Театральное искусство – это искусство сценической интерпретации драматической литературы. Основным средством этой интерпретации является игра актера.

В драматическом произведении выписаны только роли действующих лиц, сценическую жизнь которым должны дать актеры. Но что представляет собой роль действующего лица? Роль представляет собой незначительную часть жизни человека. Но как актер может изобразить незначительный отрезок жизни человека, если он не будет знать всей жизни действующего лица, если он не представит себе, что было с этим человеком до того, как он пришел в пьесу, и что по логике развертывающегося в произведении действия должно с ним стать в будущем? Ведь всего этого автор драматического произведения актеру не говорит. Из пьесы можно узнать, какие слова произносит то или иное действующее лицо, но читатель не видит его перед собой, как живую личность, имеющую определенные манеры, голос, физиономию, цвет волос и т.д., не может составить себе представление об этом лице. А ведь для того, чтобы понять, что происходит в драме, разобраться в характере действующих лиц, мало знать, как они действуют, говорят и чувствуют; все это надо видеть и слышать. Полное представление об облике действующих лиц зрителю дает только актер. Актер находит в своей эмоциональной памяти такие богатые запасы жизненных представлений, которые помогают ему раскрыть то, что недосказано драматургом. Актер как бы показывает зрителю все то, что осталось за пределами текста пьесы.

Суть творчества актера в том именно и заключается, что он должен прежде всего поверить в чужой замысел, и не только поверить, но и сделать его своим, зажить той жизнью страстей, которая дана в пьесе, и осуществить этот замысел средствами сценического искусства. Актер одновременно и художник и материал для творчества: он строит образ персонажа, исходя из своего темперамента, своего голоса, своей пластики, своей музыкальности и пр.

Разъясняя молодым артистам особенности сценического искусства, К.С. Станиславский говорил:

«Поверить чужому вымыслу и искренне зажить им – это, по-вашему, пустяки? Но знаете ли вы, что такое творчество на чужую тему нередко труднее, чем создание собственного вымысла?.. Мы пересоздаем произведения драматургов, мы вскрываем в них то, что скрыто под словами; мы вкладываем в чужой текст свой подтекст, устанавливаем свое отношение к людям и к условиям их жизни; мы пропускаем через себя весь материал, полученный от автора и режиссера; мы вновь перерабатываем его в себе, оживляем и дополняем своим воображением. Мы сродняемся с ним, вживаемся в него психически и физически; мы зарождаем в себе «истину страстей»; мы создаем в конечном результате нашего творчества подлинно продуктивное действие, тесно связанное с сокровенным замыслом пьесы; мы творим живые, типические образы в страстях и чувствах воображаемого лица».

Искусство театра – исполнительское. Однако существенная особенность исполнительского искусства заключается в том, что оноосуществляется не просто художником, исполняющим произведение, созданное другим художником. Если бы это было так, тогда исполнительское искусство было бы лишено творческого характера. Особенность сценического искусства состоит в том, что исполнение осуществляется художником-творцом, создателем сценического образа, и не только талант актера, но и его личность отпечатываются в создаваемом им образе.

Актер всегда является одновременно и исполнителем и творцом, и творцом иматериалом для творчества. Материал актерского творчества – не глина, не бронза, не краски, не звуки, а сам актер – его психика, нервы, темперамент, его тело, его голосовой аппарат, его пластика и т.д.

Каждый вид искусства обладает своим специфическим «языком», то есть особым материалом и особыми «средствами» обработки и организации этого материала. Специфическим «языком» театра можно считать сценическое действие, понимаемое как единый органичный процесс, в котором раскрывается как психическая, так и физическая природа артиста.

Итак, искусство театра – это искусство действия. Актер своим творчеством превращает литературные персонажи в «действующих лиц». Театр на глазах у зрителя развертывает живое, конкретное человеческое действие. Он в высшей степени нагляден. Эта наглядность сопровождает способность театра отражать движение жизни через непрерывно развертывающееся действие, через сценическое осуществление конфликтов, представленных в пьесе.

Действие в театральном искусстве не самоцель, а путь к перевоплощению в образ. Перевоплощение, то есть создание сценического характера, образа на основе текста роли и психофизических данных актера, является конечной целью актерского искусства. Великие актеры – Мочалов, Сальвини, Ермолова, Щепкин, Станиславский, Хмелев, Щукин – вошли в историю театра, прежде всего, как создатели сценических характеров, как замечательные художники перевоплощения.

Еще одной важной особенностью театрального искусства является то, что здесьнельзя разделить творческий процесс и объективный результат этого процесса– спектакль. Это означает, что самое перевоплощение в искусстве театра продолжается непрерывно, и если перед нами не ремесленник, а актер-художник, то на каждом спектакле он будет вновь и вновь перевоплощаться и каждый раз как бы заново представать перед зрителем. Проблема перевоплощения – центральная проблема искусства актера.

Искусство перевоплощения не терпит ремесла и дилетантизма. Оно требует безупречной внешней и внутренней техники, позволяющей актеру легко и свободно вызывать в себе нужные эмоции и мысли и выражать их в отточенной форме.

Искусство театра по своей природе – искусство коллективное. Спектакль возникает как результат творчества многих художников. Создаваемый каждым участником спектакля образ выступает как составная часть единого образа всего спектакля. Но, подчиняя индивидуальное творчество идеям создания ансамбля, актеры и другие участники спектакля не растворяют в едином образе всего спектакля его конкретные стороны – образы действующих лиц. Ансамбль не означает потери художественной индивидуальности актеров, играющих в спектакле.

К понятию ансамбля театр пришел не сразу. Не всякий театр отличается ансамблевостью. В нашей стране своим ансамблем прославился Московский Художественный театр; он также оказал огромное влияние на всю мировую театральную культуру, и это влияние связано с высокой культурой ансамбля, которую утверждал этот театр всем своим творчеством.

С коллективным характером театрального искусства связано и появление режиссуры как профессии. Она возникла из необходимости определенной интерпретации драматургии и организации усилий всего коллектива театра для раскрытия и осуществления в спектакле единого замысла. Сейчас уже невозможно представить настоящий театр без режиссера в качестве его художественного руководителя. А ведь появление режиссера как самостоятельного художника в современном толковании относится лишь к концу ХIХ века.

Современный режиссер – идеолог и организатор спектакля. На нем лежит ответственность за идейно-художественное содержание спектакля, за его художественную целостность и выразительность. Одна из его важнейших функций – согласование различных актерских индивидуальностей в единый художественный ансамбль. Кроме согласования актерских индивидуальностей, на режиссере лежит обязанность согласования художественных и технических цехов, обслуживающих спектакль.

Главную задачу режиссера Станиславский видел в том, чтобы раскрывать «зерно» пьесы; помогать творчеству актеров, контролировать и согласовывать его, следить за тем, чтобы оно органически вырастало из единого художественного стержня; вместе с художником и композитором определять изобразительное и выразительное решение спектакля.

Творчество режиссера объединяет и организует все компоненты спектакля – от творчества актера до работы осветителя и бутафора, подчиняя их единому идейно-художественному замыслу. Режиссерское искусство включает в себя решение таких важных задач, как создание и раскрытие идейно-художественной концепции спектакля, определение его жанрового и стилевого решения, мизансценирование, создание сценической композиции, решение проблемы ритма и т.д.

Ещё в XIX веке направление развития театра определялось, главным образом, творчеством актера. В наше время – и это становится характерным для сценического искусства ХХ-XXI вв. – театральные направления определяются творческой позицией режиссера.

Театр – искусство синтетическое. Это означает, что искусство театра соприкасается с другими искусствами и усиливает свое воздействие на зрителя, используя их выразительные средства и технику. Современный театр немыслим без органичного использования живописи, скульптуры, архитектуры, музыки. Использование выразительных средств различных видов искусства, способствуя созданию художественной целостности спектакля, преследуют различные цели. Музыка может подчеркивать эмоциональное состояние, служить созданию самой эмоциональной атмосферы спектакля, способствовать ритмизации сценического действия. Средства музыкальной выразительности используются в каждом спектакле, если даже в нем и не звучит музыка. Пластика актера, его речь как бы подчиняются музыкальным ритмам.

Изобразительные искусства, особенно живопись, играют значительную роль в развитии театра. Но реализм в театре определяется не бытовой достоверностью внешнего оформления, а правдой мыслей и чувств, которые несет актер.

Синтетичность театрального искусства заключается не просто в том, что театр использует различные виды искусства, а в том, что эти искусства служат созданию сценического образа и подчинены задаче раскрытия жизни действующим актером.

Источник непреходящего значения и неповторимого обаяния искусства театра коренится в том, что оно представляет собой творчество, совершаемое на глазах у зрителя. Как известно, всякое искусство создается для зрителя, читателя, слушателя, так сказать, для своего «потребителя». Но, в отличие от живописи, кинематографии и других видов искусства, в которых зритель воспринимает готовые результаты творчества художников, коренная особенность эстетического восприятия в театральном искусстве заключается в том, что зритель имеет дело с восприятием не одного только результата, но и самого творческого акта.

Особенность театрального искусства и в том, что его произведение – спектакль – не сохраняется в качестве материального памятника культуры, он не фиксируется, не приобретает своего овеществленного выражения. Правда, спектакль можно записать на пленку, но он при этом потеряет свои существенные признаки и обаяние. Произведения сценического искусства живут лишь до тех пор, пока идет спектакль, пока не прекратился творческий процесс, и умирают вместе со своими создателями.

В этих особенностях сценического искусства заключена не только его известная ограниченность, но и громадное преимущество. Как бы ни было велико эстетическое наслаждение, доставляемое созерцанием любого художественного произведения, оно никогда не сумеет заменить радости, доставляемой восприятием самого процесса художественного творчества. Зритель может десятки раз смотреть один и тот же спектакль, но каждый раз он имеет дело с рождением нового художественного произведения. В этом – одно из существенных отличий спектакля от фильма, заснятого на пленку.

Зритель в театре становится сотворцом участников спектакля. В театре не только актеры вызывают определенные чувства и мысли у зрителей, но и сама атмосфера зрительного зала оказывает исключительное влияние на самих актеров.

В процессе исторического развития сценического искусства наряду с драматическим театром сложились и такие его виды, как театр музыкальный (опера, балет) и пантомима.

Основное отличие музыкального театра от драматического заключается не просто в самом факте использования музыки (музыка может быть широко использована и в драматическом спектакле), а в том, что в музыкальном театре именно музыка, а не литературный текст (либретто) становится основой для театрального представления. В музыкальном театре композитор играет роль, аналогичную той, которую в драматическом театре играет драматург.

В опере синтетичность театрального искусства получила наиболее полное выражение. Опера органически сочетает в едином театральном представлении музыку, вокальное искусство, актерское исполнение, драматургию, танец, изобразительное искусство.

Оперное искусство пользуется более условными изобразительными, чем театр драматический. Однако именно условный характер изобразительно-выразительных средств оперного искусства позволяет ему через музыку и пение усиливать эмоциональное воздействие произведения, ярче выявлять психологический подтекст выраженной им драмы.

Особое место в театральном искусстве занимает пантомима. Пантомима – один из первичных видов театрального представления. В ней художественный образ раскрывается без использования речи, средствами пластического движения, жеста и мимики. На протяжении всей истории театра элементы пантомимы широко использовались во всех театральных системах. Однако в настоящее время в качестве самостоятельного вида театрального искусства она занимает ограниченное место.

Балет как самостоятельный вид искусства также является особого рода театральным творчеством: здесь танец, музыка и пантомима сочетаются с драматургическим замыслом. Балет как определенная и специфическая форма театрального искусства хореографическими средствами выражает драматическое, программно-образное содержание.

Наглядность, способность воздействовать на большие массы людей, эмоциональность делают театральное искусство одним из наиболее действенных и демократических форм духовного воспитания народа.

 

 


Происхождение театра и драмы

 

Театральное искусство - это искусство преображения человека в иной образ.

Возможно ли в практике первобытного общества обнаружить такие явления, которые давали бы основание говорить о театральном искусстве в первобытной общине?

Конечно, если рассматривать театр таким, каким он сформировался и существует ныне (то есть, как искусство сложное, объединяющее в себе творчество драматурга, режиссера, актера, художника, композитора и других работников театра), то, понятно, что такого театра в первобытной общине не было. Такой театр можно обнаружить в рабовладельческом обществе, а иногда – только в феодальном, то есть еще позже. Поэтому, как правило, история театра начинается с рассмотрения театральных систем древней Греции и Рима.

Если принять во внимание в качестве самого существенного признака театра преображение человека в иное существо, то можно обнаружить в общественной практике первобытного человека такие действия, когда он в тех или иных целях, тем или инымспособом преображается якобыв иное существои в этом преображенном видедействуетперед теми или инымизрителями.

Изучение магических действ древних, их охотничьих ритуалов и обрядов, игрищ и празднеств как раз и свидетельствует о том, что человек преображал себя в другое существо при помощи маски, разного рода ряжения.Еще одной из характерных черт примитивных драматических действ было то, что в этих действах участвовали только мужчины. Впоследствии актерское искусство во многих странах было представлено мужчинами вплоть до конца XVII – начала XVIII века.

Таким образом, в основе театра как вида искусства лежат ритуальные и магические действа древних, в которых их участники преображали себя в иные существа при помощи ряжения, маски, раскраски тела и т.д. Театр и драма развивались в тесной взаимосвязи.

Почти у всех древних народов возникали обряды, ритуалы, празднества, связанные с сезонными сельскохозяйственными работами, с охотой, с рыболовством (если это была основа жизни народа), и, конечно, с почитанием Богов.

Празднества, ритуалы, обряды были и у древних греков. Они и стали колыбелью театра. Самыми яркими, самыми значительными были празднества в честь Бога Диониса. Дионис не был Богом-Олимпийцем, «статус» его менялся: вначале он почитался Богом производительной силы природы, и греки его изображали в виде быка, затем – козла, которые считались священными животными. Позже, когда греки научились возделывать виноград и делать вино, Дионис стал почитаться Богом виноградарства и виноделия. И лишь тогда, когда у греков родился театр, Дионис стал почитаться Богом поэзии и театра. Празднества в честь Диониса – Дионисии – проходили несколько раз в году, они приурочивались к сельскохозяйственным работам, связанным со сбором урожая винограда, приготовлением вина и т.д. Самые яркие – Великие Дионисии – проходили в Афинах весной, когда пробуждалась природа, и было готово вино осеннего урожая. Они длились несколько дней. Празднества у греков никогда не бывали днями праздности, обжорства, пьянства. Это были праздники с четко регламентированными ритуалами. На них выступали ряженые, составлявшие свиту Диониса. Самого Бога изображали в облике козла (священного животного), и сами участники шествия в свите обряжались в шкуры козлов. Это были пляшущие почитатели Диониса в облике козлов-трагов (трагос по-гречески – козёл; трагедия – от слова трагос). Шествие было многолюдным, длинным. В конце шествия звучали уже не священные гимны, а весёлые песни комоса (комос по-гречески – песни подгулявшей толпы – комедия).

В честь Диониса пели дифирамбы – хвалебные гимны. Содержанием дифирамбов были мифы о страданиях, смерти и последующем воскресении Диониса (такого рода мифы есть у всех земледельческих народов). В хоре был запевала, который в песне рассказывал о тех или иных событиях из жизни Богов, а хор вторил ему. Миф как бы оживал перед участниками праздника. Дифирамб вначале подразделялся на эпическую и лирическую части. Эпическую часть вел запевала, а лирическую – пляшущий хор трагов. Таким образом, получался своего рода диалогмежду запевалой и хором, то есть предтеча драматического действия, конфликта.

Следовательно, первоначальная греческая драма была зоопантомимой.

(Рождение театра из пантомимы подтверждается историей восточного театра (Япония, Китай, Индонезия, Малайзия и др.). Сначала пантомима была совсем без слов или с незначительным словесным сопровождением; потом она сопровождается текстом мифа, отдельно распеваемым; наконец, текст и действие сливаются в одном исполнителе – актере, что, возможно, служит исходным пунктом освобождения лица актера от маски.)

Драма, таким образом, развилась из козлиной пантомимы, а содержание ей дал дифирамб.

Мифы о Богах и героях (то есть, в конечном итоге – о предках), несомненно, послужили почвой для древнегреческого театра.

Пятнадцать столетий античности в истории мировой художественной культуры – живительный и неиссякаемый источник, из которого черпало вдохновение всё позднейшее искусство. В искусстве античности всегда остается привлекательным ее эстетический идеал: сознание ценности и красоты человеческой личности, вера в ее безграничные творческие возможности.

Художественная культура античности считается колыбелью мировой культуры. Пятнадцать столетий античности – это небывалый взлет, выразившийся в прекрасных творениях литературы и философии, архитектуры и театра, скульптуры и живописи.

Античной культуре были известны достижения Египта и древнего Востока. Но в создании выдающихся произведений искусства она пошла своим неповторимым путем.

Сам термин «античный» возник в XV веке, в переводе с латинского antiques означает «древний» и употребляется только по отношению к истории и культуре древней Греции и древнего Рима.

Античное искусство Греции в своем развитии прошло несколько периодов, оно знало периоды величайшего расцвета и упадка. Этапы развития античной культуры таковы:

Крито-микенский (эгейский) период (III – II тысячелетие до н.э.)

Гомеровский период (XI – VIII вв. до н.э.)

Архаический период ( от рубежа VIII-VII вв. до VI в. до н.э.)

Классический период (V – IV вв. до н.э.)

Эллинизм (III – I вв. до н э.)

Расцвет античного греческого театра пришелся на классический период (V век до н.э.).

 

АНТИЧНЫЙ ТЕАТР

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

 

У древних греков, как и у всех земледельческих народов, были свои обряды, ритуалы, празднества, связанные с сезонными сельскохозяйственными работами и, конечно, с почитанием Богов. Из них и родился театр – величайшая ценность мировой культуры.

Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества.

Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией. В Греции жрецы не препятствовали изображению Богов в образе людей. Поэтому мифы – религиозные сказания – богаты жизненными мотивами.

Греческая трагедия целиком основывается на мифологии. Носквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и нравственные воззрения.

Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободно следить за тем, как эти мифы переработаны творческой фантазией драматурга. Роль трагических представлений в общественно-политическом и нравственном воспитании была огромна.

Первым афинским трагическим поэтом был Феспид. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.

Своего высшего выражения театральное искусство достигло в V веке до н.э. в творчестве трех великих трагиков – Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографов Аристофана (начало IV в. до н.э.) и Менандра (IV – начало III в. до н.э.).

Проведением торжеств в честь Диониса стали заведовать афинские государственные должностные лица.

Афинский государственный строй в V в. до н.э. был демократией, но демократией рабовладельческой. Это означает, что полноправными свободными гражданами были лица мужского пола. Женщины ни в одном греческом городе-государстве не пользовались политическими правами. Не пользовались политическими правами и рабы (как правило, иноплеменники). Демократическое правление означало свободу слова, все вопросы решались в народном собрании, перед законом все были равны.

Главой афинской демократии был Перикл. Его правление длилось 28 лет (с 457 по 429 г.г. до н.э.). Это время называют «золотым веком» Перикла.

В этот период Афины становятся центром всей Греции. Остальные города платили Афинам большие налоги, за счет которых полноправные афинские граждане получали вознаграждения за государственную службу, пособия на посещение театра; на эти же средства устраивались и сами праздники и т.д.

«Золотой век» Перикла знаменит и тем, что в этот период получили развитие научные знания в области астрономии, математики, физики, философии, расцвели искусства и, в частности, театр. В этот период была организована система обучения подрастающего поколения, которую составляли философия, риторика (искусство красноречия), литература, история, политика.

Театральными делами, в том числе и организацией театральных представлений, ведал высший представитель государственной администрации – архонт, которого ежегодно переизбирали.

Сами же театральные представления в Афинах вылились в форму театральных состязаний, традиционную для всех древнегреческих зрелищ. Это были состязания поэтов-драматургов, постановщиков, а потом и первых актеров.

Проведение таких состязаний требовало и предварительной их подготовки и затраты довольно больших средств. Это была очень хлопотная работа. Но афинские граждане в «золотой век» Перикла охотно шли на большие материальные жертвы в пользу сограждан, зная, что таким путем можно завоевать популярность, а это открывало большие перспективы для активной политической деятельности.

При отборе пьес для состязаний учитывались литературные достоинства пьесы, а также и личные качества её автора.

Каждый автор должен был представить на состязания трилогию. Театральные представления проходили в течение целого дня и длились несколько дней. По окончании состязаний выборное из сведущих в театральном искусстве людей выносило решение о том, кому присуждено первое место, кому – второе, кому – третье. Третье место означало провал. Завоевавший же первое место щедро вознаграждался: размер этого вознаграждения был равноценен целому состоянию.