Культура Киевской Руси

1. Появление собственной письменности имела чрезвычайно важное значение для развития восточнославянской сообщества. Сохранились сообщения о том, что в XI в. восточные славяне имели собственную письменность, или «русские письмена». В частности, в произведении «Сказание о письмена »болгарского писателя Черноризца Храбра, жившего на рубеже IX-Xвека, упоминается, что до принятия христианства славяне пользовались для письма собственными «чертами и резами». Славянский просветитель Кирилл Солунский Напомним, что в начале 60-х гг IX в. он видел в Херсонесе писанные «русскими письменами »Евангелие и Псалтырь.

Подтверждение существование «русских письмен» можно найти в летописных описаниях содержаниярусско-византийских соглашений 911 и 944 гг Первый указывает на руский обычай писать духовные завещания на случай смерти, а во втором требуется, чтобы купцы, прибывали из Руси в Константинополь, имели при себе специальные грамоты ,подписаны князем.

Послевведения христианства на Руси распространилась изобретена учениками братьев-просветителей Кирилла и Мефодия азбука - кириллица. Одновременно появилась церковнославянский(Или старославянский) язык , который вытеснил из обихода более давнюю живой народный язык.

2. Устное народное и музыкальное творчество. Лучше понять духовную жизнь восточных славян позволяет устное народное и музыкальное творчество эпохи Киевской Руси. Устное народное творчество этого периода разнообразна: былины, предания, песни, загадки, пословицы, поговорки, сказки.

В былинах воспевались военные победы киевских князей и их жен. К древнейших относится группа былин о князе Владимире Красное Солнышко, который вместе с богатырями Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыня Никитич защищает Киевскую Русь от врагов.

Древнейшими среди восточнославянских народных песен обрядовые, которые возникли еще в дохристианские времена. Они связаны с празднованием наступления весны инового года, празднованием праздников урожая и солнца, обрядами свадьбы и похорон.

Загадки, пословицы и поговорки в сжатой и остроумной форме отражают жизненный опыт и мудрость народа.

К эпохи Киевской Движении относится возникновение известных всем сказок о Бабу-Ягу, Змея Горыныча, Кирилла Кожемяку, Вернигору, Котигорошка и многие другие. У них русичи высказывали свои взгляды на добро и зло, правду и неправду.

3. Развитие архитектуры и изобразительного искусства. Археологические и летописные находки свидетельствуют о высоком уровне развития архитектуры Киевской Руси.

В частности, каждый из крупных русских «градов» имел достаточно сложную для своего времени систему оборонительных укреплений. Они состояли из валов, насыпанных на деревянные клети и окруженных глубоким рвом. На валах сооружались деревянные стены с оборонительными башнями

. Анализ летописных свидетельств позволил исследователям сделать вывод, что первым каменным светской сооружением в Киеве был предположительно, дворец княгини Ольги. Первым каменным церковной сооружением Киевской Руси, как вы знаете, считается Десятинная церковь, построена на Старокиевской горе конце X в. Она стала лучшей зданием «города Владимира ». Благодаря археологическим раскопкам мы знаем, что это был большой храм ,внутреннее пространство которого перекрывалось сводами в форме креста, а летопись сообщает, что он имел много куполов. Пол был украшен мозаикой из цветного мрамора необычайной красоты, а стены расписаны фресками.

Мозаика - Изображение или узор, сделанный из отдельных, плотно подогнанных друг к другу и закрепленных на специальном растворе разноцветных кусочков стекла, мрамора, камней и т.д.

Фреска - Картина, написанная красками (водяными или на известковом молоке) на свежей сырой штукатурке.

 

В Киеве археологи также обнаружили остатки двух княжеских дворцов с продольными фасадными галереями, построенных в конце X - начале XI в.

Настоящим шедевром архитектуры Киевской Руси считается Софийский собор в Киеве. Закладывая собор, князь Ярослав оставил ему центральное и самое высокое место в «городе Ярослава ». Поэтому через которые ворота путешественник не входил в Киев, ему прежде все было видно многокупольную сооружение Софийского собора. Внешне собор отличался исключительной красотой. Это был величественный крестово-купольный храм, внутреннее пространство которого состоял из пяти нефов - продольных пространств между рядами столбов. С севера, запада и юга его окружал двойной ряд галерей, а сверху он был увенчан тринадцатью куполами.

В X – начале XI в. в храмостроительстве Киевской Руси преобладали византийские традиции. Их можно увидеть в зданиях Десятинной церкви в Киеве и Спасо- Преображенскогособора в Чернигове (1031-1036). Возведение Софийского собора стало своеобразной переходной границей и наглядной появление новых славянских традиций в архитектуре Киевской Движении.

К ярким и неповторимых явлений изобразительного искусства Киевской Руси, кроме мозаик и фресок, принадлежит иконопись.

Выводы: Письменность у восточных славян возникла задолго допринятия христианства. После крещения Руси князем Владимиром существующая системаписьма стала вытесняться кириллицей.

Исследование общего хода речевогоразвития на восточнославянской территории позволили ученым определить явления,свидетельствуют о формировании украинского языка.

К значительным достижениям культуры Русипринадлежат ее устное народное и музыкальное творчество. В них усматривают истоки современногоукраинского фольклора.

Высокого уровня развития достиглиархитектура и изобразительное искусство Киевской Руси. Русские строители ихудожники использовали в своем творчестве достижения мастеров Византии,развивая и совершенствуя их творческие приемы.