Маски комедии дель арте

 

В комедии дель арте отсутствует психологическая характеристика персонажей. Состав труппы включал Влюбленных, стариков, мешающих развитию любовной интриги, и дзанни (слуг), которые должны были помочь привести интригу к благополучному концу. Таким образом, поначалу в труппе было шесть актеров. Потом в интересах углубления сатиры персонажей становилось больше: удваивалось количество и стариков, и Влюбленных, и дзанни. Потом стали появляться новые маски – служанка у одной из влюбленных в паре – Фантеска, потом – еще одна пожилая служанка. Далее еще одна маска – Капитан. Всех персонажей стало 13.

Но основные маски изначально были такие – Панталоне, Доктор – это маски господ; Бригелла, Арлекин – маски слуг. Происхождение масок таково:

Панталоне – это купец-венецианец. В XII-XIV вв. Венеция была крупнейшим торговым центром в Италии, и венецианский купец был фигурой героической, потому что благодаря купцам в то время шел расцвет и процветание Италии. Но в XV веке торговые пути переместились в другие страны, начался упадок торговли, и значение купцов угасло. Купец теперь старый, скупой, злой, но все еще уверенный, что он – крупная фигура. Именно таковым он и предстает в комедии дель арте.

Происхождение имени таково. Некоторые купцы «открывали» какой-либо необитаемый остров, не имеющий никакого значения для страны. Но они водружали на таком острове знамя святого Марка (с изображением льва). Потом докладывали в сенате, что они открыли для страны новые земли. Их называли «водрузители Льва» (по-итальянски – pianta Leone) – Панталоне.

В комедии дель арте это старый, богатый, скупой, хворый и хилый старик, любит ухаживать за женщинами, но всегда терпит неудачу.

В костюме его превалирует красный цвет (камзол, панталоны), чулки чаще всего желтые, головной убор тоже красного цвета, плащ и башмаки черные.

Доктор – старик-ученый из Болоньи. В XII веке Болонья была научным центром, там – старейший в Европе университет. Юристы Болоньи славились во всей Европе: они приспособили римское право к политическим, торговым и гражданским отношениям. Ученые университета Болоньи помогли обосновать теорию императорской власти Фридриху Барбароссе. Но к XVI веку передовые позиции этого научного центра утратились, научные центры переместились в другие города Европы. А у здешних ученых остались лишь амбиции, претензии на ученость.

Доктор в комедии дель арте чаще всего юрист. Он сыплет латинскими цитатами, но перевирает их нещадно. Он путает Ахиллеса с Геркулесом, в стих Горация вставляет латинские молитвы. Публика это понимала и комическому эффекту аплодировала. А если Доктор по ходу спектакля выступал на суде, то те, против кого была направлена его речь, обязательно выигрывали дело. Речь Доктора была центральным моментом сцены и вызывала бурный хохот.

Иногда Доктор был врачом. Тогда в его речах сыпались цитаты из Гиппократа и Галена и тоже перевирались. От медицинских советов Доктора здоровый человек заболевал, а больной выздоравливал вопреки его советам.

В комедии дель арте Доктор – старый, богатый человек, любит выпить, падок до женщин, но тоже бывает одурачен.

Костюм Доктора черный, как носили ученые средневековья, но широкий белый воротник и белый носовой платок за поясом – непременные детали. На голове черная ермолка, черная широкополая шляпа. Черный плащ завершает костюм.

Маска Доктора считалась одной из самых трудных; актер должен был быть образованным человеком, потому что только образованный человек мог создать комические эффекты с обрывками знаний и с использованием латыни. Маска Доктора была не во всех труппах комедии дель арте.

Дзанни – слуги, это душа комедии дель арте. Это плебеи из народа, из крестьянства.Они либо простоватые, бесхитростные, либо умные, жуликоватые. Самые популярные – Бригелла и Арлекин. Бригелла – первый дзанни, Арлекин – второй. Это канон, традиция.

Бригелла ловок, изворотлив, он себе на уме. Язык у него подвешен отлично, он хорошо приспосабливается к положению. Своему господину он служит за хорошую плату, а не за идею. Он всегда готов поживиться за счет своего хозяина. Что значит украсть? Это значит – найти вещь прежде, чем ее потерял тот, кому она принадлежала. Что такое краденое добро? Это вещи, которые наследуют раньше, чем умер их владелец.

Бригелла всегда против стариков, которые мешают молодым соединиться.

Маска Бригеллы очень трудная. Он должен завязывать и развязывать узел интриги, запутывать и распутывать извилистую нить сюжета. Он должен хорошо знать сценарий, чтобы после любых отступлений от сюжета в комических интермедиях, всегда вернуться к прерванной линии действия.

Его костюм – это крестьянская одежда северных провинций, головной убор немного напоминает широкий берет.

Маска Бригеллы дала многочисленное потомство – слуги в комедиях Лопе де Веги, Шекспира, Мольера, Бомарше.

Арлекин – второй дзанни. Он весел и наивен, в нем много непосредственности. Если Бригелла хорошо вписывается в любую ситуацию, то Арлекин действует наугад, нескладно, за что и получает побои. Он вызывает сочувствие к своим горестям, в то время как Бригелла вызывает восхищение своей ловкостью, находчивостью. Арлекин – крестьянский парень из Бергамо. Другие имена Арлекина – Труфальдино, Пасквино, Табарино, Граделлино, Меццетино и др.

Его костюм – тоже крестьянская одежда, но в отличие от Бригеллы, его костюм с большим количеством разноцветных заплат. Впоследствии стилизация их привела к символическому костюму Арлекина – из цветных ромбов; но это произошло в более поздние эпохи.

Фантеска – значит служанка. Беспомощная, наивная крестьянская девушка – деревенская дуреха, постоянно становящаяся жертвой своей наивности. Но она хочет оставаться честной девушкой. У нее веселый нрав, хорошее настроение. С течением времени эта маска как бы раздвоилась: стали появляться две служанки – постарше и помоложе. Старшая была замужней женщиной, а молодая становилась орудием интриги. Так появилась Коломбина, далее – Кораллина, Змеральдина, Арджентина, Мирандолина.

Существенной особенностью комедии дель арте было то, что актер всегда играл одну и ту же роль до конца своей актерской жизни: если он появился в труппе в амплуа Панталоне, то он всегда играет только Панталоне и т.п.

Количество масок огромно. Но образы, выражаемые ими, были сходны. Все они – образы-маски. Названные выше маски относятся к северным провинциям Италии. Южный квартет масок – это Ковиелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья.

Важнейшие отдельные маски – Капитан, Влюбленные, Фантеска.

Ковиелло – первый дзанни среди неаполитанских масок. Он задуман как южная параллель Бригеллы.

Пульчинелла, считают некоторые, происходит от Маккуса, персонажа древнеримских ателлан. Но вряд ли это так. Известно, что однажды группа актеров комедии дель арте шла в Неаполь, возвращаясь с очередной гастроли. Путь проходил мимо виноградников, где работали крестьяне, которые были уже игриво настроены и начали задевать актеров. Актеры не оставались в долгу, ибо словесная перепалка была их профессиональным приемом. Постепенно перевес оказывался на стороне актеров, но только один крестьянский парень не унимался, посылая в адрес актеров немало язвительных острот. Актеры решили пригласить его в свою труппу и спросили, как зовут из противника. Он принял предложение. Звали его Пуччо д’Аньелло. Когда он стал популярен, его сложное имя упростилось и превратилось в Пульчинеллу. Так возникла еще одна маска дзанни.

Скарамучча – тоже слуга, но с гитарой. К маскам господ принадлежит Тарталья (в переводе – заика) – некий чиновник.

Все маски-образы носили маски на лице. Маски не надевали женщины (служанки) и Влюбленные.

Расцвет комедии дель арте пришелся на середину XVII века, а к началу XVIII века она утрачивает свою популярность и значение. Тем не менее, комедия дель арте оставила заметный след в истории мирового театра.