РАСЧЕТ ЗУБЬЕВ НА ПРОЧНОСТЬ ПРИ ИЗГИБЕ
Расчет выполняют, сопоставляя расчетное напряжение σFmax, МПа, и допускаемое напряжение σFРmax (см. п. 3.4) и соблюдая условие
≤ ,
где σF – расчетное напряжение изгиба зубьев, МПа (см. п.6);
Т1F – исходная расчетная нагрузка, Н×м (п. 3.3.7);
Т1Fmax – максимальная расчетная нагрузка из числа действующих за весь срок службы, Н×м (рис. 3.2).
Наибольшая нагрузка (наибольший крутящий момент) определяется по циклограмме нагружения или типовому режиму нагружения. Иногда ее принимают равной крутящему моменту, создаваемому в передаче при максимальной загрузке двигателя.
·После завершения расчетов на прочность производится конструктивное оформление зубчатых колес с учетом технологических возможностей, годового объема выпуска и других факторов. Краткие сведения по конструированию зубчатых колес см. в литературе [3, с. 62-69, 361-364,367; 4, с. 162-164; 22, с. 268-271; 23, с. 288-291]. Подбор смазочных материалов осуществляют с учетом рекомендаций раздела 25. Пример оформления чертежей цилиндрических зубчатых колес показан на рис. 7.1 и 7.2.
Требования к точности обработки цилиндрических зубчатых колес приводятся в [3, с. 361-364; 24, с.472-494; 29, с. 127-132; 42, с. 406-424; 52].Предельные отклонения межосевого расстояния ±fa в передаче, в обработке и в корпусных деталях передач позволяют определить данные табл. 7.1. Ориентировочные рекомендации по выбору шероховатости поверхностей зубьев и базовых поверхностей зубчатых колес см. в приложениях 1 и 2.
Таблица 7.1
Вид сопряжения | Класс | Предельные отклонения ±fa, мкм, при межосевом расстоянии аw, мм | |||||||||
До 80 | Св. 80 до 125 | Св. 125 до180 | Св. 180 до 250 | Св. 250 до 315 | Св. 315 до 400 | Св. 400 до 500 | Св. 500 до 630 | Св. 630 до 800 | Св. 800 до 1000 | ||
А | VI | ||||||||||
В | V | ||||||||||
С | IV | ||||||||||
D | III | ||||||||||
Е, Н | II |
Примечания.1.Принятое обозначение ±fa – предельные отклонения межосевого расстояния в передаче (ГОСТ 1643-81).
2. Предельные отклонения в станочном зацеплении (при обработке зубчатых колес) ±fa £ 0,75fa; предельные отклонения межосевого расстояния корпуса зубчатой передачи faс принимают в пределах ±(0,6-0,7)×fa.
Рис. 7.1 Шестерня цилиндрическая прямозубая