Германия.
Скандинавские страны.
Франция.
Натурализм во французском театре. Драмы Э. Золя. Влияние Э. Золя на европейский театр. Неоромантизм во французском театре. Драматургия Эдмона Ростана (1868–1918), её роль в развитии европейской сцены рубежа ХIХ–ХХ веков. Неоромантические пьесы Ростана: «Принцесса Греза», героическая комедия «Сирано де Бержерак», комедия «Романтики».
Комеди Франсэз в последней четверти ХIХ века. Актерское искусство Франции рубежа ХIХ–ХХ веков. Крупнейшие актеры Франции: Бенуа-Констан Коклен-старший, его актерское амплуа. Исполнение им ролей Фигаро в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, Маскариля в «Смешных жеманницах» Мольера. Героический образ Сирано де Бержерака – вершина творчества Коклена. Гастрольная деятельность. Жан Муне-Сюлли – трагический герой. Лучшие роли: Гамлет, Отелло, Царь Эдип в одноименной трагедии Софокла. Гастрольная деятельность. Сара Бернар (1844–1923) – великая актриса мирового масштаба. Работа в театре «Комеди Франсез», создание собственного театра. Лучшие роли в трагедиях Расина, Корнеля, драмах Гюго. Шедевр актрисы – Маргарита Готье в «Даме с камелиями» А. Дюма-сына. Создание мужских образов. Сравнение с великой итальянской актрисой-современницей Элеонорой Дузе. Гастрольная деятельность. Студийные театры в Париже. «Свободный театр» Андре Антуана (1858–1943). Сценическая реформа А. Антуана. Постановка русских пьес: «Власть тьмы» Л. Толстого; «Нахлебник» И. Тургенева. Театр «Старая Голубятня», режиссерская и педагогическая деятельность Жака Копо.
Специфический характер норвежского романтизма – господство до 1860-х годов, так называемой, «национальной романтики».
Генрик Ибсен (1828–1906). Пьесы на сюжеты богатырских саг: «Богатырский курган», «Фру Ингер из Эстрота», «Воители в Хельгеланде». Философские пьесы Г. Ибсена: «Бранд», «Пер Гюнт». Реалистическая драматургия Г. Ибсена. Психологизм драматургии Г. Ибсена. «Кукольный дом». «Привидения». «Враг народа». Г. Ибсен как режиссер. Символистские пьесы: «Маленький Эйольф», «Женщина с моря», «Дикая утка», «Когда мы мертвые пробуждаемся».
Натуралистические тенденции и ориентация на иррациональное начало человеческой натуры в драматургии К. Гамсуна. Ницшеанская направленность психологизма трилогии К. Гамсуна: «У врат царства», «Игра жизни», «Закат».
Август Стриндберг (1849–1912). Эволюция драматургии А. Стриндберга. Психологическое напряжение, внутренний драматизм пьес А. Стриндберга. Значение творчества А. Стриндберга в период расцвета экспрессионизма. Драмы: «Фрекен Юлия», «Эрик XIV», «Путь в Дамаск». Статья «О новой драме и новом театре». Режиссерская и педагогическая деятельность А. Стриндберга.
«Философия жизни» Ф. Ницше. Статья «Натурализм в немецкой литературе». Журнал «Свободная сцена» Отто Брама. Театральная деятельность Отто Брама (1856–1912). Протест против жестокости и уродливости окружающего мира, усиления натуралистических тенденций. «Немецкий театр» и «Свободная сцена».
Драматургия Герарда Гауптмана (1862–1946). Натуралистические пьесы Г. Гауптмана: «Ткачи», «Бобровая шуба». Поэтические философские сказки: «Потонувший колокол», «Вознесение Ганнеле». Проблема «человека и среды», теория наследственности и их отзвук в творчестве Г. Гауптмана Реалистическое направление в творчестве – пьеса «Перед заходом солнца».
Мейнингенский театр, организация, творческие принципы. Сценография Мейнингенского театра. «Живописная» режиссура Людвига Кронека. Режиссура Ф. Дингельштедта и Э. Девриента. Влияние мейнингенцев на развитие мирового театрального процесса.
Макс Рейнгардт (1873–1943) – подлинный реформатор немецкой сцены конца XIX – начала XX веков. Его деятельность – важнейший этап в развитии западноевропейской режиссуры. Новый тип синтетического спектакля М. Рейнгардта. Театры Рейнгардта: Немецкий театр, Малый театр, театр-кабаре «Шум и дым», Новый театр, Камерный театр, Большой драматический театр (основа – цирк Шумана). Постановки шекспировских пьес. Обращение к древнему театру: «Орестея» Эсхила; «Эдип» Софокла; восточная пантомима «Сумурун». Учреждение Рейнгардтом Зальцбургского театрального фестиваля.