Вопрос № 3. Основные украинские национальные движения и организации.

Вопрос № 2. Буржуазные реформы 60-х гг. XIX в. в Российской империи

В конце 50-х гг. XIXв.феодально – крепостной способ производства находился в состоянии глубокого кризиса. До предела обострились противоречия между старыми феодало – крепостническими отношениями и новыми прогрессивными капиталистическими производственными силами.

В Украине, которая по сути была колонией Российской империей, росло национально – освободительное движение за свою независимость. Возникла реальная угроза царизму, что заставило царское правительство готовить реформы.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Общее положение о крестьянах, освобожденных от крепостной зависимости». Права освобожденных крестьян значительно расширились. С этого время они имели право владеть недвижимостью, заниматься промыслами, торговлей. Отменялась помещичья опека над их семейной жизнью, крестьяне становились «лично» свободными. При этом сохранялись определенные остатки крепостничества: крестьяне платили подушный налог, отбывали рекрутскую повинность. Согласно реформе, крестьяне должны были выкупить землю у помещиков. Система выкупа ставила крестьянина в кабальные условия на 49 лет. Как пережиток сохранялись временно обязательные отношения и помещичье землевладение. В 1863 г. – была проведена реформа для удельных крестьян. Они получали большой надел земли и должны были сразу за него уплатить.

В 1866 г. – выработано «Положение о государственных крестьянах». Согласно него крестьяне сохраняют за собой свои усадьбы и наделы, но должны платить государству оброчную подать.

В ноябре 1864 г. проведена судебная реформа. До реформы суд был сословным, закрытым и подчинялся власти губернатора. Теперь судопроизводство проходило с участием сторон, решение принималось присяжными заседателями.

В 1870 г. было реформировано городское самоуправление. В городах создавались городские думы, члены которых избирались на 4 года. Земская реформа вводила элементы местного самоуправления. В 1862 – 1874 гг. – проведена военная реформа, реорганизована армия, проведено перевооружение и переобмундирование. В 1874 г. – введен новый устав воинской повинности. Отменена рекрутская кабала, срок военной службы сокращался до шести лет в сухопутных войсках и семь лет во флоте. В 1862, 1864г. – проведена финансовая реформа. В 1864 г. – реформа образования. Введена единая система начального, среднего и высшего образования. В целом реформы 60-70-х гг., несмотря на свою непоследовательность, половинчатость и ограниченность, имели прогрессивное значение и способствовали развитию капитализма в России и Украине. Особенностью капитализма в России была значительная роль иностранного капитала, сохранение остатков феодализма. В Австро – Венгерской империи крепостничество под влиянием революции 1848г. было устранено ранее, чем в России.

 

По мнению выдающегося немецкого мыслителя И.Г. Гердера, национальное возрождение разных народов, в том числе и украинского, включает три закономерных этапа:

· фольклорно – этнографический – сбор исторических документов, этнографических экспонатов, памяток;

· литературный – возрождение национального языка, активное внедрение его в литературу, образование, театр, зарождение научного национального языкознания;

· политический – создание политических организаций, активная борьба за национальное возрождение.

На первых этапах национально – духовного возрождения лучшие силы национальной интеллигенции защищали родной язык от нападок реакционеров.

Осуществлялись специальные экспедиции по этнографическому изучению населения различных областей Украины.

Формируются крупнейшие центры украиноведения в Харьковском и Киевском университетах, Полтаве и Одессе. Национальное движение охватило и Восточную Галичину.

Эпицентр народоведческого движения перемещается во Львов. Студенты Львовского университета, охваченные идеей межславянского единения – Маркиян Шашкевич, Иван Вагилевич и Яков Головацкий образовали в начале 30-х гг. содружество «Русская троица», цель которого – возрождение престижа родной культуры.

Под влиянием общеславянского движения «Русская троица» внесла в программные документы идею воссоединения всех украинских земель в составе будущей федерации.

Члены «Русской троицы» в 1827 г. в Будапеште издали альманах «Русалка Днестровая», где были помещены народные песни, думы, раскрывалось героическое прошлое, культура украинского народа.

Выход «Русалки Днестровой» был вызовом демократической молодежи государственной реакции, протестом против разъединённых украинских земель. Неудивительно, что власти конфисковали и изъяли весь тираж, а его авторов привлекли к судебной ответственности.

Революционные события 1848 г. политизировали национально – духовную жизнь Галичины.

Светская и низшая духовная интеллигенция 2 мая 1848 г. создала национально – политическую организацию Русская Рада, которая должна была представлять в Австрийской империи интересы населения Галичины.

В январе 1846 г. в Киеве чиновник канцелярии генерал – губернатора Николай Гулак, адъюнкт Киевского университета Николай Костомаров и студент Киевского университета Василий Белозерский создали Кирилло – Мефодиевское общество. Его программные документы: «Устав и правила общества» и «Книга бытия украинского народа» – предусматривали ликвидацию крепостного права, национальное освобождение украинского народа, политическое равноправие всех славянских народов. Тайные заседания общества проходили в непрерывных спорах о путях достижения программных целей.

3 марта 1847 г. в результате доноса царские власти арестовали членов Кирилло – Мефодиевского общества и доставили в Петербург. Царь Николай I лично утвердил приговор каждому. Наиболее жестоко он расправился с Т.Г.Шевченко, который был отдан в солдаты сроком на 10 лет с запретом писать и рисовать.

Деятельность Кирилло – Мефодиевского общества имела большое значение – это была первая попытка перейти от культурного к политическому этапу национального развития, а также – толчок к дальнейшему развитию освободительного движения в Украине.