Вопрос № 3. Возникновение казачества. Запорожская Сечь.

Берестейская уния

С момента раскола христианства в 1054 г. на православную и католическую ветви идея унии (объединения) всегда находила своих сторонников. Основным требованием католиков, в отличие от православных, было признание верховенства Папы. Целью Берестейской унии было присоединение православной церкви к католической и признание верховенства Папы Римского.

Юридическое оформление унии должно было произойти в 1596 г. в городе Бересте. Однако собор раскололся на две части: униатскую и православную. Униатская часть утвердила акт объединения церквей и создание греко-католической церкви, которая подчинялась Папе Римскому. Униатское духовенство могло получать место в сенате, освобождалось от налогов. Православный собор не признал решение униатов. Обе стороны прокляли друг друга.

После принятия унии началось наступление на православную церковь. Уния насаждалась силой. Это было форсированное поступление католицизма на укрепление земли, ополячивания украинцев. Для Польши Берестейская уния была удобной формой усиления своей власти в украинских землях.

 

Слово «казак» на письме впервые употреблено в «Тайной истории монголов» от 1240 г. в значении человека одинокого. В словаре половецком означало – страж, конвоир.

В Украине – получило значение мужественного, храброго человека, защитника своего государства, независимого от официальных властей.

Причины возникновения казачества:

· наличие огромного массива свободной земли на границе земледельческой и кочевой цивилизации;

· опыт освоения южных территорий;

· естественное стремление людей к миграции в поисках лучшего.

Необходимость возникновения казачества:

· рост большого феодального землевладения в XV веке, необходимость освоения новых земель;

· усиление феодального, религиозного и национального гнета;

· рост внешней угрозы, потребность защиты от татар и турков.

Притеснения, в том числе и со стороны поляков, заставляли и крестьян, и жителей городов бежать в необжитые степи юга Украины и заниматься колонизацией Запорожья.

Так на окраине общественной жизни постепенно сформировалась маргинальная прослойка общества – казачество.

Первые упоминания о казачестве датируются XIII в. Но как социальный слой населения оно формируется в XV – XVI столетиях.

Для защиты от вражеских нашествий казаки строили городища, оборудовали засеки на Днепровских островах.

Образование первой Запорожской Сечи историки связывают с именем Дмитрия Вишневецкого (Байды) (1516 – 1563 гг.) – одним из первых казацких гетманов. Вишневецкий выходец из великокняжеского рода Гедеминовичей. Он владел большими поместьями, занимал высокий пост старосты Каневского и Черкасского, отличался большой любовью к Украине. Во время военного похода в Молдавию казацкое войско потерпело поражение, гетмана пленили, отправили в Стамбул и там казнили.

Высшим законодательным, административным и судебным органом власти на Сечи была сечевая рада. Она же избирала войсковую старшину: кошевого атамана, есаула, писаря и т. д.

Кроме официальных органов власти, в Сечи существовало казацкое право, которое утверждало военно-административную организацию:

· 38 военных куреней;

· 5-8 территориальных палаток;

· определяло правила военных действий;

· составление договоров и т.д.

Историк Н.Костомаров назвал Сечь «христианской казацкой республикой».

На Сечи господствовала выборная система органов власти.

Глубокая религиозность – характерный признак духовной жизни Сечи. Достаточно сказать, что вступление в казачество начиналось с вопроса: «В Бога веришь?». Умирая, каждый казак отписывал церкви: икону, медаль, слиток золота или серебра.

После Хортицы (1552 – 1557 гг.) Сечь находилась на о. Томаковка, р. Базавлук (1593 – 1638 гг.), в Никитинском Роге (1638 – 1652 гг.), на р. Чертомлык (1652 – 1709 гг.).

После разрушения по приказу Петра I Старой Чертомлыкской Сечи казаки устраивают Каменную Сечь и Олешковскую. Последней на Запорожье была Новая Сечь (1734 – 1775 гг.) на р. Подпольной.

Каждая Сечь имела мощные укрепления – высокие валы, башни с бойницами. Внутри располагались курени (большое жилое помещение для казаков), канцелярия, церковь, склады, арсеналы, торговые ряды, помещения для старшины. В центре находилась площадь, на которой происходили рады.

Казачество не было однородным:

· реестровое казачество – богатые привилегированные казаки, которые находились на службе (записаны в реестр) Речи Посполитой;

· запорожское (низовое) казачество (проживали в низовьях Днепра, проживали в Запорожской Сечи);

· нереестровое казачество не имело официального статуса казаков.

Как отдельный слой со своим особым устройством, организацией, обычаями, казачество сформировалось лишь в XVI веке.

В XVI – XVIII веках необходимо отметить усиление казачества.

После подписания Люблинской унии и усиления крепостнического гнета крестьяне массово бегут на юг и юго-восточные земли, превращая казачество во влиятельную общественно-политическую силу.

Во второй половине XVI века шляхта усилила экспансию на украинские земли. В конце XVI – начале XVIІ вв. прокатились две волны народных протестов:

1-я: 1591 – 1596 гг.

2-я: 1625 – 1638 гг.

· Восстание К.Косинского (1591 – 1593 гг.) потерпело поражение;

· 1594 г. – казацко-крестьянское восстание под руководством Северина Наливайко после продолжительной борьбы потерпело поражение;

· Самойло Кишка, Петр Конашевич-Сагайдачный, который возглавил в 1621 году битву под Хотином, – оба погибли во время ведения военных действий.

Несмотря на поражения, этим предводителям казачества удалось достигнуть значительных успехов:

· поднять престиж украинского казачества;

· усилить его влияние и расширить права казаков;

· превратить казачество из временных полупартизанских формирований в регулярное войско;

· превратить казачество из военной организации в общественно-политическую, способную решать государственные проблемы;

· путем вступления всего Войска Запорожского в Киевское братство образовать союз казачества, духовенства и мещанства.

Новыми масштабными выступлениями народных масс стали крестьянско-казацкие восстания 1637 – 1638 гг. В конце 1637 г. в битве под Кумейками казацкое войско потерпело поражение.

Таким образом, две волны крестьянско-казацких восстаний к XVI – началу XVIІ вв. потерпели поражение. Основными причинами поражений были стихийность и неорганизованность. Тем не менее восстания сыграли большую роль в истории украинского народа: замедлили процессы ополячивания и окатоличивания; уменьшили феодальный гнет; авторитет казачества способствовал приобретению опыта борьбы, служил примером для будущих поколений.

В XVI – XVIІ вв. казачество также стало влиятельной силой международной жизни. Войска казаков не только защищали украинские земли от турецко-татарской угрозы, но своими походами существенно ослабили Турецкую империю и Крымское ханство. В критические моменты истории Речи Посполитой ее судьба часто зависела от казачества. Запорожцы принимали активное участие в борьбе за престол в России, Молдавии и других странах.

Одновременно не имея достаточного политического опыта, экономической базы, из-за отсутствия единства не стали политической силой международной жизни, а только помогали решать определенные государственные проблемы.