Часть I. Мировой театр от истоков до конца XVIII века

Лекции для студентов заочного и вечернего отделения

Дополнительная литература

Учебной и научной литературы по истории русского театра.

Список

Обязательная литература:

1. «История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века» под редакцией Н.С. Пивоварова «ГИТИС» Москва, 2005

2. «Русский драматический театр» под ред. Б.Н. Асеева, А.Г. Образцовой. М. «Просвещение» 1976

3. Давыдова М. «Конец театральной эпохи» «Золотая Маска. «О.Г.И. М. 2005

4. Крымова Н. Имена. Избранное: в 3-х книгах. М., 2005

5. Русский авангард»: Изобразительное искусство. Литература. Театр: Хрестоматия. Составители: Загянская Г.А., Иванова М.С., Исаева Е.И.. М.: РАТИ-ГИТИС, 2007

6. Загянская Г.А., Иванова М.С., Исаева Е.И. «Русский авангард»: Изобразительное искусство. Литература. Театр: Учебное пособие. М.: РАТИ-ГИТИС, 2007

 

  1. Авангард и театр 1910–1920-х годов : антология. – Москва: Наука, 2008. – 704 с. – (Искусство авангарда 1910–1920-х годов).
  2. Духанина, Любовь. Куклы и театр / Любовь Духанина. – Москва, 2002. – 120
  3. Зингерман Б. Театр Чехова и его мировое значение. М.1998
  4. История русской драматургии XXVII- первой половины XIXвека. Л. 1982г.
  5. Куликова К. «Российского театра первые актеры» Лениздат 1991-
  6. Марков П. О театре: в 4т. М. 1977
  7. Мейерхольд в русской театральной критике. Сб. М. «Артист. Режиссер. Театр» 1997
  8. Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века . М. «Артист. Режиссер. Театр» 2004
  9. Моисеева Г.Н. Сб. Русская драматургия XVIII века М. «Современник» 1987
  10. Моров А.Г. «Три века русской сцены» в 2-х томах М. «Просвещение» 1978
  11. Народный театр. Сб. М. Советская Россия 1991
  12. PRO SCENIUM.Вопросы театра/ Сост. И ответственный редактор В.А. Максимова.Изд.2-е испр.-М,: Издательство ЛКИ, 2007
  13. Парадокс о драме. Перечитывая пьесы 20-х-20-х годов. Составитель Вишневская И.Л. М. Наука 1993
  14. Русский авангард»: Изобразительное искусство. Литература. Театр: Хрестоматия. Составители: Загянская Г.А., Иванова М.С., Исаева Е.И.. М.: РАТИ-ГИТИС, 2007
  15. Рудницкий К. Мейерхольд –М.: Искусство, 1981
  16. Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. М. Искусство 1986
  17. Смелянский А. Предлагаемые обстоятельства. М., 1999
  18. Соловьева И. Ветви и корни. М.1998
  19. Соловьева И. Художественный театр. Жизнь и приключения идеи. Москва. Издательство «Московский художественный театр» 2007
  20. Старикова Л.М. Театр в России XVIII века. М., 1997
  21. Театр Анатолия Эфроса. Сб. М., 2001
  22. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: в 2-х кН. Л., 1988
  23. Хайченко Г. Страницы Истории советского театра..М. Искусство 1983
  24. Чехов М. Путь актера М. «Согласие» 2000
  25. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М. «Книга» 1988
  26. Эстетика. Словарь. М. Издательство политической литературы 1989
  27. Эфрос А. Репетиция – любовь моя. М., 1975
  28. Макаров, С. М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В

дебрях позорищ, потех и развлечений / С.М. Макаров. – Москва: Либроком,

2010. – 208 с.

  1. Абелюк Е., Таганка. Личное дело одного театра (+ DVD-ROM) / Е. Абелюк, Е. Леенсон. – Москва: Новое литературное обозрение, 2007. – 648 с.
  2. Театр как социологический феномен. – Москва: Алетейя, 2009. – 520 с.

(Социология и экономика искусства. Научное наследие).

  1. Тихвинская, Л. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908-1917 гг. / Л. Тихвинская. – Москва: Молодая гвардия, 2005. – 528 с. – (Живая история: Повседневная жизнь человечества).
  2. Бобылева, А. Л. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX-

XX веков / А. Л. Бобылева. – Москва: Едиториал УРСС, 2000. – 168 с.

  1. Вислова, А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков. Издательство: Университетская книга, 2009. – 288 с.
  2. Авангард и театр 1910–1920-х годов : антология. – Москва: Наука, 2008. – 704 с. – (Искусство авангарда 1910–1920-х годов).
  3. Немирович-Данченко, Владимир. Рождение театра. – Москва: АСТ, Зебра Е,

ВКТ, 2009. – 672 с. – (Актерская книга).

  1. «Табакерка». История театрального подвала, или 30 лет спустя : антология / Н. Каминская, А. Попов. – Москва: АСТ, Астрель, 2008. – 448 с. – (Жизнь

за кулисами).

  1. Якубовский А. Профессия: театральный критик. ГИТИС Москва 2008.
  2. Додин, Л. Путешествие без конца / Лев Додин. – Санкт-Петербург: Балтийские сезоны, 2009. – 480 с.
  3. Вислова, А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX–XXI веков. Издательство: Университетская книга, 2009. – 288 с.
  4. Авангард и театр 1910–1920-х годов : антология. – Москва: Наука, 2008. – 704 с. – (Искусство авангарда 1910–1920-х годов).
  5. Русский драматический театр : энциклопедия. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001. – 568 с.
  6. Мельникова, С. И. Коцебу в России / С. И. Мельникова. – Санкт-Петербург.: Изд-во СПб ГАТИ , 2005.– 220 с.: ил.
  7. Титова, Г. В. Мейерхольд и Комиссаржевская: модерн на пути к Условному театру: учеб. пособие для вузов / Г. В. Титова. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб ГАТИ,2006. – 176 с.: ил.
  8. Русский театр: 1824-1941. Иллюстрированная хроника российской театральной жизни / под ред. А. Мещерякова. – Москва: Мир книги, 2007. – 2-e изд. – 472 с.
  9. Евреинов, Н. Н. Двойной театр / Н.Н. Евреинов. – Москва: Совпадение, 2007. –303 с.
  10. Олег Ефремов и его время. – Москва: МХТ, 2007.
  11. Соловьева, И. Художественный театр. Жизнь и приключения идеи / Инна Соловьева. – Москва: МХТ, 2008.
  12. Забалуев, Владимир. Новая драма: практика свободы / Владимир Забалуев, Алексей Зензинов // Новый мир. – 2008. – №4.
  13. Перекресток. Новая драма. Кинотеатр.doc [Электронный ресурс] // Сеанс. – № 29/30. Триумф скорости. – Режим доступа: http://seance.ru/category/n/29-30.
  14. Фестиваль «Новая драма 2008» [Электронный ресурс] // Искусство кино. – 2009. – № 3. – Пьесы: Михаил Дурненков: Хлам (пьеса) Михаил Дурненков: Искусство вечно! Ярослава Пулинович: Наташина мечта Ксения Драгунская: Пробка. – Режим доступа: http://www.kinoart.ru/magazine/archive/03-2009.
  15. Михаил Угаров. Театр для всех. Беседу ведет Марина Шимадина [Электронный ресурс] // Искусство кино. – 2007.– № 3. – Режим доступа: http://www.kinoart.ru/magazine/03-2007/review/fis0703.
  16. [Подборка материалов о «Новой драме»]// Искусство кино. – 2004. – № 2. – Пьесы: Александр Родионов: Борьба молдаван за картонную коробку Вечеслав и Михаил Дурненковы: Культурный слой Эссе: Иван Вырыпаев: Сентенции Пантелея Карманова Статья: Михаил Угаров. Красота погубит мир!
  17. Кислова, Л. С. ТЕАТР.DOC: жизнь в режиме реального времени (проекты В. Леванова «Сто пудов любви», Е. Нарши «Погружение») // Филологический дискурс: вестник филологического факультета ТюмГУ. – 2007. – Вып. VI: Стратегии обновления в языке и культуре. – С. 21–30.
  18. Болотян, И. О драме в современном театре: verbatim // Вопросы литературы. – 2004. – № 5. – http://magazines.russ.ru/voplit/2004/5/bolo2-pr.html
  19. Забалуев, В. Время вербатима: От тоталитарного театра к поиску новой экзистенциальности / В. Забалуев, А. Зензинов // Современная драматургия. – 2004. – № 1. – С.
  20. Забалуев, В. Между медитацией и «ноу-хау»: Российская новая драма в поисках себя / В. Забалуев, А. Зензинов // Современная драматургия. – 2003. – № 4. – С.
  21. Липовецкий, М. Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых // Новое литературное обозрение. – 2005. – № (73). – http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/li27.html
  22. Мамаладзе, М. Театр катастрофического сознания: о пьесах – философских сказках Вячеслава Дурненкова на фоне театральных мифов вокруг «новой драмы» // Новое литературное обозрение. – 2005. – № (73). – http://magazines.russ.ru/nlo/2005/73/mama28.html
  23. Вахтангов без купюр [отрывки из книги: Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства / ред.-сост. Владислав Иванов. – Москва: Индрик, 2011] // Экран и сцена. – 2010. – № 21, 22, 23. – 2011. – № 1.

 

 

 

Введение. Театр как вид искусства

 

Искусство – это образное воспроизведение действительности, это мышление в образах. Произведение искусства отражает жизнь и одновременно является результатом художественной деятельности мастера, создавшего это произведение.

Искусство существует только в человеческом обществе, в животном мире искусства нет.

Когда человек начал выделяться из животного мира, начал создавать орудия труда, у него зарождалась потребность осмыслить окружающий мир и себя самого в этом мире. Люди начинали жить большими племенами, в которых огромную роль играл человеческий род. Родоплеменная жизнь – это первобытный человеческий коллектив, человеческое общество. В нем и рождалась потребность понять окружающий мир, осмыслить его, осознать.

Осмысление, осознание окружающего мира происходит в разных формах:

в форме религии, в форме морали, в форме философии, в форме науки,

в форме права, в форме политики, а также и в форме искусства.