб», «Золото», повесть «Охонины брови».

На Урале в это время побывал ряд видных русских писателей. Его посетили проездом Ф.М. Достоевский, К.М. Станюкович, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Г. Успенский; через Урал провезли на каторгу Н.Г. Чернышевского; в 1890 г. по пути на Сахалин в Перми и Екатеринбурге побывал А.П. Чехов; на Южном Урале некоторое время жил Н.Г. Гарин-Михайловский. В Перми около года (с сентября 1880 г. по август 1881 г.) был в ссылке молодой В.Г. Короленко, а в 1894 г. город посетил А.М. Горький.

 

 

Уже в XVIII в. в городах и заводах края прочно прижились театрализованные представления — народные драмы. Наиболее популярными из них были «Шайка разбойников» и «Царь Максимилиан». В начале следующего столетия появляются крепостные театры в вотчинах крупнейших магнатов — Строгановых, Всеволожских и др. В качестве организаторов этих театров, имевших любительский характер, выступали представители крепостной интеллигенции, получившие образование в столице и познакомившиеся там с профессиональным театром. Основной состав актеров набирался из крепостных служащих, причем долгое время женские роли исполнялись мужчинами.

В 1807 г. крепостные служители Очерского завода организовали драматический кружок. Ему было отдано пустующее здание склада, который стали называть «комедийным сараем». В этом театре ставили пьесу Капниста «Ябеда», оперу Верстовского «Аскольдова могила», оперу Матинского «Гостиный двор». В 20-х гг. XIX в. существовал театр в административном центре строгановской вотчины с. Ильинском. В 1850 г. по инициативе крепостного художника А.И. Мельникова, впоследствии известного оперного певца, был организован театр в Усолье. Крепостные труппы выезжали на гастроли и в губернский город. 3 июля 1821 г. в Перми в доме чиновника Казенной палаты В.И. Берха состоялось театральное представление, в котором участвовали актеры Очерского крепостного театра и актеры Поповы - крепостные Всеволожских.

Своеобразным музыкальным очагом на Урале в 20—30-х годах XIX в. стал Оренбург, где среди военных и ссыльных имелись любители музыки и одаренные музыканты и композиторы. Особенный подъем музыкальной культуры в Оренбурге относится к 1833—1835 гг., когда здесь жили ссыльный композитор А.А. Алябьев, В.М. Верстовский (брат известного композитора) и другие музыканты. В эти годы в городе устраивались музыкальные вечера, был организован большой любительский хор. Алябьев в оренбургский период жизни усиленно занимался композицией, здесь он написал много романсов: «Дружбы нежное волненье», «Разочарованье», «Сладко пел душа-соловушка», «Азиатские песни» (на мотивы башкирских и казахских мелодий) и др.

Начало профессиональному театру на Урале положил казанский антрепренер П.А. Соколов, известный российский театральный деятель, игравший вместе с великими М.С. Щепкиным и П.С. Мочаловым, переехавший со своей труппой на Урал в начале 40-х гг. В Екатеринбурге первый спектакль этой труппы состоялся 5 ноября 1843 г. в наскоро переделанном помещении цейхгауза при горном госпитале. В первый же театральный сезон уральская публика познакомилась с операми Верстовского «Аскольдова могила», Беллини «Невеста-лунатик» («Сомнамбула»), бессмертной комедией Н.В. Гоголя «Ревизор». Но большую часть репертуара по традиции того времени составляли мелодрамы, водевили и комедии отнюдь не самого высокого качества. В Екатеринбурге был объявлен сбор денег на постройку каменного театрального здания, проект которого был утвержден в 1845 г. Новый сезон в театре на 800 мест открыла та же труппа Соколова.

В 1849 г. было построено деревянное театральное здание в Перми, сгоревшее в 1863 г. После этого было построено новое здание, также деревянное. По крайней мере, с 1850 г. в городе выступала труппа П.А. Соколова. Основой его труппы были воспитанницы крепостного театра В.П. Тургеневой в Спасском-Лутовинове. Спектакли труппы Соколова стали большим событием в культурной жизни Перми. В 1851 г. Е.А. Вердеревский поместил в «Москвитянине» большую статью о постановке «Ревизора» с А.Д. Деклером в главной роли. Кроме того, шел «Гамлет». Летом 1854 г. актеры того же П.А. Соколова в Перми ставили спектакли «Гамлет», «Вадим», «Смерть или честь», инсценировку «Графа Монте-Кристо» и «Ревизора», полюбившегося пермской публике. Разорившуюся в 1857 г. антрепризу П.А. Соколова принял премьер его труппы В.В. Головинский (Головин), выдающийся драматический актер, талант которого ценил сам М.С. Щепкин. Театр Головинского стал работать в городе с 1861 г. В 1866 г., когда в Перми в первый раз гастролировала выдающаяся оперная певица Д.М. Леонова, труппа В.В. Головинского ставила «Гамлета» с актером Александринского театра И.И. Монаховым в главной роли. Именно спектакли Головинского пристрастили к театру Д.Н. Мамина-Сибиряка, который в то время учился в Пермской духовной семинарии. А начинающий тогда писатель Ф.М. Решетников, служивший в Пермской казенной палате, увлекшись театром, переписывал тексты ролей для актеров, написал сам несколько пьес, однако, их никогда не ставили.

Оренбург до 1856 г., когда здесь выступила труппа провинциального антрепренера Б.И. Соловьева, не видел профессиональных артистов.

После отмены крепостного права в России быстро развивается провинциальный театр, у которого в это время появляется новый, демократический зритель. Но Урал по-прежнему продолжала обслуживать в основном одна театральная труппа, включавшая в орбиту своей деятельности Пермь, Екатеринбург и Ирбит. В репертуаре театра были пьесы Шекспира, Островского, Сухово-Кобылина, однако подавляющую часть его составляли легковесные комедии и водевили.

До конца 70-х гг. Пермь имела лишь небольшое деревянное театральное здание. Городской думой было принято решение построить новый, каменный театр, для чего объявили сбор пожертвований. В короткий срок жители города собрали более 100 тыс. руб. В подписке участвовали и рабочие Мотовилихи. К весне 1878 г. здание построили. Оно стало одним из лучших в то время провинциальных театральных зданий. В качестве антрепренера в Пермский театр пригласили выдающегося деятеля русской провинциальной сцены Петра Михайловича Медведева, человека передовых взглядов, талантливого актера и режиссера. Он подобрал труппу с большим старанием; в нее вошли В.Н. Давыдов, 3.А. Рунич, И.П. Уманец-Райская, старейшая уральская актриса Е.А. Иванова, Л.В. Михайлов, М.И. Бабиков и др.

Театральный сезон 1878/79 г. имел большое значение для уральского зрителя, так как продемонстрировал образцы высокого театрального искусства. В следующем, 1879/80 г. Медведев впервые привез на Урал настоящий профессиональный оперный коллектив, с которым гастролировал по городам края. К середине 90-х гг. XIX в. Пермь и Екатеринбург превращаются в крупные периферийные театральные центры. С 1895 г. Пермь становится первым городом России, отказавшимся от частной антрепризы (театр стал муниципальным и содержался за счет городской Думы).

Развивается театр и на Южном Урале. В Уфе вместо сгоревшего деревянного здания театра в 1876 г. был выстроен новый театр, в котором выступали и профессиональные коллективы (в том числе Семенова-Самарского, в труппе которого в 1890 г. пел 17-летний Ф. Шаляпин). В Оренбурге систематически выступали профессиональные драматические и оперные труппы. Спектакли шли в здании манежа, переоборудованном в театр. В 80-х и начале 90-х гг. и в других уральских городах — Челябинске, Кургане, Троицке — появляются профессиональные труппы (как правило, небольшие и далеко не первоклассные), выступающие с опереточными и драматическими спектаклями. Большое значение для Урала имели гастроли ряда выдающихся русских артистов. Во второй половине XIX в. здесь побывали Д.М. Леонова, В.Н. Андреев-Бурлак, М.Т. Иванов-Козельский, К.А. Варламов, Г.Н. Федотова, П.А. Стрепетова, А.П. Ленский.

Кроме профессионального театра, в Перми, Екатеринбурге, Уфе и других городах устраивались оперные и драматические постановки силами любителей. Доступ в театр и на постановки привилегированных любительских кружков имели в основном «верхи» или, в лучшем случае, представители средних слоев. Между тем передовая часть уральских рабочих жадно тянулась к театру. В этом отношении большой интерес представляют самодеятельные заводские театры, которые во второй половине века существовали во многих пунктах края, причем наряду с возникшими еще до реформы появляется много новых (в Нижнем Тагиле, Березниках, Юго-Камске, Благовещенском заводе и в других местах). Эти театры, отличавшиеся большой демократичностью, пользовались успехом не только у интеллигенции, но и у рабочего зрителя.

* * *

В Перми, Екатеринбурге и Оренбурге в первой половине XIX в. имелись гарнизонные военные оркестры; в Златоусте, Екатеринбурге и Богословске — заводские казенные оркестры. Были в городах и крупных заводских поселках и отдельные группы музыкантов-любителей, иногда устраивались музыкальные вечера.

Бурный рост революционно-демократического движения в конце 50-х — начале 60-х годов вызвал к жизни новую форму просветительской деятельности — музыкально-литературные вечера. Члены только что возникшего в Перми кружка А.И. Иконникова организовали в городе зимой 1859/60 г. одиннадцать таких вечеров в пользу создаваемого Мариинского женского училища, на которых исполнялись музыкальные произведения Варламова, Даргомыжского, Россини и др. Пермская инициатива получила высокую оценку в газете «Санкт-петербургские ведомости» и журнале «Современник». В 1861—1862 гг. подобные вечера проводились в Вятке, Елабуге, Глазове.

В Перми в 60-х гг. было довольно много любителей музыки из числа местной интеллигенции. В июле 1874 г., когда в Пермь с гастролями вторично приезжала знаменитая оперная певица, ученица М. Глинки и друг М. Мусоргского Д.М. Леонова. Ее первый концерт состоялся 25 июля, а всего она выступила 9 раз. Прекрасное исполнение певицей арий из опер М. И. Глинки «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя», А. Н. Серова «Рогнеда» и «Вражья сила» покорили пермскую публику. Аккомпанировали певице пермские музыканты-любители. Приезд певицы послужил толчком к возникновению в Перми 19 октября 1874 г. музыкального кружка, своеобразной общественной филармонии. Инициатором его создания стал гласный земской управы Иван Павлович Дягилев. Он и его брат полковник Павел Павлович (отец знаменитого в будущем импресарио, организатора «русский балетных сезонов» С.П. Дягилева) стали на многие годы «старшинами» музыкального кружка и лидерами музыкальной жизни города. В октябре этого же года состоялся первый его публичный концерт. В 1889 г. кружок, насчитывавший в это время 98 членов, дал 21 концерт, на которых исполнялись произведения Глинки, Даргомыжского, Серова, Чайковского, Рубинштейна, Бетховена, Моцарта, Гайдна, Мендельсона, Гуно.

В Екатеринбурге в 70-х гг. также сложилась группа любителей музыки и пения, которая скоро превратилась в музыкальный кружок, официально оформившийся в 1880 г. Он быстро рос и к 1891 г. насчитывал уже 177 членов. Силами любителей был поставлен ряд сложных оперных спектаклей. Особое место среди его деятелей занимал С.В. Гилев — профессиональный певец, талантливый педагог и хормейстер, открывший в городе на свои средства музыкальные классы, организовавший певческую капеллу, с успехом гастролировавшую летом 1884 г. по городам Прикамья и Поволжья. С 1887 г. в Екатеринбурге систематически проводились камерные концерты.

В 1885 г. в Уфе возникает общество любителей пения, музыки и драматического искусства, которое стало играть видную роль в музыкальной жизни города.

Некоторое оживление в музыкальную жизнь Урала вносили концерты приезжих знаменитостей, которые заметно участились в 80-х — 90-х гг.

* * *

Издавна распространенными видами прикладного искусства были в крае резьба по дереву, художественная вышивка и ткачество. В связи с возникновением горнозаводской промышленности появляются новые виды прикладного искусства. Быстро развивается и достигает высокого совершенства камнерезное искусство. В первой трети XVIII в. в Екатеринбурге была устроена фабрика по обработке камня. В 1751 г. были построены новая камнерезная фабрика в Екатеринбурге и фабрика в Северске, в 1765 г.— открыт Горнощитский мраморный завод. Уральские умельцы совершенствовали технику обработки камня. Первыми произведениями уральских камнерезов были мелкие изделия из твердых пород камня. Постоянно доминирующим материалом становится мрамор, из которого приготовляется огромное количество архитектурных деталей для строящихся дворцов Петербурга и Царского Села.

Первая половина XIX в. стала периодом наивысшего расцвета камнерезного искусства на Урале. Работы русских архитекторов классической школы потребовали массу декоративных изделий. По рисункам выдающихся зодчих (К. Росси, А. Брюллова, К. Тона) и местных художников Екатеринбургская фабрика в это время изготовляет много ваз. В первой половине XIX в. на ней была освоена техника русской мозаики из малахита и лазурита. Производилась здесь и резьба то камню (глиптика).

Много разнообразных изделий было изготовлено в это время на Горнощитском заводе: камины, вазы для Эрмитажа, Петергофа и др. Значительными работами завода были памятник Ермаку в Тобольске, созданный по проекту архитектора А. Брюллова (1835 г.), и памятник П.П. Аносову в Омске, изготовленный по модели А.И. Лютина (1852 г.).

В связи с застоем уральской промышленности и общим упадком монументального декоративного искусства начинается снижение уровня камнерезного искусства в крае, почти не производится крупных работ, камнерезные предприятия в условиях капиталистической конкуренции оказываются нерентабельными. Ввиду сокращения заказов в 1858 г. был остановлен Горнощитский мраморный завод. Правда, и в это время уральские мастера создавали уникальные произведения, но общий художественный уровень камнерезных изделий оставался низким.

В пореформенный период в Екатеринбурге и его окрестностях быстро развился гранильный и камнерезный кустарный промысел. К началу XX в. здесь имелось уже 226 мастерских по обработке камня. Мастерские кустарей были узко специализированы. Вынуждаемые конкуренцией дробить свой труд на ряд отдельных операций, кустари-камнерезы из художников все больше превращались в ремесленников. Это сказывалось на художественном уровне их изделий. Тем не менее, отдельные мастера достигли высокого искусства в производстве печатей, наборных картин, художественно подобранных коллекций минералов.

Во второй половине столетия появились и кустарные изделия из мягких пород камня (ангидрита, селенита, талька, гипсового камня), которые стали вырабатывать в Осинском и Кунгурском уездах Пермской губернии. Здесь в огромных количествах изготовляли рамочки, пепельницы и различные безделушки (туфельки, сапожки, пасхальные яички), не всегда отличавшиеся высоким художественным вкусом.

Первые художественные отливки из чугуна на Урале относятся к началу XVIII в. Есть сведения, что уже в 1726 г. из Екатеринбурга в столицу было отправлено много чугунных решеток. Во второй половине XVIII — первой трети XIX в. почти на каждом заводе делались попытки освоить художественное литье, но наивысших достижений добились на Верх-Исетском, Сылвенском, Билимбаевском, Висимо-Шайтанском, Сысертском, Кушвинском, Каменском и особенно Каслинском заводах, где литье возникло во второй четверти XIX в. В это время в Каслях работал один из первых литейщиков Никита Тепляков и первый художник-профессионал по литью кыштымский архитекторский помощник М. Блинов, по рисункам которого создавались отливки. Касли становятся центром художественного литья на Урале. В 1860 г. завод получил за художественные работы малую золотую медаль Вольного экономического общества.

Однако к середине XIX в. на большинстве уральских заводов, изготовлявших чугунное художественное литье, выпуск этой продукции прекратился. Изготовлять ее продолжали лишь на заводах Кусинском и Каслинском. Каслинский завод переживает в это время настоящий расцвет. Выдающуюся роль в развитии здесь художественного литья сыграли скульпторы выпускники Академии художеств Д.М. Канаев и Н.Р. Бах, которые были художественными руководителями завода и создали ряд прекрасных моделей. Традиции, созданные ими, прочно вошли в художественную жизнь Каслей. На заводе отливали изделия, образцами для которых служили работы крупных русских скульпторов Э.М. Фальконе, Ф.П. Толстого, П.К. Клодта, мастеров каменной скульптуры Н.И. Либериха, Г.Г. Лансере, А.Л. Обера. Неразрывная связь с «большим» искусством положительно сказалась на уральском чугунном литье. Некоторые из мастеров-литейщиков, несмотря на множество препятствий, сами становились скульпторами, создавали оригинальные художественные модели. В этом отношении наибольшего внимания заслуживает творчество В.Ф. Торокина, получившего художественное образование в заводской скульптурной школе. Тайком от начальства, работая по ночам, скульптор-самоучка вылепил статуэтку «Старуха с прялкой», оказавшуюся очень правдивой и художественно выразительной. История создания этой скульптуры послужила писателю П.П. Бажову сюжетом для создания сказа «Чугунная бабушка». В.Ф. Торокин создает еще ряд скульптур, отличавшихся не только высокой техникой исполнения, но и глубоким социальным содержанием. Заводовладельцы запретили ему создавать модели, которые своей «простонародностью» претили вкусу богатых покупателей. Последние годы жизни скульптор почти не занимался творчеством.

Каслинский завод выпускал также архитектурное чугунное литье, нередко представлявшее собой подлинные произведения искусства. Так, в 1896 г. каслинские мастера по проекту архитектора А.И. Ширшова создали чугунный павильон для Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде.

Во второй половине XVIII в. на Урале (в Нижнем Тагиле, Невьянске и Верх-Нейвинске) развивается изготовление расписных лаковых железных изделий. Быстрое развитие этого ремесла и большой спрос на его продукцию объясняются не только художественной росписью, но и высоким качеством тагильского масляного лака, изобретенного живописцами Худояровыми. Уже в XVIII в. мастерство живописцев достигло высокого уровня, оно еще более совершенствуется в начале XIX в. В это время тагильские железные изделия имели очень широкое распространение по всей стране. Размеры производства были весьма велики: в 1837 г. в одном лишь Нижнем Тагиле было 30 семей, занимавшихся этим промыслом, изделий вывозилось на 225 тыс. руб. в год.

Во второй половине XIX в. тагильская лаковая живопись постепенно приходит в упадок. Ее изделия, потерявшие очень многое в художественном отношении, не находят уже спроса в европейской части страны, оказываясь не в состоянии конкурировать с произведениями жостовского промысла, соединившего лучшие черты (материал и художественные мотивы) тагильской живописи с техникой иконописания.

В Прикамье широко распространилась художественная роспись по дереву, которой украшались деревянная утварь, мебель, сани, элементы интерьера. Среди многочисленных местных декоративных росписей (очерской, верещагинско-путинской, березовской, кунгурской, суксунской и др.) своим стилевым единством и живописной манерой выделяется обвинская роспись. Основные мотивы обвинской росписи: «обвинская роза» — цветок со спирально закрученной серединой, яблоко или цветок с расходящимися вверх веточками, восьмилепестковые цветы, грозди ягод и пр. Основные элементы располагались на оси симметрии или в центре композиции. Прикамские и вятские «маляры» в своих произведениях живописно воплощали яркий мир народной фантазии.

В 1817 г. на Златоустовском заводе была пущена фабрика холодного оружия, вскоре прославившаяся своими изделиями. Заслуга создания высокохудожественных златоустовских клинков принадлежит плеяде выдающихся русских мастеров — клинковых рисовальщиков, из которых, прежде всего, нужно назвать имя Ивана Бушуева. Он первым перешагнул барьер, воздвигавшийся иностранными мастерами на пути развития русского художественного оружия, и создал выдающиеся работы (их дошло до нас около полутора десятков). Ученик Бушуева И.П. Бояршинов неоднократно получал награды за художественные клинки. Работали в Златоусте и другие крупные мастера — А.И. Бушуев, П. Уткин, Ф. Тележников.

С 60-х гг. XIX в., после длительного застоя, начинается новый подъем замечательного искусства златоустовских художников оружейников, продолжавшийся около трех десятилетий. В это время создается новый художественный стиль, не уступающий по своим достоинствам стилю основоположников этого искусства. В Златоусте вырастает целая плеяда талантливых художников, умельцев-мастеров: братья Агарковы, С.О. Серовиков, Я.Д. Варламов, М.П. Мешалкин и др., из рук которых выходит множество клинков, охотничьего оружия, бытовых предметов — портсигаров подносов и т.п., украшенных златоустовской гравюрой. Лучшие образцы их работ экспонировались на Всероссийской художественной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г.

Оригинальной формой изобразительного искусства на Урале является пермская деревянная скульптура, широко бытовавшая в крае, особенно в его северо-западной части, в течение нескольких столетий. Появление ее было обусловлено древнейшими дохристианскими верованиями коренного населения, пережитки которых стойко удерживались и после распространения христианства. Прикамское духовенство вынуждено было пойти на компромисс и допустить в уральские храмы деревянную скульптуру религиозного содержания. С течением времени «пермские боги» значительно изменились. Если в XVI—XVII вв. изваяниям была присуща некоторая суровость и аскетизм, свойственные еще языческим «истуканам» то в XVIII—XIX вв. они приобретают более реалистичный характер, в работах Д.Т. Домнина нач. XIX в. прослеживается влияние классицизма, произведения Н. Кирьянова конца столетия вызывают ассоциации с русским лубком. Уникальная коллекция деревянной скульптуры хранится в Пермской художественной галерее.

Наиболее значительными памятниками живописи XVI—XVII вв. являются иконы, которые стали распространяться в крае вместе с христианством. По своим художественным достоинствам среди икон этого времени, обнаруженных на Урале, выделяются иконы так называемой строгановской школы письма (название получила по имени заказчиков), произведения которой отличаются яркостью колорита, изяществом пропорций. Мастера Прокопий Чурин, Истома, Никифор и Назарий Савины, Емельян Москвитин, Семен Хромой создали лучшие образцы религиозной живописи «нового периода» русской истории.

В начале XVIII в. на Урале складывается оригинальный художественный жанр – горнозаводская графика. Одним из наиболее талантливых местных графиков первой половины XVIII в. был Михаил Кутузов, составлявший «заводам, рудникам и местам профили и чертежи». Он совместно с другим даровитым художником А. Ушаковым подготовил иллюстрации к книге В.И. Генина. В 1827 г. златоустовские художники, в том числе И.Л. Бояршинов, исполнили серию рисунков Златоуста.

Во второй половине XVIII — начале XIX в. во многих уральских городах и на заводах появились свои живописцы. В Нижнем Тагиле жила и работала целая династия крепостных художников Худояровых. Родоначальником этой семьи был Андрей Худояров, он и последующие Худояровы были мастерами по росписи железных лаковых изделий. Наиболее видными художниками из этой семьи были Павел Федорович, представивший на академическую выставку 1849 г. свою работу «Жертвоприношение Ифигении», Исаак Федорович, которому принадлежит картина «Гуляние на Лисьей горе», Степан Федорович, получивший образование в Италии. Темой большинства произведений Худояровых был Урал, его суровая природа. Наиболее выдающейся работой Худояровых является серия видов цехов Нижне-Тагильского завода, наполненная в 30-40-е гг.

Большинство уральских художников конца XVIII — первой половины XIX в. были крепостными. Строгановский крепостной, житель Усолья И.С. Дощенников обладал широким творческим диапазоном: писал иконы, расписывал храмы, но самым замечательным в его творчестве было обращение к изображению бытовых сцен. Замечательные портреты оброчных крестьян, крепостных служащих принадлежат кисти ильинского живописца С.П. Юшкова. Немногие счастливцы смогли освободиться от крепостной зависимости и окончить Академию художеств — это граверы И.А. Берсенев и АА. Пищалкин, живописцы Н.М. Кусков, П.В. Лодейщиков, В.П. Худояров.

Урал был родиной многих выдающихся российских живописцев. Уроженцем Шадринска был профессор исторической живописи Ф.А. Бронников, выставлявший свои произведения на академических выставках, выставках Товарищества передвижников, принимал участие в целом ряде международных выставок. Ф. Бронников расписывал храм Христа Спасителя в Москве, церкви Александра Невского в Париже и Копенгагене.

В Перми в семье потомственных иконописцев чердынского происхождения родились замечательные живописцы братья П.П. и В.П. Верещагины, представители позднего академического направления. Они учились у пермских художников И.В. Бабина и А.У. Орлова, затем продолжили образование в Академии художеств. П.П. Верещагин оставил большое количество уральских пейзажей. В 1875—1876 гг. он путешествовал по р. Чусовой и вдоль строившейся тогда Горнозаводской железной дороги, выполнил огромное количество этюдов, на основании которых в последующие годы написал около 30 полотен: «Вид реки Чусовой при пересечении мостом Уральской железной дороги», «Река Чусовая. Камень Мултык», «Речка Архиповка» и др. Верещагин первым из крупных живописцев обратился к изображению природы Урала. Полотна братьев Верещагиных находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и лучших художественных собраниях страны.

Из известной в Перми дворянской семьи происходили П.А. и А.А. Сведомские, мастера европейского академизма, закончившие Дюссельдорфскую академию. Большую часть жизни они провели в Риме, но регулярно приезжали в родовое имение Михайловский завод в Осинском уезде Пермской губернии. Павел Сведомский, исторический живописец участвовал в росписи Владимирского собора в Киеве наряду с В. Васнецовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Его брат Александр известен более как пейзажист.

Своеобразная суровая и нетронутая природа Урала привлекала к себе внимание многих пейзажистов. С Прикамьем было связано творчество одного из основоположников реалистической пейзажной живописи, выдающегося русского художника И.И. Шишкина, уроженца г. Елабуги на Каме. Во многих картинах и графических работах художника, таких, как: «На окраине соснового бора», «Пихтовый лес на Каме», «Кама», «Корабельная роща», воспета суровая красота этого богатейшего лесного края. Одновременно с Шишкиным к уральской теме обратились и другие художники. Передвижник Н.А. Ярошенко в 80—90-х гг. дважды побывал на Урале. Здесь им были написаны пейзаж «Ночь на Каме» и два произведения, изображающие рабочих: «Ожидание обеда» и «Золотоискатель».

С 1891 г. на передвижных выставках регулярно стали появляться пейзажи художника-реалиста А.М. Васнецова (брата выдающегося русского художника В.М. Васнецова), изображавшего природу Среднего и Южного Урала. Его кисти принадлежат: «Утро в Уральских горах», «Наступление ночи на Урале», «Гора Таганай», «Дебри Урала. Уренга», «Кама» и др.

В крупных уральских городах появились профессиональные художники, получившие специальное образование. В середине XIX в. в Перми работал А.У. Орлов, две работы которого хранятся в Третьяковской галерее. Учитель рисования в Пермской гимназии воспитанник Академии художеств А.С. Шанин открыл первую в городе школу рисования и живописи. Другой воспитанник Академии Н.М. Плюснин долго служил учителем рисования в средних учебных заведениях Екатеринбурга.

Большую роль в художественной жизни Урала сыграла научно-промышленная выставка 1887 г., в художественном отделе которой экспонировались картины ряда выдающихся русских художников: Перова, Айвазовского, Шишкина, Корзухина и др. Она познакомила уральскую публику с произведениями крупных мастеров; после нее в Екатеринбурге было оставлено несколько картин, переданных затем в музей УОЛЕ и послуживших впоследствии ядром для образования его художественного отдела.

Во второй половине XIX в. на Урале сложилась культурная среда, представители которой не только могли ценить искусство, но и воспроизводить его в самых высоких образцах.