Английский театр после Шекспира
Драматургия Шекспира возникла не на пустом месте. Вокруг Шекспира – целая плеяда талантливых современников.
В социально-политической жизни Англии чем больше углублялась феодальная реакция при Стюартах, чем дальше отходили гуманистические идеалы и ближе надвигалась угроза гражданской войны, тем беспринципнее становилась драматургия. Публика посещает театры. Драматургов и пьес много. Но в пьесах – идейный и художественный упадок: утрачивается реализм в изображении жизни. Тенденция – развлекать во что бы то ни стало.
Первые десятилетия XVII века отмечены обострением социальных противоречий между растущей буржуазии и увядающим дворянством. Это не могло не оказывать влияния на всю английскую гуманистическую культуру и, конечно, на театр. В театре отмечается пестрота жанров, сюжетов, характеров. Среди множества идейно-художественных течений можно выделить два основных направления в ренессансной драматургии: демократическое и аристократическое.
Самым значительным художником демократического направления является Бен Джонсон (1573-1637), сын каменщика, затем студент, солдат, актер, драматург. Он был образованнейшим человеком своего времени, знатоком античной классики. В историю театра он вошел как создатель английской сатирической комедии. Его комедии отразили крах ренессансных иллюзий, трагическое отрезвление. На смену жизнерадостной поэтической шекспировской комедии пришла бытово-достоверная обличительная комедия Бена Джонсона.
Бен Джонсон опирался на традиции античной комедии, изучал теоретические труды римских и современных итальянских авторов и создал свою теорию комедии. Он требовал от комедии открытой дидактической тенденции, жизненного правдоподобия, последовательной типизации характеров. Особенно его занимала проблема комического характера. Он ввел в теорию комедии новое понятие, предвещавшее классицистский принцип построения характера, – юмор. По его мысли, юмор – ведущая черта комического характера, главная причуда, определяющая характер (у него даже две комедии имеют юмор в названии: «Всяк в своем юморе» и «Всяк вне своего юмора»).
Чаще всего основой юмора персонажей является гипертрофированный индивидуализм. Развенчание этого индивидуализма стало основной темой комедий Джонсона. Например, комедия «Вольпоне, или Лис» (1606). Здесь погоня за богатством – единственный побудительный мотив действий всех персонажей, их общий «юмор», главная страсть века.
Вольпоне – не мелкий жулик, он гений плутовства, философ стяжательства. Он притворяется смертельно больным и наслаждается тем, как вокруг него разгорается борьба вокруг его наследства. Чтобы завладеть наследством, надо угодить Вольпоне, и люди идут на все: юрист попирает законы, старик лишает сына наследства, муж тащит свою жену в постель Вольпоне. Все поглощены жаждой наживы. Здесь нет ни одного честного человека – все мошенники. Основная мысль комедии – несовместимость гуманистических представлений с действительностью. Отсюда сарказм, и смех его карающий.
Френсис Бомонт (1584 – 1616) и Джон Флетчер (1579 – 1625) – драматурги аристократического направления в английской драме. Они снисходительны к циничному индивидуализму современного человека. В их произведениях – проповедь аристократического гедонизма, чувственного наслаждения. Герои их комедий лишены подлинного душевного благородства, живут бездумно, спешат получить от жизни максимум удовольствий, ими управляют потребности плоти, а не духа.
Комедия Флетчера «Укрощение укротителя» (1606) писалась как полемический ответ Шекспиру. Ему показалось, что Шекспир проповедует рабскую покорность женщины мужчине. У Флетчера не Петруччио укрощает Катарину, а новая жена Петруччио, Мария, укрощает его самого. У Шекспира главное – любовь, и Петруччио укрощает Катарину не грубой силой, а любовью. А у Флетчера речь идет не о любви, а о ловкости: кто кого перехитрит. А в любви герои видят только плотскую сторону. В комедии Флетчера – блестящая интрига, веселая чехарда путаниц и смешных положений.
Самый распространенный жанр в творчестве Бомонта и Флетчера – трагикомедия, самая знаменитая – «Филастер» (1610), написанная в соавторстве.
В трагикомедиях Бомонта и Флетчера главное – внешняя занимательность сюжета, нагромождение событий, случайностей вместо раскрытия психологии персонажей. Они были поклонниками испанской драмы «плаща и шпаги», а также той особенности в содержании пьесы, что король – неприкосновенная фигура для театра и драмы.
Но эти пьесы благодаря своей театральности пользовались большим успехом у лондонской публики.
Итак, с Шекспиром ушли большие проблемы.
С Беном Джонсоном ушли последние остатки гуманистических идеалов.
С Деккером и Хейвудом (драматургами после Шекспира) кончилось реалистическое искусство.
Бомонт и Флетчер принесли с собой политическое раболепство.
«Трагедия ужасов» наводнила сцену мелодраматическими жестокостями, лишенными всякого жизненного смысла.