Драматургия Шиллера.
Ранний период творчества характеризуется тремя пьесами. Над «Разбойниками» Шиллер начал работать еще в академии. В 1781 г. он тайно перебрался через границу в соседнее герцогство и там, в Мангейме, предложил пьесу театру. Премьера состоялась в январе 1782 г., она стала торжеством Шиллера. А виновник торжества, досидев в зале до конца спектакля, должен был вернуться обратно в Штутгарт. Его тайный вояж окончился благополучно. Ему захотелось побывать и на втором спектакле. Но тут судьба его наказала: о самовольной отлучке и о недозволенном сочинительстве стало известно герцогу. Шиллер был наказан гауптвахтой, и ему было запрещено писать что-либо, кроме медицинских сочинений. Пришлось снова тайно перебираться через границу, чтобы не возвращаться до самой смерти герцога.
В Мангейме его встретили не без опаски. Две пьесы – «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь» – были приняты к постановке только тогда, когда выяснилось, что герцог не собирается преследовать автора пьес. Премьеры состоялись в 1784 г. «Заговор Фиеско» имел средний успех, а «Коварство и любовь» – колоссальный. Но этот успех перепугал директора театра, и Шиллеру пришлось уехать из Мангейма. На этом закончился ранний период творчества Шиллера.
Эти три пьесы Шиллера наделены пафосом страстей, что было характерно для литературного движения «Буря и натиск». Это движение в Германии 70-х годов отразило рост недовольства феодальными порядками. Его представители отвергали пассивность и смирение, требовали изображения ярких, сильных страстей. От театра они требовали героики, высоких страстей и деяний. Они выступали против подражательной культуры высших сословий, противопоставляя ей традиции национального искусства.
Борясь против канонов классицизма «бурные гении» обращались к Шекспиру, трагедии которого их привлекали глубокой жизненной правдой, мощью характеров, стремительностью и свободой сценического действия.
Это движение сыграло значительную роль в формировании национальной немецкой драматургии, обогатив ее новым демократическим содержанием, новыми художественными средствами.
В драме «Разбойники» – история двух братьев, Франца и Карла Мооров. Франц – подлый лицемер, но он пользуется расположением своих близких. А Карл, человек честный и пылкий, попадает в положение изгнанника. Франц оклеветал Карла. Лишенный отцовского расположения и наследства, он становится разбойником. Со своей шайкой он наводит страх на угнетателей. Несправедливо нажитое переходит с его помощью от богачей к беднякам.
Народные легенды о справедливом разбойнике соединились здесь с идеалом свободной личности, проповедуемом деятелями «Бури и натиска». Свободная личность, попирающая все законы. Но у Шиллера образы братьев сложные. Его Франц Моор не только корыстный, честолюбивый, он – прямой представитель феодального угнетения. С точки зрения гуманизма, он злодей и преступник. Но с точки зрения феодального общества, он осуществляет свои права. Значит, чтобы утвердить человечность в обществе, нужно попрать законы этого преступного общества. Отсюда следует призыв к бунту.
А судьба Карла Моора? Став разбойником, пускай свободным и благородным, Карл вынужден подчиняться законам своего ремесла. Не только шайка следует за ним, у него самого есть обязательства перед шайкой. А это – грабители, насильники, корыстолюбцы. Ими отнюдь не руководят те идеальные побуждения, которые одушевляют Карла Моора. Так, при всём желании утвердить справедливость Карл оказывается вовлеченным в преступления перед людьми. Осознав это, он отдаёт себя в руки правосудия.
Действие трагедии«Коварство и любовь»происходит в современности, обстановка конкретна, персонажи выращены социальной средой. Подобно «Эмилии Галотти» Лессинга, эта пьеса о вмешательстве деспотической власти в личную судьбу человека, о покушении на права личности. Шиллер показал человека, внутренне скованного обществом. Деспотизм и тирания стали обычаем. Человеческие чувства не ставятся ни во что. Политическое значение этой трагедии исключительно велико.
Музыкант Миллер, отец Луизы, – человек, живущий по нормам людей своего сословия. Он не в силах переступить порог сословного неравенства. Это не вина его, а беда. Тем большее значение приобретает его протест. Если такой покорный судьбе, как Миллер, возмущается обществом, значит, общество до конца бесчеловечно.
Луиза, дочь его, – натура от природы свободолюбивая, глубоко чувствующая. Но и она из сословия придавленного, не привыкшего к политической самостоятельности. Она отказывается бежать с Фердинандом, ибо тем самым «будет поколеблен предустановленный порядок вещей».
Её возлюбленный Фердинанд, напротив, принадлежит к сословию, привыкшему к независимости. Он бросает вызов миру коварства и зла. Но Фердинанда и Луизу разделяет разный взгляд на мир. Он не способен понять, что бегство для неё невозможно. В этом зерно конфликта между ними, завершившегося смертью обоих.
Период творческой зрелости. Высшим достижением Шиллера-реалиста была трагедия «Мария Стюарт» (1801). Сам Шиллер называл ее аналитической драмой. Автор здесь не показывает всю цепь событий, а анализирует их результаты. Действие пьесы сконцентрировано в коротком промежутке времени, когда всё уже достигло своего апогея, то есть кульминацию событий, начавшихся далеко за пределами пьесы.
Действие пьесы начинается в период, когда Мария Стюарт, бывшая королева Шотландии, уже находится в плену у английской королевы Елизаветы Тюдор. Позади осталась долгая история государственной борьбы и интриг. Сейчас должен решиться вопрос жизни и смерти Марии. Остались считанные дни. Но они по значению своему стоят всех прожитых лет. В них будет подведён нравственный итог двух жизней – Марии и Елизаветы.
Права Елизаветы на трон, как известно, подвергались сомнению, и Елизавета понимала, особенно в начале своего царствования, что она остаётся на троне до тех пор, пока выражает интересы народа. Поэтому Шиллер отделяет Елизавету как политическую фигуру от Елизаветы-женщины. Он показывает, что вся ее прогрессивность – это невольно выражаемая прогрессивность народа. Сама же она – существо низменное, жестокое, лицемерное.
Иначе обстоит дело с Марией. Историческая Мария Стюарт была знаменем контрреформации. Её поддерживали все реакционные силы Европы. Но Шиллер и здесь разделяет женщину и монархиню. Он не скрывает преступлений Марии, но показывает, что её портила власть. Месяцы, проведенные в тюрьме, были для Марии временем очищения. Она научилась думать о себе как о личности, а не как о монархине. И чем ближе смертный час, тем больше высвобождается личность. Мария теперь обращается к небу. В этом очистительном порыве Шиллеру видится стремление, что человечество обретёт человеческое в себе, пройдя через века жестокости и искупительных страданий.
«Мария Стюарт» была высшим достижением Шиллера в области реалистической психологической драмы.
Среди других драм Шиллера можно назвать такие: «Дон Карлос», трилогия о полководце Тридцатилетней войны Валленштейне, «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль».