Значение английского театра Возрождения

 

Высокий реализм театра Шекспира был предопределен не только личным гением поэта. Всё его творчество было тесно связано с народной и национальной традицией. Он выражал взгляды передовых слоев общества, разделяющих гуманистические позиции.

Сила шекспировского реализма в способности к широчайшим историческим обобщениям, в обнажении глубочайших противоречий времени, в сохранении неиссякаемой веры в человека.

Таким образом, английский театр, развившись позже итальянского и испанского, создал на рубеже XVI-XVII в.в. искусство, идейная зрелость которого предопределялась зрелостью самого исторического процесса – процесса решительной ломки феодальных форм жизни и закладки новых основ буржуазного общества.

С закатом Возрождения аристократические тенденции в английском театре заняли господствующее положение. На сцене царили кровавые, мрачные трагедии ужасов, полные безысходности и предчувствия надвигающейся катастрофы. Всё более грозным становился голос пуритан, давно воевавших с театром, требовавших его закрытия как рассадника безбожия и разврата. В 1642 г., когда пуританская буржуазия захватила в Англии политическую власть, парламент издал акт о запрещении всех публичных зрелищ. Развитие английского театра было прервано на годы.

Однако пуритане не могли уничтожить память о великой эпохе английского театра.

Прошло время, и драматургия английского Возрождения, прежде всего драматургия Шекспира, вошла в плоть и кровь мировой театральной культуры, стала ее неотъемлемой частью, во многом определила путь ее развития. Сегодня нет ни одной страны, где бы ни ставились на сцене творения Шекспира. Великий английский поэт и драматург актуален в любую историческую эпоху.

ЭПОХА КЛАССИЦИЗМА.

 

Французский театр классицизма

 

Французский театр развивался под влиянием итальянской комедии дель арте. Но весь XVI век во Франции – нескончаемые феодальные войны, которые мешали развитию искусства и, в частности, становлению и развитию театра. Искусство может развиваться в обстановке стабильности общественной жизни, а стабильности не было. Стабилизация наступила в результате установления абсолютной монархии. Начало абсолютной монархии положено Генрихом IV, продолжено в годы правления кардинала Ришелье и завершено Людовиком XIV (прозванным «солнцем Франции»).

Абсолютная монархия как форма дворянской диктатуры явилась объединяющим началом общества, потому что Людовику удалось урегулировать интересы дворянства и буржуазии: были урегулированы политические противоречия, и в обществе сложилось равновесие политических сил. Каждому сословию в политической и экономической жизни было отведено соответствующее место. Это первое важное политическое завоевание абсолютной власти. Второе заключалось в том, что абсолютная монархия предоставила возможность для развития производства. Таким образом, прекратились войны, в обществе наступил мир, стало развиваться производство. Всё это породило веру в государство как «разум нации», и король – олицетворение этого разума.

Мыслители и художники положительно оценили идею «разумности государства», так как создались условия и для развития искусства, для творчества.

Идея «разумности» при Людовике XIV проникает во все сферы жизни. Устанавливается строгая регламентация (т.е. нормы общественного поведения) во всех областях жизни. От гражданина требуется выполнение государственных обязанностей – это долг гражданина перед государством (например, служба в государственном учреждении или служба в армии). Всё, что не соответствует государственным интересам, объявляется неразумным.

Господство разума устанавливается везде, в том числе и в литературе и искусстве.

В искусстве господство разума выразилось в новом художественном направлении, которое получило название классицизм (лат.classicus – образцовый).

Теоретики классицизма считали, что существует некая идеальная красота и абсолютный вкус. Воплощение идеальной красоты и вкуса они находили в произведениях античных писателей и художников – Гомера, Эсхила, Софокла и др. – и стремились подражать им в своем творчестве. Античное искусство – это образец для художников, писателей и поэтов. И самих поэтов, писателей, художников называли классицистами.

Классицизм как художественный стиль, и в особенности его ведущий жанр – классицистская трагедия, имеет отчетливое политическое содержание; в его основу положено прославление борьбы с эгоистическими страстями и проповедь самоотречения как высшее проявление героизма.