Телевидение

Цирк

Эстрада

М у з ы к а Л и т е р а т у р а

Архитектура Изобразительное искусство

П р о с т р а н с т в е н н ы е и с к у с с т в а

Таблица классификации искусств

Таким образом, искусство универсально бытует в обществе и универсально его воздействие на человека.

Функции искусства в обществе

Формы осмысления действительности называются формами общественного сознания, иными словами – это мысли, идеи, представления, сложившиеся в обществе.

Искусство является образной моделью человеческой жизнедеятельности.

Ценность искусства состоит в возможности совершенствования человека.

Искусство является средством общения между людьми. Художественный образ составляет природу искусства; он и воздействует на чувства человека – слух и зрение, являющиеся основными в восприятии искусства.

Искусство выполняет просветительскую функцию. Искусство несёт в себе определённый род знаний о жизни и тем самым играет роль просветителя. Газетная информация подчас не даёт столько и таких знаний, как роман, спектакль или кинофильм. Как скудны были бы наши знания, если бы они ограничивались только сведениями из учебников или газет, например, о Великой Отечественной войне! Киноэпопея режиссера Ю. Озерова «Освобождение» несравненно больше рассказывает нам о трагедии века, чем информация из исторических документов. Таким образом, и просветительская функция искусства – это познание жизни посредством эмоционального переживания.

Искусство выполняет воспитательную функцию. Не следует понимать эту функцию упрощённо – как поучение, наставление, проповедь. Искусство вырабатывает в нас определённую систему нравственных ценностей. Воспитательная сила искусства состоит в том, что оно заставляет людей переживать. А пережить что-либо, – значит, приобщить это событие к своей личной жизни, сделать фактом своей биографии.

Искусство обладает способностью возбуждать чувство эстетического удовольствия, наслаждения от восприятия его произведений. Эта его способность и притягивает человека. Произведение искусства заключает в себе не только художественную информацию, вызывающую нашу эмоциональную реакцию, но также и информацию о творческом даре, о мастерстве человека, создавшего истинно художественное произведение. Более четырёхсот лет потрясает публику «Джоконда» Леонардо да Винчи или «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Великое искусство обретает право на бессмертие.

(искусства простые, воспринимаются зрением,

художественный образ в пространстве статичен)

живопись скульптура графика художественная

фотография

 

В р е м е н н ы е и с к у с с т в а

(искусства простые, воспринимаются преимущественно слухом,

художественный образ динамичен, развивается во времени)

эпос лирика драма (род)

эпопея ода трагедия

поэма гимн комедия

роман дифирамб драма (жанр)

повесть элегия сатира

рассказ эпиграмма трагикомедия

очерк эпитафия мелодрама

басня водевиль

баллада фарс

П р о с т р а н с т в е н н о – в р е м е н н ы е и с к у с с т в а

(искусства сложные, синтетические; воспринимаются зрением и слухом, художественный образ динамичен, развивается во времени и в пространстве)

Театр (драматический; музыкальный: оперный, балетный; пантомима)

Кино (художественное, документальное)

 

Прежде чем говорить о театре как виде искусства – еще несколько слов о драматической литературе (т.е. драме) как основе театра, а для этого вспомним, чем отличается драма от эпоса и лирики.

Обширная сфера художественной литературы подразделяется на три рода: эпос, лирику и драму.

В эпосе действительность отражается наиболее развёрнуто, широко и многоохватно. Человеческие характеры показываются на широком жизненном фоне, в тех обстоятельствах, которые их окружают и заставляют действовать. Сюжет выступает как система событий. В сюжете раскрывается общественный конфликт в его динамике, развитии, разрешении и следствиях. Основной способ изображения – повествование. И повествование ведётся всегда в прошедшем времени. К эпическим произведениям относятся – эпопея, поэма, роман, повесть, рассказ, очерк, басня, баллада.

В лирике человеческий характер раскрывается через переживание, внутреннее состояние, жизнь чувства. Писатель в лирическом произведении вообще не изображает никаких явлений окружающей действительности, а говорит только о своих собственных переживаниях и мыслях. И это описание даётся всегда в настоящем времени.

Лирические произведения чаще всего бывают написаны стихами, но есть немало лирических произведений, написанных прозой, например, «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева или произведения М.М. Пришвина.

К лирическим произведениям относятся – ода, гимн, дифирамб, сатира, элегия, эпиграмма, эпитафия.

Во многих произведениях черты эпоса и лирики нередко соединяются, это характерно для некоторых поэм, баллад; сюда следует отнести и лирические отступления в романах и повестях.

Драма является особым родом литературы, она предназначается для воспроизведения её на сцене театра. В классической драме нет авторского повествования (если не считать авторских ремарок). Характеры раскрываются в ней через прямую речь персонажей (монолог и диалог).

Диалог (и монолог) представляет собой действие, которое носит драматический характер.

Что означает драматизм, точно и убедительно объясняет В.Г. Белинский: «Драматизм состоит не в одном разговоре, а в живом действии разговаривающих одного на другого. Если, например, двое спорят о каком-нибудь предмете, тут нет не только драмы, но и драматического элемента; но когда спорящие, желая обрести друг над другом поверхность, стараются затронуть друг в друге какие-нибудь стороны характера или задеть за слабые струны души и когда чрез это в споре выказываются их характеры, а конец спора ставит их в новые отношения друг к другу, – это уже своего рода драма». (Полн. Собр. Соч., т.V, стр. 62)

Иными словами, действие персонажа – это его поступок по отношению к другому персонажу. Действия персонажей драматического произведения всегда направлены друг на друга и всегда конфликтны.

Действие персонажа в драме всегда отвечает на вопросы:

что делает персонаж? – (собственно действие)

для чего он делает это? – (цель действия)

как он делает? – (приспособление к действию)

Действие всегда выводится из подтекста, а не из прямого текста персонажа.

Подтекст – это смысл текста, это намерение персонажа по отношению к партнеру.

Например, спорят двое о том, следует или не следует гулять под дождем. Есть ли в этом споре драматическое действие? Если этот спор остаётся в рамках чисто медицинских или обыденных соображений, то драматического действия тут нет. Но если в процессе спора один из спорящих хочет высмеять другого, то такой спор является драматическим действием. Он при этом может говорить вроде бы не обидные слова, но весь его тон будет издевательским по отношению к тому, над кем он насмехается. Вот это и будет его действием.

Действие в драме всегда ведётся в настоящем времени, даже если в пьесе представлена жизнь прошлых эпох. Благодаря этой особенности драма способна оказывать сильное эмоциональное воздействие на зрителей.

Структурообразующим элементом драмы является событие. Иными словами, драма – это цепь событий. Событие – это происшествие (отвечает на вопрос: что случилось? что произошло?). В событии всегда содержится действие. Можно сказать, что событие – это сумма обстоятельств с одним действием. Это свойство события отличает его от обстоятельств, в которых оно совершается: обстоятельств может быть много, но если действия в них мы не обнаружим, то значит, события нет.

Событие меняет направление действия, линию поведения персонажей. В крупные события всегда вовлечены все персонажи.

Ряд последовательных событий образуют событийный ряд.

В событийном ряду следует различать как минимум три крупных события: исходное, главное и финальное.

Исходное событие либо находится за пределами пьесы, либо совершается «с открытием занавеса»; в любом случае оно протекает у нас на глазах. Исходное событие – это исток действия. Без исходного события не могла бы состояться пьеса. В исходном событии намечаются все взаимоотношения. Исходное событие – повод для реализации конфликта.

Главное(или центральное) событие – это событие, круто поворачивающее всё действие. В него вовлечены все персонажи. В этом событии конфликт достигает самого высокого напряжения (это кульминация драмы), здесь происходит перелом в борьбе.

Финальное событиенаходится в конце пьесы.В этом событииконфликт полностью реализуется, подводится идейный итог борьбе (в нем заключена сверхзадача).

События в драматическом произведении (в пьесе) отыскиваются не в сюжете, не в тексте действующих лиц (это поверхностное представление о драме), а в подтекстах, в поступках, в развитии действия, совершаемого персонажами.