Греческая комедия

Трагедии Еврипида обычно ограничиваются пределами семейных коллизий и по преимуществу поднимают вопросы морали.

Своим гражданским пафосом выделяется последняя трагедия Еврипида – «Ифигения в Авлиде». Она была поставлена уже после смерти Еврипида и завоевала первое место. В ее основу положен миф о том, как Богиня повелела Агамемнону принести в жертву его дочь Ифигению, чтобы Эллада, в которой царит свобода, победила Трою, в которой процветает рабство. Ифигения сначала просит отца пощадить ее. Но когда с развитием событий она убеждается в том, что ее жизнь нужна ее стране, ее охватывает героический порыв, и она сама идет на эту жертву.

Как видим, трагедии Еврипида существенно отличались от трагедий Эсхила и Софокла. Афинянам не нравилось, что Еврипид свободно обращается с мифами и официальной религией, реалистически изображает жизнь. Они считали, что это – нарушение традиционного характера трагедии. Поэтому так мало побед он одерживал на театральных состязаниях. Но уже в IV веке до н.э. его называли величайшим трагическим поэтом, и такое суждение сохранилось до конца античного мира.

У Еврипида появляется тема безысходности страданий человека.

Эсхил и Софокл – непревзойденные мастера в изображении взаимоотношений человека с согражданами и с государством (т.е. с властью).

Еврипид – непревзойденный в древности мастер изображения взлета и падения человеческой души и одолевающих эту душу страстей.

Несмотря на эти различия, в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида много общего. Прежде всего – это стремление показать общественные, философские и нравственные проблемы, волновавшие афинян в V веке до н.э. и решить их с гуманных позиций. Это и делало театр школой, воспитателем гражданских нравов.

Уже в творчестве Еврипида наметились два направления, по которым будет развиваться в дальнейшем греческая серьезная драма, – это трагедия страстей и драма, приближающаяся к бытовой (в последствии она получила название новоаттической комедии).

 

В греческой комедиографии назовем два крупных имени – это Аристофан и Менандр.

АРИСТОФАН (446-385 г.г. до н.э.)

 

С самого начала своей театральной деятельности Аристофан взял на себя роль мудрого наставника и не отступал от нее. Он написал более 40 комедий. До нас дошло 11. Первая его пьеса была поставлена, когда автору было 19 лет, и получила вторую награду. Его комедии и сегодня поражают бесстрашием своей сатиры, многообразием проблематики, в том числе политической.

В своих комедиях Аристофан поднимает самые разные вопросы: вопросы политики, в частности, войны и мира («Мир», «Лисистрата»), критикует деятельность государственных учреждений («Осы», «Всадники») или методы воспитания юношества («Облака»), или осмеивается новейшая драматургия («Лягушки»). В комедиях Аристофана выявилась политическая тема, – и в этом уникальность автора.

Комедии Аристофана пользовались большим успехом у зрителей. Его комедии – интереснейшее явление и с точки зрения содержания и с точки зрения театральной формы.

Белинский назвал Аристофана «последним великим поэтом Греции».

МЕНАНДР (343/2 – 292 г.г. до н.э.)

 

Творчество Менандра приходится на то время, когда Афины утратили свое господствующее положение. Это была так называемая эллинистическая эпоха (III – I в.в. до н.э.). К этому времени изменился и театр. Появляются актеры-профессионалы, объединенные в театральные товарищества. Трагедия утрачивает свое значение. Популярной становится комедия, на которую заметно влияние Еврипида. Комедию эллинистической эпохи называют новой аттической комедией.

Новая комедия стремилась к воспроизведению обыденной жизни, и игра актеров приобрела более жизненный характер, хотя по-прежнему женские роли исполнялись мужчинами, и маска в театре сохранялась.

Менандр был наиболее известным драматургом этого периода. Он написал более 100 пьес, но одержал лишь 8 побед. Возможно, что психологические тонкости в его пьесах не всегда нравились афинянам. Гораздо большим успехом пользовались грубоватые комедии Филемона, современника Менандра. Но после смерти Менандра его известность и слава о нем вышли за пределы Греции. Ему подражали или переделывали его комедии римские драматурги Плавт и Теренций.

«Брюзга» - единственная комедия Менандра, полностью дошедшая до нас.

Драматурга интересовали характеры, нравы людей, и формы их поведения. На это указывают уже названия комедий («Брюзга», «Льстец», «Трус», «Третейский суд» и т.д.). В его комедиях именно характер героя является главной пружиной действия. В одной из своих комедий устами героя Менандр говорит, что не Боги управляют судьбой человека, а его собственный характер.

Целью своих комедий Менандр ставил смягчение нравов, установление добрых отношений между людьми.