Сценическая история комедий Фонвизина.
«Бригадир» проник на сцену легко, как сатирическое произведение, не переступавшее границ дозволенного.
«Недоросль» столкнулся с цензурными препонами. Понадобилось энергичное вмешательство Никиты Панина и самого цесаревича Павла, поддержавшего Панина в пику правительству Екатерины, для того, чтобы поставить «Недоросля» в театре.
(Н. Панин – чиновник Коллегии иностранных дел, возглавлял дворянскую фронду. С 1769 г. в Коллегии иностранных дел под его непосредственным руководством работал Фонвизин. Являясь секретарем Панина, он редактировал его «Рассуждение об истребившейся в России совсем всякой формы государственного направления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самих государей». Это было «Завещание» Панина своему воспитаннику – наследнику престола Павлу. В нем заключена программа дворянской оппозиции правительству Екатерины II.).
Первое представление «Недоросля» состоялось 24 сентября 1782 г. в Петербургском театре Книпера на Царицыном лугу (Марсово поле). Пьеса шла в бенефис Дмитриевского, игравшего Стародума. Актер-просветитель, он увидел в этой роли героя, несущего передовые мысли Фонвизина о социальной морали. По этим же соображениям особое актерское внимание было обращено и на образ Правдина – носителя либеральных панинских идей о правительственном контроле над помещиками в их отношении к крестьянам. Эту роль играл Плавильщиков. Примечателен был Шумский в роли Еремеевны.
Премьера имела громадный успех, и свой восторг зрители выражали метанием кошельков на сцену, что было в обычае того времени.
Так начался сценический путь «Недоросля», прочно удержавшего почетное место в репертуаре театра и закрепившего за собой славу первой русской «общественной комедии».
Русский крепостной театр – своеобразное явление русской театральной жизни. Это использование бесплатного труда крепостных для театральных затей.
Один из ранних крепостных театров был у графов Шереметевых в Кускове и Останкине (1770-е гг.). Граф Юсупов имел свой крепостной театр в селе Архангельском. В Петербурге известен крепостной театра графа Варфоломея Толстого, который посещали лицеисты Царского села.
К началу XIX в. в каждом богатом помещичьем доме был крепостной театр (опера, балет, реже – драма). Это объяснялось тем, что дворянской аристократии не нашлось места в политической жизни, но ей было важно поднять свое значение родовитостью, чтобы противопоставить себя двору. Для этой цели театр – лучшее свидетельство значимости дворянского сословия в социально-культурной жизни. Осознание этого было важно для дворянской аристократии.
Крепостные театры были в крупных городах (Петербург, Москва, Казань, Орел, Курск, Пенза и др.). Театры содержались не только в усадьбах, но и в городских домах дворянства. Наиболее широко известны крепостные театры графа Шереметева в Останкине и Кускове, князя Юсупова в Архангельском, графа Ворфоломея Толстова в Петербурге и др.
Нередко оформление спектаклей в крепостных театрах превосходило императорские театры. Крепостные актеры нередко были выдающимися мастерами. Прасковья Жемчугова вошла в историю театра как исполнительница в комических операх. По таланту она сопоставима с европейскими знаменитостями. Прожила она недолгую жизнь: выйдя замуж за молодого графа Н.П. Шереметева, она оставила сцену, и вскоре после рождения сына она умирает от чахотки. Но эта судьба – исключение. Обычно крепостным актерам, особенно актрисам, приходилось тяжело: их использовали для отнюдь не театральных увеселений господ, строго наказывали за провинности, ослушания, подвергали унижению. Типическую биографию крепостной актрисы рассказывает Лесков в повести «Тупейный художник», построенной на материалах, связанных с деятельностью крепостного театра графа Каменского. О другой трагической судьбе крепостной актрисы рассказывает Герцен в повести «Сорока-воровка», записанной со слов М.С. Щепкина.
О помещичьем театре, о крепостном актере в той или иной мере говорит большинство произведений, затрагивающих бытовой уклад дореформенной России, потому что именно крепостной театр с трагической судьбой крепостной интеллигенции давал необычайно яркий материал для общей характеристики крепостнической России.
Но история театра знает еще одно великое имя крепостного актера – это Михаил Семенович Щепкин. Его творческая жизнь началась в крепостном театре графа Волькенштейна. Ему «повезло» со своим хозяином: граф давал своим крепостным актерам образование, обеспечивал посещение спектаклей других крепостных театров. Он отпустил молодого актера Щепкина «на оброк»: работать в провинциальном театре. А с 1824 г. и до конца его дней была связана с Московским императорским Малым театром. Поступил он в Малый театр еще будучи крепостным. Лишь спустя несколько лет он выкупил себя и своих родных из крепостной неволи.
В целом же крепостной театр – чисто русское явление: домашнее развлечение богатых помещиков, использующих бесплатный труд и талант своих крепостных, бывших, по сути, рабами своих господ.
Крепостной театр в России существовал сравнительно недолго; ко второй половине XIX века он уже изжил себя, дав начало русскому провинциальному театру. Распад феодально-помещичьего уклада в результате развития капиталистических отношений сопровождался быстрой деградацией крепостного театра. Предприимчивые помещики заключали сделки с провинциальными антрепренерами, передавая им в распоряжение свои крепостные театры и получая взамен ложу на весь сезон. Крепостные актеры получали возможность отлучаться в провинциальные театры на заработки. Так постепенно происходило перерождение крепостных театров в провинциальные, предпринимательские.
Таким образом, русский театр, не пройдя всех этапов самообразования от фольклорных и обрядовых форм, как это было в других театральных культурах, в конце XVII столетия соприкасается с уже сложившейся западноевропейской театральной системой. Восприняв европейскую театральную культуру, русский театр, тем не менее, не утратил своей самобытности, идущей от театрально-фольклорных элементов.
«Заимствуя» европейский театр, Россия, однако, сразу же предъявляет ему свои требования. С первых шагов русский профессиональный театр становится органическим явлением русской общественной жизни. Общественная актуальность репертуара позволяла рассматривать русский театр как явление политическое.
За два столетия русская классическая драматургия получает мировое признание и начинает играть заметную роль в дальнейшем развитии европейской театральной жизни.
Использование в XVIII веке классицистских трагедий, родившихся во Франции, дало повод говорить о «подражательном» характере русской классицистской драматургии, что за русскими пьесами стоят западноевропейские «оригиналы». Однако обращение к французскому репертуару не означало копирования. Русская драматургия всегда была связана с русской государственной, общественной и политической жизнью, даже если в основе пьес и были западные оригиналы. Русская классицистская трагедия основывалась не на мифологических сюжетах, а на русской истории; она была проникнута патриотическим духом. А «комическая опера», популярная в конце XVIII века, целиком построена на национальных мелодиях, на русской народной песне. Она была совершенно самобытной.