Английский театр

АНГЛИЙСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Организация театрального дела в Испании

 

В 70-80-х гг. XVI века возникает сеть публичных театров и большое количество театральных трупп. В это период в Испании гастролировала итальянская комедия дель арте. Она оказала заметное влияние на расцвет испанского театра, что выразилось не только в актерском искусстве, но сказалось и на эстетике сценического искусства, и на организации театрального дела.

В 1608 г. появилось специальное «Законоуложение о театрах», в котором говорилось о цензуре, о разрешении или запрещении ставить ту или иную пьесу, о создании новых театров, об их статусе. Королевский Совет назначал Протектора – руководителя всех театров, который и ведал, кроме всех перечисленных дел, еще и финансовыми. В «Законоуложении» обращалось внимание на бытовые вопросы жизни труппы, на этику отношений в труппе. В нем, в частности, говорилось:

· Зрители не должны заходить в актерские уборные;

· Женщины и мужчины не должны устраивать свиданья в театре, не совершать ничего неприличного;

· Актрисам не разрешалось надевать мужскую одежду и играть мужские роли, а мужчинам – играть женские роли;

· Актеры не должны исполнять непристойные танцы, к которым относились эскараман, чакона, сарабанда.

Конечно, намерения властей были серьёзны. Но некоторые запреты все-таки нарушались.

Актерских трупп было много; одни из них выступали, где придется, вели бродячий образ жизни; другие – так называемые «королевские» – играли в корралях, в домах знатных вельмож. Таких привилегированных трупп в Испании было 12; они играли ведущую роль в испанском театре «золотого века». В труппе было от 10 до 22 актеров (обычно – половина мужчин, половина женщин). Во главе труппы стоял актер – мастер на все руки: он совмещал в себе актера, режиссера, директора, администратора. Испанский актер должен был уметь делать всё: играть в драмах, комедиях, интермедиях, петь, танцевать. Очень ценилось умение импровизировать. От актера требовалась правдивость игры, он должен был вживаться в роль.

За свой труд актеры получали приличное вознаграждение, так что актеры считались богатыми людьми.

Театр будил в людях героический энтузиазм и патриотизм, которые должны побеждать душевную сумятицу. Театр будил воображение, показывая эпизоды рыцарства, чтобы оно вошло в жизнь; показывал страстную, верную любовь, чтобы и в жизнь вошла такая же любовь. Театр, таким образом, пытался улучшать нравы, отражая и преображая жизнь.

Усилия феодально-католической реакции притушили светочи театра испанского Возрождения. Однако, сохранился репертуар Сервантеса, Лопе де Веги, Тирсо де Молины и лучшие творения Кальдерона. Эти пьесы навеки остались великими живыми памятниками «золотого века» испанского театра.

 

 

Культурное движение, возникшее в ряде стран Западной Европы в XIV-XVI в.в. и получившее название Возрождения, было вызвано ростом производительных сил в недрах феодального общества и развитием новых форм общественных отношений; оно знаменовало собой начало разложения феодального строя.

Передовые мыслители и писатели Возрождения боролись за духовное раскрепощение человеческой личности. Они провозглашали право человека на земные радости; прославляли красоту человеческих чувств и необъятные силы и возможности разума человека. В центре их внимания была человеческая личность с ее многосторонними запросами и интересами. Поэтому мыслителей и писателей этой эпохи называют гуманистами (от латинского слова humanitas – человечность или humanus – человечный).

Эта эпоха породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.

Подлинные культурные ценности и высокие образцы искусства гуманисты видели в культуре и искусстве древней Греции и Рима.

Несмотря на большие завоевания во всех сферах человеческой культуры, эпоху Возрождения было бы неверно представлять как некий «золотой век» всеобщего процветания и благоденствия.

Прогресс в экономике осуществлялся ценой жесточайших страданий народа.

Прогресс в духовной сфере, в культуре выявляет поразительные контрасты в поведении людей, где жестокость, предательство, подлость, лицемерие соседствуют с благородством, преданностью, добротой, любовью, красотой. Эти контрасты с удивительной прозорливостью подметил Шекспир в сонете № 66 (здесь он в переводе О.В. Румера):

Я смерть зову, глядеть не в силах боле,

Как гибнет в нищете достойный муж,

А негодяй живет в красе и холе;

Как топчется доверье чистых душ,

Как целомудрию грозят позором,

Как почести мерзавцам воздают,

Как сила никнет перед наглым взором,

Как всюду в жизни торжествует плут,

Как над искусством произвол глумится,

Как правит недомыслие умом,

Как в лапах зла мучительно томится

Все то, что называется добром.

Когда б не ты, любовь моя, давно бы

Искал я отдыха под сенью гроба.