Культура и театр русского средневековья

РУССКИЙ ТЕАТР ОТ ИСТОКОВ ДО КОНЦА XVIII ВЕКА

Вопросом об истоках русской культуры задавались многие мыслители. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский пытался осмыслить истоки особенностей русского национального характера. Он отмечал: «Лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, заменяя русскому человеку горы и замки. Но лес всегда был тяжел для русского человека… он никогда не любил своего леса… И древнерусский человек населил лес всевозможными страхами… Не менее важна для русской ментальности и степь…своим простором она воспитала в древнерусском южанине чувство шири и дали… Но степь заключала в себе и важные исторические неудобства… Она была вечной угрозой для Древней Руси…» (В.О. Ключевский. «Курс русской истории»). Но многочисленные реки приучили русских к общительности, воспитали дух артельности, предприимчивости. Они не только поили и кормили, но и соединяли разбросанных на большой территории людей, а также способствовали общению с другими народами. И трудной задачей было оформить, организовать эту необъятную землю.

Русская культура обладает некой двойственностью: в ней сталкиваются и приходят во взаимодействие Восток и Запад. И, как отмечал Н. Бердяев, «русский народ не есть чисто европейский и не чисто азиатский народ… И всегда в русской душе боролись два начала – восточное и западное».

Своеобразная «пограничность» русской культуры изначальна, и именно она вела ее путем взлетов и падений, творческих озарений и трагических катаклизмов.

Что же качается русской театральной культуры, то процесс ее формирования протекал стремительно.

Русский театр делал свои первые шаги в ту пору, когда испанский театр прославился такими именами как Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молина, на английской сцене шли блестящие трагедии и комедии Шекспира, а на французской сцене снискали славу Корнель, Расин, Мольер.

Но пройдет всего только два столетия, и русская классическая драматургия получит мировое признание, начнет играть ведущую роль в дальнейшем развитии всей европейской театральной жизни.

Русский театр не прошел всех стадий самообразования из фольклорных обрядовых форм, как это имело место в некоторых других театральных культурах. В конце XVII века Россия соприкасается с уже сложившейся западноевропейской театральной системой и многое заимствует. Но это заимствование не было явлением слепого подражания. Государственные интересы требовали, чтобы Россия на определенном этапе своего развития встала на путь освоения передовых европейских достижений в самых различных областях.

С первых шагов своего существования русский театр стал органическим явлением русской общественной жизни.

 

 

Русское средневековье охватывает длительный период – со времени возникновения Киевской Руси (IX в.) до XVII в., когда в условиях господства феодальных производственных отношений началось становление капиталистического рынка. Процесс перехода к буржуазным отношениям в России затянулся, в социально-экономической сфере долго сохранялись пережитки средневековья – крепостное право (до второй половины XIX в.) и самодержавие (до начала ХХ в.).

К числу наиболее характерных черт средневековой культуры вообще и русской в частности относится сильное влияние религии на все ее сферы. В условиях длительной борьбы двух укладов – патриархального и феодального – имела место и борьба двух форм религиозного мировоззрения – языческого и христианского (период двоеверия). А отсюда следовала противоречивость и двойственность всей русской культуры.

Существенными чертами средневековой культуры являлись также традиционализми локальность(замкнутость), они соответствовали господству консервативных форм хозяйствования и разобщенности людей и земель, характерной для средневекового натурального хозяйства.

Авторитарность мышления средневекового общества – тоже характерная черта и очень живучая в России.

В художественно-эстетической области русская средневековая культура отличалась высокой духовностью, которую Русь унаследовала от Византии и «обострила» в соответствии со своими потребностями, сформировавшимися в дохристианскую эпоху.

Наконец, важнейшей чертой культуры средневековья является ее символичность: книжность и живопись, зодчество и фольклор – весь мир культуры полон символов и их толкований.

Следование канону – также существенная черта средневекового искусства.

Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений, верований и обрядов на протяжении многих тысячелетий. Термином «язычество» обозначают целый круг явлений, которые входят в понятие «ранние формы религии». Особенность язычества в том, что новые верования не вытесняют старые, а наслаиваются на них.

В развитии славянского язычества различают три этапа.

На первом этапе славяне поклонялись злым и добрым духам (упырям и берегиням), управляющим стихиями (водными источниками, лесами и т.д.). Люди верили, что божество живет в различных предметах или явлениях, что животные и даже растения имеют бессмертную душу.

На втором этапе славяне поклонялись Роду и рожаницам. Род – это древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы – божества благополучия и плодородия. Род распоряжался дождем и грозой, с ним у славян связаны источники воды на земле, а также подземный огонь. От Рода зависел урожай, поэтому слово урод означало урожай (уродилось). Праздник Рода и рожаниц – это праздник урожая. Род, по представлениям древних славян, давал жизнь всему живому, отсюда – целый ряд понятий: народ, природа, родня и др. С основанием в Киеве единого пантеона языческих Богов, а также во времена двоеверия значение Рода снизилось – он стал покровителем семьи, дома.

На третьем этапе славяне молились Перуну, т.е. сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почиталсяБогом грозы.

В доперуново время важнейшимиБогами считались следующие:

Сварог – Бог неба и небесного огня. Его сыновья – Сварожич– бог земного огня и Даждьбог – Бог солнца и света, податель всех благ. Другими солнечными Богами, которые у разных племен носили разные имена, были – Ярило, Хорс.Имена некоторых Богов связывают с почитанием солнца в разные времена года – Коляда, Купало, Ярило.

Стрибог считался Богом воздушных стихий (ветра, бурь и т.д.). Велес (Волос) являлся покровителем скота и Богом богатства, вероятно, потому, что в те времена скот был основным богатством. В дружинной среде Велес считался Богом музыки и песен, покровителем искусства (в «Слове о полку Игореве» легендарный певец Боян назван велесовым внуком). Культ Велеса был распространен во всех славянских землях. Спутницей Велеса, по народным преданиям, была Богиня Мокошь (Макошь, Мокоша, Мокша). Она считалась Богиней плодородия, покровительницей женщин, домашнего очага и хозяйства. Даже после принятия христианства женщины еще долго поклонялись Мокоши.

Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы – жрецы языческой религии – молились, совершали различные обряды, приносили жертвы Богам.

Осознавая значение религии для укрепления княжеской власти и государственности, Владимир Святославич (с 969 г князь новгородский, с 980 г. – великий князь киевский) в 980 г. попытался реформировать язычество, придав ему черты монотеистической (т.е. единобожной) религии. В пантеон Богов, единый для всей Руси, были включены Боги, наиболее почитаемые всеми племенами. Главное место в иерархии Богов было отдано Перуну. Но реформированное язычество сохраняло первобытное равенство Богов, не способствовало формированию новых форм морали и права, которые изменялись с изменениями в общественно-политической сфере.

Языческое мировоззрение нашло свое художественное выражение в народном творчестве еще в дохристианскую эпоху. Позднее, в период двоеверия, языческая традиция, гонимая в сфере официальной идеологии и искусства, нашла свое прибежище в фольклоре, прикладном искусстве. Взаимовлияние языческой и христианской традиций в домонгольский период способствовало «обрусению» византийских художественных норм и созданию самобытной культуры средневековой Руси.

С незапамятных времен развивалась устная народная поэзия древних славян. Заговоры и заклинания (охотничьи, пастушеские, земледельческие и др.), пословицы и поговорки, отражающие древний быт; загадки, часто хранящие следы древних магических представлений; обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарем; свадебные песни и похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. С языческим прошлым связано происхождение сказок.

Особое место в устном народном творчестве занимали «старины» – былинный эпос. Былины киевского цикла, связанные с Киевом, с Днепром–Славутичем, с князем Владимиром Красно Солнышко, богатырями, начали складываться в X – XI вв. В них по-своему выразилось общественное сознание целой исторической эпохи, отразились нравственные идеалы народа, сохранились черты древнего быта, событий повседневной жизни.

Устное народное творчество явилось неисчерпаемым источником образов и сюжетов, веками питающих русскую словесность, изобразительное искусство, музыку.