Причины и последствия феодальной раздробленности Киевской Руси
Принятие христианства
Социально-политический строй Киевской Руси
До официально принятия христианства Киевской русью оставалось еще более пятидесяти лет.
Христианство, если можно так выразиться, было следующим после язычества этапом развития религии. Оно отличалось от язычества не столько своей религиозной сущностью, сколько той классовой идеологией, которая наслоилась за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян. Христианские мессионеры не приносили с собой ничего принципиально нового; они несли лишь новые имена для старых богов, несколько иную обрядность и значительно более отточенную идею божественного происхождения власти и необходимости покорности ее представителям.
Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь(Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам (Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять христианство. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи. В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. В Новгороде тот же Добрыня, который учреждал там культ Перуна, теперь крестил новгородцев : "Путята крестил мечем, а Добрыня огнем", т.е. не так все было легко и просто. Капища древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. Идолов рубили и жгли, а киевского Перуна скинули в Днепр и проводили, отталкивая от берега, до самых порогов. На месте киевского капища была построена церковь святого Василия, именем которого был крещен Владимир. Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники корсунские и митрополит Михаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью. Есть известия, что митрополит с епископами и Анастасом-Корсуняниным, который помог Владимиру при осаде и взятии Корсуни, сопровождаемые дядей Владимира Добрыней, ходили на север крестить народ. Из Новгорода они направились к Ростову, где и кончилась деятельность первого митрополита Михаила (он умер в 991 г.). Новый митрополит, назначенный Константинополем - Леон, с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина, окончательно сокрушил там язычество. В результате христианство при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев.
Возникновение феодальной раздробленности связано с ослаблением центральной власти, с одной стороны, с усилением местной аристократической верхушки с другой. Другой причиной возникновения феодальной раздробленности является достаточно высокий уровень экономического развития различных областей государства.
Вообще, государство возникает первоначально чаще всего как реакция на внешнюю угрозу. Для этого необходим сильный лидер, который в состоянии сплотить вокруг себя наиболее боеспособную и активную часть знати.
Примерно такую картину мы видим во времена Киевской Руси. Не будем спорить варяги принесли нам государство, или оно возникло на базе местных племен. Важно, что сильная личность, которой явился Рюрик, огнем и мечом добившись единства полян, стал расширять границы, подчиняя новые народы, причем, все они были экономически и политически слабее Киева.
Теперь посмотрим на XI век, когда окончательно феодальная раздробленность Руси окончательно оформилась на Любечском съезде князей (1097 год). Несмотря на наличие такой сильной политической фигуры как Владимир Мономах, Русь распадается на ряд княжеств, причем князья сообща договариваются каждому держать «вотчину свою». Здесь мы видим, как равные экономически и политически княжества, не находят основы для объединения, и даже угроза со стороны степи не в состоянии вновь объединить Русь. А зачем? Во всех княжествах производится одно и тоже, торговать имеет смысл разве что с дальними странами, Востоком, например. Экономической основы для единства нет, аристократия в каждом княжестве желает быть главнее всех, и категорически не хочет подчиняться Великому князю. В результате мы получаем на Руси классическую феодальную раздробленность.
Ее последствия были многозначны. Для каждого отдельно взятого княжества XII-XIII века они довольно печальны. Монголо-татарам сопротивляться ни одно княжество не смогло. Но в то же время, раздробленность – необходимый исторический период в истории любой страны